Полный текст статьи
Печать

На основании постановления РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 О государственной аккредитации образовательной деятельности, государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. [1]

Согласно статье 2. Основные понятия, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия с Федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям  и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].

Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  1. Цели и содержание образовательного процесса.
  2. Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности.
  3. Состояние материально-технической базы и уровень информационной базы учебного процесса.

Система менеджмента качества (СМК) - это система для руководства и управления организацией применительно к установленным государственным стандартам качества.

Стандартом качества в системе СПО выступают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Составляющие и особенности Федерального государственного образовательного стандарта СПО третьего поколения -  это совокупность   требований:

- к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) - знания, умения, компетенции (общие, профессиональные);

- к структуре ППССЗ – учебные дисциплины и профессиональные модули;

- к условиям реализации ППССЗ: реализации учебной и производственной практик, кадровое обеспечение учебного процесса, учебно-методическое и информационное обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение; оценка качества освоения образовательных программ соответствующего уровня.

Особенности ФГОС СПО, повлекли за собой изменения в учебно-воспитательном процессе образовательной организации:

1. Ориентация на результат.

2.Разработка новой учебно-программной документации.

3. Реализация модульного подхода в обучении.

4.Обеспечение практикоориентированности ППССЗ.

5.Обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы.

6.Реализация современных образовательных технологий.

7.Изменение системы контроля и оценки результатов обучения в СПО.

8. Совершенствование материально- технической базы.

9. Обеспечение необходимого кадрового потенциала.

10. Обеспечение взаимодействия с работодателями.

11. Обязательная ежегодная корректировка ППССЗ. [3]

Данные изменения переплетаются с принципами системы менеджмента качества:

-     ориентация на потребителя;

-     лидерство руководителя;

-     вовлечение работников;

-     процессный подход;

-     системный подход к менеджменту;

-     постоянное улучшение;

-     принятие решений, основанное на фактах;

-     взаимовыгодные отношения с поставщиками. [4]

Система обеспечения качества профессионального образования – это механизмы и процедуры, с помощью которых гарантируется достоверность и надежность приобретенных знаний, умений, навыков и видов компетенций.

Качество среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами ИСО-9000 - это совокупность свойств и характеристик, которая обусловливает его способности удовлетворять требования производства, общества и государства в области подготовки специалистов среднего звена.

Охране качества подготовки специалистов среднего звена служит мониторинг. Мониторинг качества образования – совокупность непрерывных, контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение студента от незнания к знанию.

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа полученной информации о состоянии сферы образования и основных показателях ее функционирования, для принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Мониторинг качества образования включает:

-      установление стандарта (определение стандартов, измеряемых величин, по которому можно исследовать достижение стандартов);

-      сбор данных и оценка результатов;

-      действия по принятым оценкам результатов в соответствии со стандартами;

-      валидность критериев.

Комплексный мониторинг качества образования, обеспечивает «обратную связь» между органами управления и образовательной средой. В качестве инструмента мониторинга выступает рейтинговая оценка образовательной деятельности, которая обеспечивает возможность рефлексивного управления качеством в образовательном учреждении. Критерии оценки, их содержательный аспект и характеристические параметры выступают одновременно нормой качества и задают вектор развития образовательного учреждения в целом или отдельных его процессов, видов деятельности. [5]

На рисунке приведена система менеджмента качества образования в образовательном учреждении.