Полный текст статьи
Печать

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями [1].

Целью работы является оценка степени адаптации учащихся 5-го класса в МБОУ «2-Жемконская СОШ», с. Кердем Хангаласского улуса.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выбор методик для оценки уровня сформированности УУД у учащихся.
  2. Проведение исследования по адаптации школьников: анкетирования, наблюдения, беседы, посещение уроков, проверка дневников учащихся.
  3. Разработка рекомендаций для более успешной адаптации учащихся в новых условиях.

Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс — трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь [2].

В 5-м классе МБОУ «2-Жемконской СОШ» обучается 8 учащихся. Из них 5 девочек и 3 мальчика, коллектив класс очень  дружный и сплоченный.

Уровень адаптация учеников был определен по методике Э.М. Александровской и Ст. Громба (модифицированной Еськиной Е.С., Больбот Т.Л.) по 4-м критериям: 1) эффективность учебной деятельности; 2) усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения; 3) успешность социальных контактов; 4) эмоциональное благополучие. Результаты наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся показаны на рисунке 1. Как видно из графика 50% учащихся имеют высокий уровень адаптации, 50 % - уровень адаптации выше среднего.

Успешное обучение без мотивации невозможно. Учебная мотивация  состоит из трех составляющих - это ощущение самостоятельности процесса, ощущение свободы, ощущение успешности [3].

Изучение мотивационной сферы школьной мотивации по Лускановой показали (рис.2): Максимально высокий уровень – 12%; Хорошая школьная мотивация – 50%; Внешняя мотивация – 38% учащихся.

Оценка сформированности навыков чтения у учащихся по методическому комплексу «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 класса» Л.А. Ясюковой показала, что только у 1-го ученика хороший уровень сформированности навыка чтения, у 1 – слабый уровень, а у 6 – средний уровень (рисунок 3). 

Результаты определения уровня развития словесно-логического мышления по Переслини Л., Фотекова Т. показывают, что у 38% учащихся третий уровень; 37% - первый уровень; 25% - второй уровень успешности.

Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации учащихся 5 класса. Дети не испы

тывают видимой сложности в общении с педагогами, старшими школьниками, стараются выполнять предъявляемые им требования, но успеваемость пятиклассников ухудшились в начале года были два отличника, пять хорошистов в классе, а по результатам третьей четверти – два отличника и два хорошиста, наблюдается низкая техника чтения. В целом, сформированность универсальных учебных действий у учащихся 5 класса МБОУ «2-ЖСОШ», можно показать следующим образом (рисунок 5):

  • коммуникативные УУД сформированы у всех учащихся на высоком уровне;
  • регулятивные – 50% высокий уровень, 50% средний уровень;
  • личностные – более 60% - высокий уровень;
  • познавательные  – более 36 % высокий уровень, остальные показали средний уровень 

По результатам психологического исследования были даны следующие рекомендации:

  1. На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.
  2. Использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, способствующие поддержке физиологического и психического здоровья детей (физкультминутки, игровые технологии).
  3. Учитывать дозировку домашнего задания.
  4. Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающимся в методической помощи.
  5. Обратить внимание на детей, которые имеют высокий уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку. 

Заключение

Адаптация у пятиклассников МБОУ «2-Жемконская СОШ» протекает успешно, универсальные учебные действия у детей сформированы на хорошем уровне

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы, что большинство трудностей в учебе и общении у пятиклассников связано с процессом адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются осуществление преемственности в работе начальной и средней школы, обеспечение условий для успешной адаптации и помощь учителям в поиске наиболее эффективных способов работы.