Полный текст статьи
Печать

 Семья – это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.   Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи   между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших.

В современном мире все больше семей с одним родителем. И, как правило, этим родителем является мама. Подтверждением данному факту служить печальная статистика разводов, когда более половины семей расходятся и ребенок передается на воспитание одной из сторон.  Обычно ребенок остается с мамой, но тогда какую роль должен принимать отец в воспитании ребенка на расстоянии, с кого ребенок, а особенно мальчик должен брать пример? В нашем обществе так сложилось, что в основном воспитанием детей занимается женщина, отцу же ближе и привычнее статус «добытчика» в семье, а после «тяжелого» трудового дня папы удобно устраиваются перед телевизором на диване и просят их не беспокоить. Об этом и о многом другом пойдёт сегодня речь.

Мировосприятие малыша напрямую зависит от примера, подаваемого родителями – как мамой, так и папой. Для начала в своей работе мы разберемся с классификацией отцов. Поскольку, только поняв к какому «классу» относится ваш папа, можно понять какую роль он привнесет в воспитание ребенка, а также каким примером он может послужить для него. 

Отец непосредственно влияет на формирование у сына и дочери половой идентификации. Сын смотрит на отца как на пример. Это помогает ему развивать мужские черты характера и поведения. А дочери необходимо именно от отца получить признание своей значимости как женщины, которое происходит благодаря высокой самооценке девочки. Отец, который поддерживает ее в поступках и решениях, а также восхищается способностями и внешностью, закладывает те основы, благодаря которым девочка в будущем станет полноценной женщиной.

Если отец всегда раздражителен и нетерпелив, ребенку будет некомфортно рядом с ним. И брать с него пример ребенок не будет в силу того, что нахождение в обществе такого родителя будет неприятно, и малыш будет избегать его. В итоге ребенок не просто перестанет тянуться к папе, но и будет ввиду данного обстоятельства так же сторониться других мужчин и мальчиков. А значит будет перенимать интересы и манеры матери. Для девочки данное обстоятельство не так критично, как для мальчика, ведь не видя достойного примера отца и его влияния на семью, такие дети в более зрелом возрасте не способны создать собственную. Таким образом, образуется замкнутый круг. Из которого необходимо искать выход. Вот только как это сделать? Над этим вопросом, несомненно, ведутся бесконечные дискуссии семейных психологов, но универсального решения для всех семей не существует.

Все вышеизложенное это лишь небольшая толика того какое влияние оказывает отец на воспитание своего ребенка. Существует так же много на первый взгляд мелочей, которые с помощью влияния папы могут вылиться как в приятные детские воспоминания, так и в очень серьезные комплексы.

Классификация отцов.

Рассматривая множество предложенных классификаций по типу, по модели и т.д., мы предлагаем вам рассмотреть, как нам кажется, более подходящую.

Классификации отцов и их роли:

1. Большой друг. Вернувшись с работы, такой папа начинает бесконечную вереницу игр: собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки. Но на этом «большой друг» заканчивается, уверенный в том, что сделал все то, что от него требовалось. Посещение школы, проверка уроков - это всё он оставляет маме. «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что у ребенка будет много друзей, кто же ему будет папой?

2. Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

3. Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях. Такие отцы рискуют стать еще одной мамой.

4. Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своих любимых увлечений. Такие отцы не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком.

Модели отцовского поведения:

1.Отец-педант. Он требует, чтобы дом был примером порядка и дисциплины. Отцовство, по его мнению, состоит из требования соблюдать список правил, что приведет дитя к успеху. Ему недостает веры в своего ребенка, он не позволяет им принимать самостоятельные решения, касающиеся поворотных моментов их жизни. Все находится под его собственным тотальным контролем. При таком влиянии отца дети чаще всего растут бунтарями или же их воля полностью ломается, и они теряют свой жизненный стержень. Отсутствие эмоциональный поддержки со стороны такого отца приводит к длительным депрессиям. Особенно когда ребенок не оправдывает тех надежд, что возлагает на него отец.

2.Верный отец. Этот отец лоялен. Он говорит: «Мои дети для меня – важнее всего». Это он заявляет даже перед лицом тех требований, которые предъявляет к нему общество. Такой папа делает все, чтобы оставаться близким своим детям.

3.Беспечный отец. Действует по принципу «Я вас родил, материально обеспечиваю – этого достаточно. Вы должны быть мне за это благодарны.» Со всеми вопросами, капризами и просьбами обычно отправляют к матери. Лишь иногда он приходит к мысли, что нужно что-то поменять, но обычно на это находится множество отговорок.

Типология отцовства как воспитательной деятельности

1. «Эмоционально – отвергающий тип». В эту группу входят отцы, которые тяготятся детьми, игнорируют их потребности. Иногда жестоко с ними обращаются, считают детей обузой и проявляют общее недовольство ими.

2. «Гиперопекающий тип». В эту группу входят отцы, которые уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

3. «Поощряющий тип». Эти отцы предпочитают в воспитании детей обходиться без наказаний или стараются применять их крайне редко. Они уповают на поощрения и очень сомневаются, что наказания принесут какие – либо результаты.

4. «Игнорирующий тип». В воспитании детей этой группе отцов характерно недостаточное стремление к удовлетворению потребностей детей, они игнорируют их потребности. Вследствие чего, чаще страдают при этом духовные потребности детей в эмоциональном контакте, общении с родителями.

5. «Попустительский». Этим отцам характерна недостаточность требований – запретов.  В этом случае ребенку «всё можно». Даже если отцы, предъявляют какие, – то запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, занятий, время возвращения вечером, вопрос о курении и употреблении алкогольных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие – либо рамки в его поведении.

6. «Потворствующий тип». Эти отцы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Также они бессознательно проецируют на ребенка свои ранее неудовлетворённые потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счёт воспитательных действий.

7. «Гипоопекающий тип». Эта группа отцов характеризуется недостатком опеки и контроля. Дети остаются без надзора, отцы к ним проявляют мало внимания, не интересуется их делами, им «не до них». Наблюдается физическая заброшенность и не ухоженность детей. Отцы не включаются в жизнь детей. Они выпадают у них из виду. За них берутся лишь время от времени, когда случается, что – то серьёзное.

Итак, рассмотрев: классификации отцов и их роли; модели отцовского поведения; типология отцовства как воспитательной деятельности можно сделать выводы, к какому типу отцов относится непосредственно отец ребенка. А зная все плюсы и минусы можно уже сейчас помочь ему достичь взаимопонимания с ребенком, чтобы он стал для ребенка не только близким другом, но и предметом для подражания.

Что касается детей, которые воспитываются в неполной семье, то несомненно необходимо постараться не забывать, что в первую очередь вы родители и ответе за своих детей. Не важно, по какой причине распались отношения необходимо сделать все возможное, чтобы папа (мама) всегда оставались папой (мамой) и не сложившиеся отношения не отразились на ребенке. Перед разводом или расставанием желательно спокойно обсудить все спорные моменты – кто и сколько будет общаться с общими детьми и т.п., а после – постараться остаться друзьями, а главное – внимательными и любящими родителями.

Итак, рассмотрев: классификации отцов и их роли; модели отцовского поведения; типология отцовства как воспитательной деятельности можно сделать выводы, к какому типу отцов относится непосредственно отец ребенка. А зная все плюсы и минусы можно уже сейчас помочь ему достичь взаимопонимания с ребенком, чтобы он стал для ребенка не только близким другом, но и предметом для подражания.

 Мною проведен опрос в 4 «А» классе, к какому типу относятся отцы нашего класса. В классе 29 обучающихся, из них 24 человека проживают в полных семьях. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях проживают 5 человек. Задачи опроса выявить сущность отцовского влияния на формирование индивидуально-личностных качеств сына/дочери. Познакомить родителей с результатами о роли отца в семье. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании детей. По итогам опроса мы получили такие результаты:

                 Типология отцовства как воспитательной деятельности 

Эмоц-опрове.тип

Гиперопек.

тип

Поощер.

тип

Игнорир. тип

Попуст.тип

Потворс.тип

Гипоопек.тип

      -

        1

    21

      1

   -

     1

      -

Были проведены такие мероприятия для отцов обучающихся нашего класса «Наши папы», целью, которой является повышения имиджа отцовского воспитания в семье. Основные формы работы: спортивная эстафета «Мама, папа и я спортивная семья», родительские собрания (круглый стол) «Роль отца в воспитании ребенка. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию в условиях внедрения ФГОС», «Кто в доме хозяин», «Читающая семья», классные праздники «Наши бабушки и дедушки», «В семье единой»

Таким образом, сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель, на самом деле, очень важен. Дети, выросшие без отцов, имеют низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости [1,2,3,4].

На примере одной семьи класса. Был такой период, когда их отец покидал семью и были замечены те факты, о которых говорят многие психологи. Ребёнок был не уверен в себе, плаксив, боязлив и нервозен, появились проблемы в учебе, даже не смотря на гиперопеку со стороны мамы, бабушки и дедушки. Поэтому исходя из того факта, что ребенку очень тяжело пережить отсутствие папы в его жизни они постарались не только восстановить семейные связи, а также улучшить контакт в семье между родителями и родителями и сыном, используя несколько простых правил описанных выше.

Поскольку новые правила в эту семью внесены относительно не давно, то назвать итог на данном моменте очень сложно, но, что касается прогресса в отношении отца к ребенку, то он несомненен. Отмечено, что папа получает удовольствие от совместно проведенного с сыном времени. Ребенку нравится оставаться наедине с отцом дома, без присутствия мамы, появились общие маленькие «мужские секреты».

Занимаясь домашними уроками с сыном, отец гордится плодами своего труда, вложенного в сына, когда он приносит хорошие оценки. Так же общение и разъяснение конфликтов на стадии их появления снижает риск возникновения обид, недосказанности и раздражения.

Как итог можно сказать следующее - наиболее счастлив ребенок, когда его мама и папа любят его и друг друга. В семье царит мир, уважение, согласие и равноправие. И если папа осознает, тот факт, что именно он пример для подражания и именно от него зависит дальнейшее благополучие ребенка, то ребенок, видя, как хорошо в его семье, и свою семью построит по примеру своих родителей. А именно будет верным другом, защитником и хорошим примером и для своих детей. Только так можно разорвать замкнутый круг.