Полный текст статьи
Печать

Задача сохранения здоровья детей и формирование у них культуры здорового образа жизни в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть системы образования. В ФГОС НОО есть специальный раздел, представляющий собой комплексную программу формирования у обучающихся знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Это «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»

       Мною составлен цикл внеаудиторных занятий русского языка по воспитанию у детей здорового образа жизни.

Цель этих занятий: формирование у обучающихся мотивов и потребностей в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

  • формирование  знаний, установок и навыков, направленных на сохранение здоровья;
  • обеспечение  необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • формирование представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни;

обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их профилактике и устранению;

оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей наряду с различными новейшими программами и технологиями поможет и обращение к истокам педагогики и методики образования, в частности к произведениям великих русских писателей и поэтов. Произведения знаменитых личностей позволяют задуматься о том, какие преимущества дает здоровый образ жизни и как важно бережно относиться к своему здоровью.

На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровления детей именно анализ художественных текстов на уроках русского языка является наиболее эффективным методом работы, так как художественная литература - это могучее средство идейного и нравственного воспитания народа в духе передовых, гуманных общечеловеческих идеалов. Она аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития. Литература формирует личность человека, влияя на его систему ценностей, учит его мыслить и чувствовать. Именно уроки литературы несут в первую очередь основную воспитательную функцию. Это уроки добра, нравственности, справедливости, где идет духовное общение с детьми, откровенный разговор с ними.

    Одним из важных звеньев здорового образа жизни является профилактика и ис­коренение таких вредных привычек, как курение, алкоголь, наркотики. Они являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо­собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе­ния и на здоровье их будущих детей.

В своей работе я основываюсь на художественные тексты, рассказывающие об алкоголизме, так как он является актуальной проблемой современного общества. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются всех сторон жизни.

Русские писатели и поэты всегда живо откликались на социальные процессы, происходящие в обществе. К теме алкоголизма и пьянства обращались Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, С.А. Есенин и другие.

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, ужаснее всего, губит душу людей и их потомство», - писал Л. Н. Толстой.

На уроках могут быть использованы отрывки из статей и очерков, рассказы, стихотворения великих писателей и поэтов, пословицы, поговорки, раскрывающие вред и пагубность алкоголизма. Тексты могут отличаться как по объему, так и по трудности, что дает возможность учителю выбирать материал, учитывая возраст, общее развитие, уровень знаний учащихся.

Уроки могут быть построены на основе анализа связного текста, на основе беседы по поставленной в нем проблеме. Например, в младших классах могу быть использованы небольшие рассказы и стихи И.П. Мордвинова (1871-1925), русский поэта, педагога, историка и краеведа:

Водка – яд

Дед купил бутылку водки, поставил ее в шкафчик, а сам ушел рубить дрова. Внук заметил это. Он достал из шкафчика бутылку и выпил всю водку. У него заболела голова. Он еле добрался до кровати, стал разуваться, разул одну ногу и упал без памяти. Нашли его на полу: лежит ничком, а вся спина синяя. К утру мальчик умер. Его убила водка.

     

 Зло от вина

Много зла от вина,

Многих губит оно,

И во многих бедах

Виновато оно.

 

Пьянство делает несчастным

Кто пьянствует, тот несчастный человек. Он живет худо: голодает, хворает, холодает. Работы не любит. Всем вред делает. В семье беднота да ссоры, драки да укоры…

Не хочешь быть несчастным? Учись, трудись и не пей первой рюмки. И несчастным не будешь.

В старших классах урок может быть построен на основе следующего отрывка из популярного учебника трезвости для начальных училищ С.Е. Успенского, изданного в 1914 г.:

Все разнообразные гибельные последствия пьянства, взятые в их совокупности, губят не только отдельного человека, но и целые племена или народности. Пьяницы рождают хилое и больное потомство, а такое потомство в его продолжении неизбежно подрывает жизнеспособность, крепость и целость всего отдельного народа. Это хорошо знали еще в давние времена. Так, древние народы-победители умышленно развивали пьянство среди побежденных племен. Такая мера скоро обессиливала их умственную и телесную мощь и целиком вырождала отдельные народности.

