Полный текст статьи
Печать

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому сегодня, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе.  Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

В этих условиях главной задачей педагогов, осуществляющих внеклассную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеклассной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

  Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

 При составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму.

 Стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до  логического завершения.

Научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых во время проектной деятельности, в своей собственной жизни.

Проекты, реализованные в 10 а классе МОБУ СОШ №17 г.Якутска

В данной работе представлены проекты, которые мы реализовали с ребятами с 5 класса (с 2010 года). Все свои проекты мы стараемся делать интегрированными, разноплановыми, охватить различные предметы, направления.   Каждый проект имеет свои особенности:

1. 5 А класс  2010-2011 уч.год

Комплексная олимпиада по природоведению,биологии,математике,русскому языку,литературе, английскому языку.

Цель: интеграция знаний по гуманитарным и естетсвенно-математическим предметам; выявление одаренных учащихся; стимулирование интеллектуально-познавательных возможностей учащихся; выработка интереса к изучаемым предметам.

На предварительном этапе проводилась большая работа с учителями-предметниками. Готовились вопросы к комплексной олимпиаде. Всего приняло участие 30 учащихся. По итогам олимпиады выводился рейтинг. Были выявлены победители олимпиады включительно до 4 места.

2. 5 А класс  2010-2011 уч.год

Проекты учащихся о воде в рамках национальной олимпиады “Знанием победишь”

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся; изучение родного края; отработка навыков оформления исследовательской работы; умения презентовать свою работу; умение публично выступать.

На предварительном этапе мной были проведены занятия-консультации по изучению основ исследователькой деятельности. На классных чтениях о Воде в качестве жюри были приглашены школьный библиотекарь Гурьева И.И., учитель математики Левченко С.В.Всего приняло участие 29 учащихся. Темы исследований были различные. В основном они были связаны с географией и биологией. Были две работы, связанные с математикой. По итогам чтений были выявлены победители

3. 5 А класс  2010-2011 уч.год

Участие в городской  семейной НПК “Рецепт моего здоровья”, организованный МОУ ДОД Детский (подростковый центр) в рамках программы “Лига здоровья”

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся; отработка навыков оформления исследовательской работы; умения презентовать свою работу; умение публично выступать;привлечь внимание детей, родителей  к проблемам собственного здоровья;формирование потребности вести здоровый образ жизни; организация активного интеллетуального отдыха.

Всего в этой НПК приняло участие 6 семей. Ребята со своими родителями выбирали темы для исследований по соблюдению здорового образа жизни ( полезные рецепты, здоровая пища, занятия видами спорта и др.)

Номинация “Здоровье в моих руках” Данилова Алена”Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья”

Номинация “Рецепт здоровогопитания”  шарина Аня “Каша.Есть или не есть”, Рожина Света “Рецепты еды”, Яковлев Максим “Безопасность пищи”, Константинов Саша “Здоровое питание-основа ЗОЖ”

Номинация “Рецепт фитотерапии” Николаев Сандал “Кедровый стланник. Болбукта”

Все участиники стали дипломантами НПК. Николаев Сандал стал лауреатом  2 степени. Все проекты в основном были связаны с биологией.

4.6 А класс  2011-2012 уч.год

Классные Ломоносовские чтения

Эти чтения были посвящены 200-летию великого ученого, сына России М.Ломоносова.

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся; отработка навыков оформления исследовательской работы; умения презентовать свою работу; умение публично выступать; изучение жизни, личности великого ученого; формирование патриотического духа на примере жизни Ломоносова; раскрытие многоранной личности ученого.

В процессе проведения классных Ломоносовских чтений были приглашены в качестве жюри родители-ученые учащихся класса. Николаева Наталья Афанасьевна (Николаев Сандал), Шарина Сардана Ивановна (Шарина Аня), Лукин Чыгыл Ильич (Лукина Сайыына).

Всего в классных чтениях приняло участие 28 учащихся.Темы для исследований были взяты различные. Личность Ломоносова была изучена учащимися в ракурсе всех предметов: математики, физики, литературы, астрономии, живописи идр. По итогам чтений были выявлены победители.

5. 6 А класс  2011-2012 уч.год

Проекты учащихся о якутском эпосе Олонхо  в рамках национальной олимпиады “Знанием победишь”

Цель:изучение культуры родного края; ознакомление с олонхо как жанром УНТ; изучение жизни и творчества олонхосутов; презентаия исследовательской деятельности.

6. 7 А класс  2012-2013 уч.год

Классная НПК

Третий год становится традицией проводить классную НПК. В этом году темы для исследований были предложены свободные, по интересам учащихся.На предварительном этапе были проведены занятия-консультации с привлечением зам директора по НМР Подвигина Л.В.

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся; отработка навыков оформления исследовательской работы; умения презентовать свою работу; умение публично выступать; нахождение интересной темы.

Всего приняло участие 28 учащихся. Темы были самые разные. Вместе с реферативными работами были предложены работы прикладного характера (макетирование, вязание, макраме и т.д.). В качестве жюри были приглашены заместитель директора по НМР Подвигин Л.В., заместитель директора по УВР Ринчинова Н.Ч., заместитель директора по ВР Борисова О.И. По итогам классной НПК были выявлены победители:

7. 7 А класс  2012-2013 уч.год

Общественный сморт знаний по физике

Этот проект был реализован совместно с учителем физики Ильиной А.В. На предварительном этапе ребята разделились на творческие группы,получили задание (решить по 10 задач с публичным решением, сделать презентацию по изученной теме)

Цель: отчет о полученных знаниях по физике по итогам года перед одноклассниками, родителями; формирование интереса к предмету; умение презентовать свою работу.

На мероприятии присутствовало 10 родителей, заместитель директора по НМР Подвигин Л.В. Ребята очень хорошо подготовились. Каждый прорешал по 10 задач из сборника задач, приклеил их в общий альбом, вышел и публично прорешал 1 понравившуюся задачу, группа рассказала по презентации. По итогам сморта были поставлены всем учащися оценки, выявлены активные учащиеся: Фомин Никита, Данилова Алена, Николаев Санадал.

Этот проект был рассчитан на предпрофильное самоопределение учащихся.

8. 8А класс 2013-2014

Проектная деятельность по черчению

Проект был осуществлен совместно с учителем черчения Рожиной П.К.

Предмет: черчение

Цель: развитие деятельности учащихся

Задачи: активизировать исследовательскую, самостоятельную  деятельность учащихся, самосовершенствование в предмете черечение и литература

Задание: учитывая специфику предмета учащимся были предложены разные варианты заданий( на геометрическое, проекционное,начертательное, строительное черчение). Так же желающие имели право выбрать самостоятельно задание. Архитектура в литературных произведениях.

Задания сопровождались методическими рекомендациями, учебниками и справочными материалами.

Срок выполнения заданий: 3недели

Ход работы: 1 неделя. Никто не брал учебники, справочники. Консультаций не требовалось.

                       2 неделя. В консультации не нуждались, учебников не брали.

                       3 неделя. Из 33 учащихся пришли 20 человек. Вопросы были по существу, ошибок было мало, увлечены, решали проблему самостоятельно.

Защита проектов: учащиеся имели опыт выступлений-презентаций, из представленных 26 работ чертежи были выстроены  верно, ученики пользовались терминами, были информации по содержанию  чертежа, подготовлены презентации.

Вывод: Цели и задачи достигнуты, в дальнейшем усовершентсвовать схему презентации, учащиеся имеют устойчивые навыки проектной деятельности, умеют пользоваться знаниями по черчению.

Этот проект был рассчитан на предпрофильное самоопределение учащихся.

 

Итоги четырехлетней  работы по внедрению интегрированного метода проектов можно увидеть в следующих данных 

1.1.Успеваемость  учащихся класса , итоги государственных экзаменов.

Сводные данные итогов сдачи ОГЭ учащихся 9 а класса

предмет

% усп

%кач

На5

На4

На3

На2

Ср балл

1

Математика

100

75,8

8

14

7

 

18,3

2

Русский яз

100

96,5

18

10

1

 

34,4

3

Англ язык

92

72

6

12

5

2

49,4

86

66

4

6

3

1

47,8

90

80

4

4

2

1

52

4

Общество

92

57

-

8

5

1

24,8

5

Информат

100

100

1

 

 

 

21

6

Химия

100

50

-

1

1

 

15

7

Биология

100

-

 

 

5

 

22,4

8

Литература

100

50

-

1

1

 

14,5

9

Физика

100

100

1

6

 

 

25,8


Успеваемость класса стабильная-100% успеваемости и 62% качества. Ежегодно ребята класса принимают участие в интеллектуальных конкурсах. Количество участников в основном стабильное. На школьном, городском  уровне ежегодно ребята класса достигают призовых мест.
 

1.2. Развитие личностных качеств учащегося(развитие компетенций)

1

Креативные (творческие) качества

Фантазия, воображение, вдохновенность, раскованность мысли

2

Когнитивные (познавательные) качества

Логическое познание, эмоционально-образное познание, смысловое видение, анализ-синтез

3

Оргдеятельные качества

Активность, вовлеченность. адаптирование, уверенность, работоспособность, рефлексия, самооценка

4.

Воспитанность

Доброта  Вежливость  Тактичность

 

Технологическая карта динамики развития учащихся 10 а класса МОБУ СОШ №17 

По итогам гистограммы можно сделать вывод о том, что идет постепенный рост по всем показателям развития личностных качеств учащихся. Наиболее высокий рост наблюдается в креативном, когнетивном, оргдеятельном критериях. Уровень развития оценивается 5 балльной шкалой в результате опроса учащихя, показателей участия в различных конкурсах и т.д. Все это  довольно условное оценивание. Но все-таки процесс воспитания  и ибучения должен как-то отслеживаться, выражаться в цифровых данных.

Вывод: Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.