Полный текст статьи
Печать

         2016 год объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом дополнительного образования, целью которого   является реализация мер, направленных на объединение интересов детей, семьи, общества и государства, на воспитание личностей.

Внеклассная работа – в той своей части, которая связана с развитием индивидуальных творческих способностей детей через содержательное наполнение их досуга, самым тесным образом связана с дополнительным образованием.

«Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело. И если никого из учеников не будут чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый легко будет идти вперед в том, к чему (по велению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, и затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу» - Ян Амос Коменский.

 Слова чешского педагога-гуманиста актуальны и сегодня, когда учитель является проводником и координатором внеурочной деятельности. В конце учебного года мы проводим анкетирование учащихся, выявляем их интересы и пожелания, которые учитываем при составлении плана работы на следующий учебный год.  Примерные вопросы анкеты:

  1. В каких внеурочных мероприятиях по иностранному языку ты участвовал в этом учебном году?
  2. В каких викторинах и конкурсах ты бы хотел участвовать в следующем учебном году?
  3. Какие темы тебе наиболее интересны?
  4. Какие интересные формы работы ты сам мог бы предложить для организации внеурочной деятельности?

                     С учетом пожеланий учащихся мы планируем и организуем внеурочную деятельность. Это могут быть заочные и очные викторины, конкурсы, олимпиады, игры, дистанционные конкурсы. 

  В своей работе мы придерживаемся интересного начала включения учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут. Нам помогают стихи и музыка, пословицы и поговорки, загадки и ребусы. Например: по разгаданному ребусу учащиеся называют тему внеклассного мероприятия:      

Или загадка может помочь разгадать тему мероприятия: Он был лоцманом на Миссисипи, старателем на серебряных приисках Невады, золотоискателем Калифорнии, репортером, издателем. Настоящее имя писателя - Сэмюэл Лэнгхорн  (Марк Твен).

По первым аккордам мелодии «Падам-падам» учащиеся узнают героиню беседы или классного часа Эдит Пиаф, которой в декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения.

Знаменитая фортепианная пьеса-багатель. Багатель (фр. bagatelle – безделица) – это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.   Произведение на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Багатель входит в обязательную программу   в музыкальных школах всего мира.

В последнее время стали популярны web-викторины, которые мы успешно начали применять в своей работе. Примером могут послужить викторины, посвященные писателям-юбилярам 2016 года: Агнии Барто, Теодору Драйзеру, Джеку Лондону, Шарлотте Бронте, а также братьям Люмьер. Викторины могут быть очными и заочными. Мы помещаем вопросы заочных викторин и адреса сайтов, где можно найти ответы в кабинетах и на стенде иностранных языков с указанием сроков сдачи работ. Например:

Ответьте на вопросы web-викторины, пользуясь адресами сайтов:

http://kinocondor.ru/?page_id=222         

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://kakoyfilmposmotret.ru/pro-kino/724-bratya-lyumer-izobreli-kinematograf.html

http://www.m24.ru/articles/34544

https://otvet.mail.ru/question/15905604

http://grandpeople.ru/l_m_n_o/20_2.html

http://smotret-mir.ru/franciya/lion-vo-francii.html

http://www.calend.ru/holidays/0/0/2854/

Примеры вопросов викторины:

1. Это понятие впервые появилось во французском варианте и обозначало систему создания и показа фильма. О каком слове идет речь? (всего 20 вопросов).

Очная викторина, посвященная поэтессе-юбиляру Агнии Барто:

1. По книгам какого русского писателя, жившего в Ясной поляне, училась читать Агния. Чтению ее учил отец.

2.Кому Агния Барто посвятила стихотворение «Наша Таня громко плачет…?»

3. Этой работе Агния Барто посвятила девять лет своей жизни.  Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей. (всего 20 вопросов).

Занимательные задания позволяют увидеть необычное в самом обычном и привычном (Шесть шляп).

Это интересная и увлекательная форма занятий, при которой любой ребенок может проявить свои способности, не покидая город, имея компьютер и доступ в Интернет. Мы предлагаем учащимся составлять кроссворды, писать сочинения, составлять свои викторины, которые мы не только используем в школе, но и отправляем на различные всероссийские и международные конкурсы, в которых учащиеся занимают призовые места. Возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха чрезвычайно важно для ученика, особенно для тех детей, которые не уверены в себе, у таких детей повышается   самооценка и статус в глазах сверстников.   Дети активно участвуют в подобных мероприятиях (примеры).

 Современная жизнь, стремительная и насыщенная, требует от человека готовности к любым ситуациям. Широко, нешаблонно мыслить, развивать креативные способности, постоянно расти и самосовершенствоваться нужно все время, начиная со школы, а участие в подобных мероприятиях – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху и развитию учащегося. В конце учебного года мы награждаем самых активных учащихся грамотами, дизайн которых разработан учителями нашего МО. 

Мы хотим закончить наше выступление словами итальянского поэта Франческо Петрарка «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять свои знания к твоим нуждам».