Полный текст статьи
Печать

Проблема социальной адаптации человека относится к числу фундаментальных как в психологии и педагогике, так и во многих других областях научных знаний. Рост  интереса к про­блеме социальной адаптации и все более активное изучение данной темы в русле психологии обусловлены интенсивными изменениями, происходящи­ми в современном обществе: неустойчивость и непредсказуемость соци­альных процессов предъявляют высокие требования к личности, которой не­обходимо, с одной стороны, соответствовать социальным запросам, с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. Особо остро в современном обществе стоит проблема социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности, подростков с умственной отсталостью, психическое развитие которых происходит в «нестандартных, неблагоприятных и нестабильных условиях, которые, как правило, опосредованно приводят к изменению сроков и качества формирования личностных конструктов» [1]. Речь идет о социальной незрелости детей и подростков, об их социально-личностном инфантилизме, который вызывается  нарушением  механизмов  социализации,  под  влиянием  социокультурных  условий.  Он  может  выражаться  в  непринятии  молодыми  людьми  новых  обязанностей  и  обязательств,  связанных  с  процессом  взросления  [2].

Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.). Следует специально отметить, что социально-личностный инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида [3].

Проблема социального инфантилизма достаточно отражена в исследоааниях отечественных и зарубежных ученых: Э.Ласега, П.Лоррена, З.Фрейда, Э. Крепелина, Г. Штутте, Р. Корбо,  Л.С. Выготского, А.Гурьева, В.В. Ковалева, В.В.Лебединского, А.Е.Личко, Г.Е.Сухаревой и др.

Большинство  исследований  по  данной  проблеме  проводится на этапе подросткового периода,  так как известно,  что  именно  в этом возрасте  идет  активное  формирование личности и отношений с социумом.

Активное формирование личности в подростковом возрасте, как в наиболее сложном и интенсивном периоде развития человека, «во многом зависит от социальной ситуации развития ребенка, от условий его жизнедеятельности, от состояния его соматического здоровья и наличия/
отсутствия патологических состояний» [4].

Актуальность исследования обусловлена тем, что существуют различные точки зрения на понимание данного феномена, к тому же проявления  социально-личностного инфантилизма у подростков с умственной отсталостью мало изучены.

Социальный  инфантилизм  —  англ.  infantilism,  social;  нем.  Infantilismus,  sozialer.  Это  состояние,  проявляющееся  в  разрыве  между  биологическим  и  социокультурным  взрослением. 

Мы предполагаем, что подросткам с умственной отсталостью будет характерна социально-личностная инфантильность, в связи с этом в  данном исследовании  нами  была  поставлена  цель  - выявить  основные характеристики социально-личностного инфантилизма у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Детерминантами социально-личностного инфантилизма подростков с умственной отсталостью могут быть и незрелость эмоционально-волевой сферы, и недостаточность опыта социального взаимодействия, и задержка в развитии самосознания, и неадекватные условия воспитания в семье. Речь может идти о гипопротекции, как о стиле, при котором снижается планка требований к ребенку и его воспитание осуществляется в условиях излишней жалости. Последствиями такого воспитания становятся инфантилизм, социальная неприспособленность, недоразвитие механизмов взаимодействия, формирование деструктивных форм поведения, что характеризует искажения и незрелость личности [1, 5].

При наслоении неблагоприятных условий микросоциального окружения личности на патологическую основу ослабляется развитие идентификации как механизма адаптации. Это приводит к инфантильному и ущербному формированию образа «Я», недоразвитию рефлексии, неадекватному самовосприятию и самоотношению [5].

Объект исследования: подростки с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью.

В  соответствии  с  поставленной  целью,  объектом  и  предметом  были  определены  задачи  исследования:

1. экспериментально выявить особенности социально-личностного инфантилизма у подростков с легкой умственной отсталостью;

2.  определить выраженность основных критериев проявления социально-личностного инфантилизма.

Для  реализации  поставленных  задач  были  использованы  следующие  методики:

1. Опросник Большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г. Выбор этой методики обусловлен также доступностью инструкций для понимания подростками с умственной отсталостью. Адаптация методики заключалась в упрощении  формулировок вопросов (без изменений их смысла) и сокращении количества вариантов ответов (вместо 5 вариантов мы оставили 2: «да» или «нет»). 

2. Опросник «Исследование волевой саморегуляции»  А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, его цель определить уровень развития волевой саморегуляции.

Экспериментальное  исследование  проводилось  на  базе  ГКОУ «Школа-интернат № 6» с. Краснохолм.  В  нем  принимало  участие  20   подростков с  легкой  степенью  умственной  отсталости.

Анализ результатов опросника «Большая пятерка» показал, что у  60%  испытуемых высокие значения по шкале «экстраверсия», что может говорить о том, что эти подростки отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.  У 5% выражена интроверсия, у 35 % были обнаружены средние результаты.

В данном опроснике нас особенно интересовала шкала «эмоциональная устойчивость», по которой у 60% респондентов обнаружены высокие значения, что характеризует их как лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и ранимы. У 25% подростков высокие значения по шкале «эмоциональная устойчивость», что свойственно лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.

Рассматривая подшкалы опросника у 75 % подростков можно отметить высокие показатели по такому критерию как тревожность, что говорит о повышенной склонности к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований.

Высокие показатели по шкале «импульсивность» наблюдаются у 80% респондентов, что свидетельствует о склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за" и "против", он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Также у 65% подростков обнаружены высокие показатели по шкале «эмоциональная лабильность», у 70% — по шкале «поиск впечатлений», у 80% — по шкале депрессивность, что в целом свидетельствует о неустойчивом настроении, о боязни трудностей и излишне эмоциональной реакции на них.

Далее рассмотрим результаты методики А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

В ходе исследования мы выяснили, что у 10% испытуемых были выявлены средние показатели, у 5% испытуемых уровень волевой саморегуляции сформирован на высоком уровне, а низкий уровень волевой саморегуляции наблюдается у 85 % наших испытуемых, что характеризует их как людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственны импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с эмоционально-волевой незрелостью, так и с неразвитостью рефлексии и самосознания у подростков с умственной отсталостью.

Наши результаты подтверждаются в исследованиях других авторов, которые отмечают, что подросткам с умственной отсталостью характерны иррациональные страхи, повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, снижение волевой регуляции [6], импульсивность, инфантильные и ригидные стили реагирования в конфликте [7].

Как видно из результатов экспериментального обследования у большинства подростков с умственной отсталостью достаточно высокие показатели по шкалам «эмоциональная неустойчивость», «эмоциональная лабильность», «тревожность», «депрессивность», а также низкий уровень волевой саморегуляции. Это подтверждает наше предположение о выраженности социально-личностного инфантилизма подростков с умственной отсталостью. Подростки зачастую предпочитают роль ребёнка, особенно если окружающий их мир кажется неприятным и пугающим. Сталкиваясь с трудностями, они проявляют повышенную эмоциональность, импульсивность, неуравновешенность. При этом не пытаются справиться с трудностями самостоятельно, а ищут помощи у окружающих, тем самым возвращаясь на инфантильный уровень поведения. Так проявляется социальная незрелость подростков с умственной отсталостью, затрудняющая процесс межличностного взаимодействия, социальную интеграцию и адаптацию в социуме.