Полный текст статьи
Печать

Важнейшим социальным требованием к учебным заведениям среднего профессионального образования является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Требования к специалисту среднего звена диктуют направленность специальной организации образовательного процесса в образовательных учреждениях системы профессионального образования, нацеленной на социализацию, одним из слагаемых которой является адаптация. Способность адаптироваться - одна из особенностей личности, формирующихся под влиянием окружающей среды, важной частью которой является образовательное учреждение, где человек формируется как профессионал и личность.

На основании обзора и анализа теоретической литературы выделяются  следующие виды адаптации: учебная адаптация (адаптация вчерашнего школьника к условиям обучения в университете, соответствие образу жизни студента, осознание себя субъектом деятельности происходящей в студенческой учебной группе); профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности); социокультурная адаптация (приспособительное поведение, сориентированное на ценности данной культуры, интернализированные личностью и критерием успешности социокультурной адаптации является принятие новых культурных норм и правил при сохранении своих традиций); социально-психологическая адаптация (процесс вхождения «вчерашнего школьника» в новый для него учебно-профессиональный коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми [1].

 Новый набор обучающихся в Космический колледж технологии и машиностроения 2015 года был большим. Так, желающих получить специальность и образование с каждым годом становится все больше. Может потому, что система ЕГЭ пугает не совсем уверенных в себе ребят, поэтому и желание получить полное среднее образование с профессией становится так популярно.

Город Королев Московской области является флагманом в космическом кораблестроении и ракетных технологий, не говоря уже и о заводе производящих сердце корабля - двигатели.

Студенты нашего колледжа проходят практику и начинают свою работу на таких знаменитых предприятиях как: ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва» в составе Головного конструкторского бюро и ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия»; ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (головное предприятие); ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»;  ОАО «Научно-производственное объединение измерительной техники»; «Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»; «Научно - исследовательский институт космических систем имени А.А. Максимова» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»;  ФГУ «4-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации».

В настоящее время, я являюсь куратором группы ЛА2-15, в которой  обучаются 23 мальчики и 2 девочки. Ребята в основном из городов Королев, Мытищи, Пушкино, Сергиев-Посад, Ивантеевка. Занятия в колледже начинаются в 9 часов утра и к этому времени они должны успеть добраться из своих дальних мест жительства, так как общежития в колледже нет. Проблема многих обучающихся - это посещаемость. По социальному составу в основном ребята из рабочих семей, родители некоторых закончили наш колледж, кто-то работает на предприятиях нашего города или связан с космосом.

Колледж имеет историю с 1948 года, готовил специалистов для космических отраслей. И что бы ребятам, было более понятно кем они могут быть, специально организуются профильные экскурсии на заводы, где будут ребята работать. И это оказывает на обучающихся, большое впечатление. Ведь не секрет, что ребенок, который заканчивает 9 классов сам, самостоятельно не сможет определиться со своим будущим, этим занимаются его родители. И нужно иметь хороший контакт психологический со своим ребенком, чтобы понять, куда его больше тянет и какие способности он имеет. Колледж поможет раскрыть себя в любом деле: спорт, творчество, не говоря о профессии.

Мне приходится общаться с ребятами не только на уроке истории, предмет, который я им преподаю, но и на переменах. Ребята при любой возможности приходят в кабинет, и мы просто общаемся. Чтобы добиться их внимания, я понимаю, как нужно говорить с ними. Именно говорить. Они готовы слушать. Они хотят получать информацию, готовы общаться не на равных, но уважительно.

Перед Новым годом с группой решили посетить Красную площадь в Москве, зарядиться предновогодним настроением. Карусели, каток на площади, это так интересно, но они не совсем маленькие дети и поэтому, как это и не удивляет, но мы пошли в исторический музей, абсолютно спонтанно. Мы провели в музее более двух часов, прошли 2 этажа из 3-х, для меня, как историка, было легко им обо всем рассказать, без экскурсовода, и главное им понравилось. 23 февраля две наши девочки сделали большой плакат для мальчишек с их фотографиями, купили большую пиццу. Мелочи, но они объединяют группу и задают вектор дальнейшего направления.

В настоящее время мы готовимся к новой сессии. Теперь у ребят появились новые предметы, не только школьная программа, а специальные предметы, такие как -  Инженерная графика, Материаловедение, Психология, Экология. Приходится учиться, учиться новому.

Моя задача, как куратора группы, помочь им в дальнейшем обучении, не давать лениться и связывать родителей с колледжем.
Вхождение молодых людей в систему профессионального обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу.