Концепция модернизации Российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В рамках данной модели успешным и личностно состоявшимся человеком признается выпускник школы, который имеет адекватную самооценку. Так как ответственность за её формирование лежит, прежде всего, на школе (не снимая при этом ответственность с семьи и общества).
Актуальность: проблема изменения контрольно-оценочной деятельности в первом классе при переходе из ДОУ в ОУ, в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Цель контрольно-оценочной деятельности: развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, мотивировать ученика и его семью на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Задачи контрольно-оценочной деятельности:
- Изучение теоретических аспектов контрольно-оценочной деятельности учащихся
- Выявление технологических приемов и условий формирования контрольно-оценочных действий, организации КОД на уроке
- анализ результатов учебных достижений учителем, самим учеником и его родителем с фиксированием в "Тетради успеха"
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сравнение, изучение существенной документации при данной тематике; изучение экспериментального опыта работы учителей по обозначенной проблематике.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение, смыслоообразование, моральноэтическая ориентация.
Основное содержание оценки в начальной школе строится на основе: сформированности внутренней позиции школьника; сформированности основ гражданской идентичности; сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; знания моральных норм и сформированности моральных этических суждений.
Способы оценочной деятельности в 1 классе
- На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.
- Каждую неделю в «тетрадь успехов» (обычную ученическую тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.
- Каждый месяц, собирая «тетради успехов», учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.
- Периодически учителем совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.
В ходе анализа можно определить:
-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
-какой предмет интереснее других;
-какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);
-каково качество усвоения учащимися отдельных тем;
-какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
-каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, в год).
Информация, содержащаяся в тетрадях успеха является открытой для ученика и для его родителей. Тетрадь позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся по отдельным предметам за неделю и давать необходимые рекомендации, при этом задерживаясь на том, что уже большинством учащихся освоено и не теряя из поля зрения то, что ещё требует проработки.
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются:
-учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
-ученик (совместно с родителями работает с «тетрадью успехов» и видит свои результаты);
-родители (совместно с детьми работают с «тетрадью успехов», знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка)
Используя тетради успеха учитель в течение года наблюдает динамику учебных достижений учащихся. Оценочная деятельность учителя, таким образом, связана с выделением целей учебного задания, определением требований к нему, формулировкой критериев оценки и последующим анализом результатов в соответствии с предусмотренными критериями.
Поэтому в последующих классах (2-4) оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.
Критерии оценки:
Жёлтый квадрат- обязательное задание, которое так и не удалось сделать. (неудовлетворительно), возможность исправить!
Синий прямоугольник - частичное освоение (удовлетворительно), возможность исправить!
Красный треугольник - полное освоение (хорошо), близко к отлично, право изменить!
Зеленый кружок- полное освоение (отлично)
Оранжевый кружок -максимальный уровень (превосходно)
Таким образом, трёхстороннее критериальное оценивание позволяет:
- привлечь к процессу оценивания всех субъектов учебного процесса;
- информировать родителей о содержании и результатах учебной деятельности учащихся;
- обеспечить со стороны родителей контроль и своевременную помощь ребенку при выполнении домашних заданий;
- развивать у учащихся способность самоанализа и самооценки своей деятельности;
- объективно оценивать учебные достижения школьников.