Индейцы Америки не знали водки и были здоровы. Когда европейцы захватили индейские земли, дикари часто нападали на своих завоевателей. Долго пришлось европейцам вести ожесточенную войну с покоренными племенами. И чем же была достигнута победа? Водкой, которой европейцы стали спаивать дикарей. Алкоголь оказался для них опаснее пушек и пороха. Дикие быстро пристрастились к огненной воде, как они прозвали водку, и стали постепенно вымирать…

Из таких примеров видно, что для того чтобы стереть с лица земли отдельную народность, достаточно дать ей вволю вина. Правду говорил один старый предводитель индейцев своим соплеменникам: «Мы были очень многочисленны, но эти белые люди, европейцы, научили наших отцов пить огненную воду. От этого наши люди стали болеть, обнищали, а многих водка даже убила, и теперь нас очень мало».

Пьянство всегда сильно развивалось при упадке государств под конец жизни отдельных народов и гибели диких племен. Вот почему алкоголь для всякой страны страшней штыков и пушек завоевателей.

Также на уроках могут быть прочтены, проанализированы стихи известных русских поэтов, например, отрывок «Праздничный разгул» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется,

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ!

Как вышли на пригорочек,

Крестьянам показалося,

Что все село шатается,

Что даже церковь старую

С высокой колокольнею

Шатнуло раз-другой!

 

По столбовой дороженьке

И по окольным тропочкам,

Докуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,

И стоном стон стоял.

Скрипят телеги грязные,

И, как телячьи головы,

Качаются, мотаются

Победные головушки

Уснувших  мужиков.

Дорога многолюдная,

Что позже – безобразнее:

Все чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

Без ругани, как водится,

Словечка не промолвится.

У кабаков смятение:

Подводы перепутались,

И спутанные лошади

Без седоков бегут;

Тут плачут дети малые,

Тоскуют жены, матери:

Легко ли из питейного

Дозваться мужиков?

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо:

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся –

Обидно поглядеть!

Наряду с вышеперечисленным на уроке учащиеся знакомятся с пословицами, поговорками о пагубном влиянии алкоголизма на человека:

Вино не вода, человеку – беда.

Хлеб на ноги ставит, а вино – валит.

Водку пить – по миру бродить.

От вина - бедность.

Кто вино любит, тот сам себя губит.

Кто в водке ищет силы, тот найдет себе могилу.

Водку глотаешь, смерть накликаешь.

От вина – болезнь.

Хмель шумит - ум молчит.

От вина – обман.

Вино уму не товарищ.

Прощай, разум, как встретился с вином.

Вино с разумом не ладит.

От вина сумасшествие.

Где вино, там и драка.

Вино пить – буйну голову сложить.

От вина – преждевременная смерть.

От вина – пожары.

Пьянство – великое зло.

От пьянства – несчастья.

Пьянство – наша гибель, трезвость – наше счастье. 

Также на уроках пишутся выполняются упражнения с текстами с антиалкогольным содержанием, пишутся диктанты, изложения, сочинения, тесты на основе этих текстов, проводятся викторины, различные конкурсы, диспуты, конференции, театрализованные представления, решаются кроссворды, ребусы, шарады, организуется просмотр различных фильмов о вреде алкоголя и т.д. Занятия можно проводить с привлечением врачей, спортсменов, полицейских, библиотекарей. Таким образом, в ходе занятия достигается интеграция уроков русского языка с литературой, историей, медициной, психологией, физической культурой и другими науками.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни.  Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. В него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. 
           Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового образа жизни является многогранным. И уроки русского языка будут способствовать формированию здорового психически, физически развитого, социально адаптированного человека,  созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения в соответствии с «Программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» ФГОС.