На основании постановления РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 О государственной аккредитации образовательной деятельности, государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. [1]
Согласно статье 2. Основные понятия, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия с Федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].
Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:
- Цели и содержание образовательного процесса.
- Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности.
- Состояние материально-технической базы и уровень информационной базы учебного процесса.
Система менеджмента качества (СМК) - это система для руководства и управления организацией применительно к установленным государственным стандартам качества.
Стандартом качества в системе СПО выступают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Составляющие и особенности Федерального государственного образовательного стандарта СПО третьего поколения - это совокупность требований:
- к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) - знания, умения, компетенции (общие, профессиональные);
- к структуре ППССЗ – учебные дисциплины и профессиональные модули;
- к условиям реализации ППССЗ: реализации учебной и производственной практик, кадровое обеспечение учебного процесса, учебно-методическое и информационное обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение; оценка качества освоения образовательных программ соответствующего уровня.
Особенности ФГОС СПО, повлекли за собой изменения в учебно-воспитательном процессе образовательной организации:
1. Ориентация на результат.
2.Разработка новой учебно-программной документации.
3. Реализация модульного подхода в обучении.
4.Обеспечение практикоориентированности ППССЗ.
5.Обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы.
6.Реализация современных образовательных технологий.
7.Изменение системы контроля и оценки результатов обучения в СПО.
8. Совершенствование материально- технической базы.
9. Обеспечение необходимого кадрового потенциала.
10. Обеспечение взаимодействия с работодателями.
11. Обязательная ежегодная корректировка ППССЗ. [3]
Данные изменения переплетаются с принципами системы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководителя;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход к менеджменту;
- постоянное улучшение;
- принятие решений, основанное на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками. [4]
Система обеспечения качества профессионального образования – это механизмы и процедуры, с помощью которых гарантируется достоверность и надежность приобретенных знаний, умений, навыков и видов компетенций.
Качество среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами ИСО-9000 - это совокупность свойств и характеристик, которая обусловливает его способности удовлетворять требования производства, общества и государства в области подготовки специалистов среднего звена.
Охране качества подготовки специалистов среднего звена служит мониторинг. Мониторинг качества образования – совокупность непрерывных, контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение студента от незнания к знанию.
Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа полученной информации о состоянии сферы образования и основных показателях ее функционирования, для принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Мониторинг качества образования включает:
- установление стандарта (определение стандартов, измеряемых величин, по которому можно исследовать достижение стандартов);
- сбор данных и оценка результатов;
- действия по принятым оценкам результатов в соответствии со стандартами;
- валидность критериев.
Комплексный мониторинг качества образования, обеспечивает «обратную связь» между органами управления и образовательной средой. В качестве инструмента мониторинга выступает рейтинговая оценка образовательной деятельности, которая обеспечивает возможность рефлексивного управления качеством в образовательном учреждении. Критерии оценки, их содержательный аспект и характеристические параметры выступают одновременно нормой качества и задают вектор развития образовательного учреждения в целом или отдельных его процессов, видов деятельности. [5]
На рисунке приведена система менеджмента качества образования в образовательном учреждении.