Полный текст статьи
Печать

ФГОС нацелены не только на то, чтобы учащиеся освоили конкретный объем учебного материала, но и на то, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно получать новые знания, умели ставить себе конкретные задачи и находить оптимальные пути их решения, а также приобретали необходимые личностные качества и развивали интеллектуальные способности для того, чтобы успешно их применять.

Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие итоговые экзамены. Одной из таких форм диагностики является творческий экзамен.

Цель: способствовать формированию УУД через организацию подготовки к творческому экзамену.

Задачи:

  • использование технологии проектно-исследовательской деятельности с целью формирования УУД;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с  целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Четкое обоснование этим положениям дается в работе И.А. Зимней. Она аргументировано и последовательно прописывает, что учебная деятельность обусловливается тем, что именно в личностно-деятельностном подходе фокусируется связь деятельностного и личностного, именно в них предметное процессуальное действие переходит в личностное, субъектное качество, свойство. Системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандарт он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Важным элементом формирования УУД обучающихся являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Согласно разработкам А.Б. Воронцова, В.М. Заславского, С.В. Клевцовой, итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая — фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач

Одной из форм промежуточной аттестации в нашей школе является творческий экзамен. Цель творческого экзамена - поддержка учебного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских начинаний учащихся, формирование у учащихся заинтересованного отношения к интеллектуальной деятельности и стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время. Формы, периодичность и порядок определяется образовательным учреждением.  Творческие экзамены позволяют каждому ученику выбрать творческую/проектную работу, соответствующую интересам и возможностям.

Задачи творческого экзамена:

  • создать условия для определения учащимися своих интересов в рамках занятий во внеурочной деятельности;
  • организовать работу по выявлению интересов и самоопределению учащихся относительно творческих экзаменов;
  • организовать консультативную работу по подготовке учащихся к творческим экзаменам;
  • создать банк данных о научно-исследовательских работах учащихся.
  • организовать публичную защиту и экспертизу работ в форме образовательного события.

Рассмотрим этапы подготовки к промежуточной аттестации (творческому экзамену):

1 этап мотивационный

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований проектной деятельности.

 Содержание работы:

Знакомство с понятием «проект» во внеурочной деятельности на кружке «Проектная деятельность». На данном этапе была использован вид творческого проекта. Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Совместно с родителями и детьми был составлен сценарий праздника «Встреча на ВДНХ» по мотивам известного кинофильма «Свинарка и пастух».  Класс был поделен на малые группы по видам деятельности: разработка сценария, подбор сценических образов, продумывание и изготовление декораций, подбор музыкальных номеров, продумывание мизансцен.

Результатом стало почётное 3 место на городском литературно-музыкальном фестивале «Славянский базар».

2 этап деятельностный

Цель: выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Содержание работы:

Подготовка и проведение проектных уроков, совместно с учителем, создание социального группового проекта, выполнение метапредметных комплексных работ.

У школьников возникает потребность к решению учебной задачи, стимул к поисковой работе.  Не только учитель, но и ученик стремятся работать во взаимодействии, при котором становятся возможными процессы порождения знаний самим учеником, его активное продуктивное творчество. Главное - овладение учащимися способами пополнения знаний и быстротой ориентации в разветвленной системе знаний, способами самообразования.

На данном этапе был использован игровой проект.  Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Решение о создании проекта с социальным направлением, было принято в игровой ситуации в итоге классного часа «Игры на переменах». Класс был разбит на группы с учётом пожеланий детей. Участники выбрали виды работы. Все дети собирали информацию об играх, в которые играли их родители и более старшее поколение: проводили опрос своих родственников, искали в энциклопедиях, интернете. Первая группа совместно с учителем подготовила анкету-опросник, провела опрос среди учащихся 3-х классов и обработала информацию, представив итоги в диаграмме, вторая группа – собирала фотоматериалы об играх на перемене в нашей школе, третья группа изготовила информационные книжки-малышки старинных игр, в которые можно играть на переменах в школе. Следующая группа совместно с учителем оформила презентацию на основе собранных материалов. В результате проведенной работы в классе был создан «банк» детских игр разного поколения: «Сундучок забытых игр» и «Копилка современных игр», куда вошли игры, придуманные самими детьми. Социальный проект был представлен на Городской междисциплинарной научно-практической конференции с элементами научной школы «Синергетика в образовании».

3 этап рефлексивный

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Содержание: Создание индивидуальных проектов, защита проектов на НПК различного уровня, сдача творческого экзамена. Для реализации этой цели:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (выбор темы проекта).

В процессе нахождения решения на поставленные вопросы, педагог регулирует деятельность учащихся посредством «мягкого управления» через ориентацию в жизненном опыте учащихся, объясняет противоречивые ответы учащихся, анализирует причины ошибок и заблуждений школьников, формируя критическое осмысление учащимися учебного материала.

Итогом деятельности становится открытие, нахождение ответов на поставленные учебные задачи.

Результатом данного этапа можно считать сдачу творческого экзаменов. Всем учащимся была поставлена высокая оценка, что говорит об успешной подготовке к экзамену.  В этом году прошла детская II Научно-практическая конференция «Синергетика в образовании».   Машицкий Пётр, принявший в ней участие получил диплом 2 степени. Он провёл большую исследовательскую работу по сбору материала о своём прадедушке, буквально по крупицам собирая сохранившиеся архивные сведения в своей семье, фонде НВК САХА, в краеведческом музее.

В заключении хочется сказать, что перечисленные проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Работа над проектом, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Учащиеся должны получить удовлетворение от результатов своего труда, чувствовать атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали.