9 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарты). Стандарты вступают в силу с 1 сентября 2016 года. На сегодняшний день образовательным организациям очень важно правильно организовать свою деятельность по введению этих стандартов.
Решение о переходе на Стандарт принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к его реализации. Стандарты должны вводиться только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть с 1 сентября 2016 года.
При введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рекомендуется выстроить проектную ступенчатую модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования в работу образовательных организаций РФ.
Такая модель, во-первых, включает в себя подготовительный и основной периоды.
В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [2] и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3] в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:
- Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
- Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации.
- Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.
- Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС и, при необходимости, получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Основной этап внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает следующие ступени:
- Комплектование контингента учащихся с ОВЗ.
- Информирование родителей об особенностях обучения учащихся с ОВЗ. Заключение договора с родителями (законными представителями).
- Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.
- Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и, при необходимости, проведение корректировочных мероприятий.
Во-вторых, каждый из этих периодов в свою очередь включает набор последовательных ступеней, предполагающих ряд действий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров каждого из периодов.
Работа по введению ФГОС должна проводиться в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования детей с ОВЗ.
Согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, выданные до 1 сентября 2013 года лицензии, дающие право осуществления образовательной деятельности, а также свидетельства о государственной аккредитации необходимо переоформить в целях приведения образовательной деятельности в соответствии с новым Федеральным законом до 1 января 2016 года [1].
Если переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации вызваны исключительно приведением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (без проведения лицензирования или государственной аккредитации новых образовательных программ, либо новых мест осуществления образовательной деятельности), то названные процедуры осуществляются без проведения проверки соответствия образовательной организации лицензионным требованиям и аккредитационной экспертизы соответственно. В остальных случаях данные мероприятия проводятся согласно установленному порядку [1].
В соответствии с п. 28 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утверждено 18 октября 2000 года), процедура лицензирования деятельности образовательной организации по новым для него образовательным программам осуществляется, где в обязательном порядке должна быть указана реализуемая образовательная программа, в рамках которой осуществляется обучение лиц с особыми образовательными потребностями.
В терминологии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [6], образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 этого закона адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ «…с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [1].
В ч. 2 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ напрямую говорится: «…общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (АОП). В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися» [6].
В ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ выделены особенности реализации этих образовательных программ, определен особый порядок приема обучающихся по АОП [4]: «только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии» [6].
Обучение по адаптированным основным образовательным программам (АООП) может быть реализовано через обучение в специализированных образовательных организациях и систему инклюзивного образования. Данное положение подтверждено ч. 5 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, где предусматривается создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП «…для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами…» [4], ч. 4 рассматриваемой статьи, где говорится о возможности организации обучения детей с ОВЗ совместно с обучающимися с нормативным развитием.
Целью государственной аккредитации образовательной организации является подтверждение соответствия качества образования требованиям ФГОС. Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
Необходимо отметить особый порядок выдачи документов об обучении, предусмотренный для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1].
Основным документом образовательной организации является Устав, в котором закрепляется право образовательной организации на осуществление педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся [2] с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3] и описаны формы организации данной работы. В Уставе образовательной организации указывается порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации, порядок утверждения положения о структурных подразделениях, порядок участия в управлении образовательной организации обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.
Необходимо учесть, что при формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.
Корректировка локальных актов образовательной организации, проводится в точном соответствии с изменениями, которые внесены в Устав. Перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.
При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, «…в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее Уставом [1].
В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: «правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). Составление институциональных документов может опираться при необходимости на мнение совещательных органов учащихся, родителей, попечителей, работников» [1].
В то же время, образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации новых стандартов в конкретном образовательном учреждении: «… Положение о внеурочной деятельности в ОО; Положение об информационном сопровождении основной образовательной программы начального общего образования ОО, Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО, Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в ОО, Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся, Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), Положения о формах самоуправления образовательного учреждения, Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, Положение о группе продленного дня («школе полного дня»), Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность реализации внеурочной деятельности, Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг, Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения, Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» [2].
Глубокий анализ специальных ФГОС позволяет предположить, что варианты (1.1, 2.1. и т.д.) предусмотрены для организации инклюзивной формы обучения всех категорий лиц с ОВЗ. Этот вопрос на сегодняшний день в рамках организации образовательного пространства приобретает новый виток в дискуссионном поле. Возникает вопрос необходимости обеспечения учебниками именно для инклюзивного обучения. Издательство «Просвещение» на сегодняшний день уже представило линейку учебников для отдельных категорий обучающихся 1 класса.
Основными эффектами внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [7] должны стать:
- обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;
- модернизация институтов системы образования РФ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;
- единение образовательного пространства РФ, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ;
- совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов [8];
- формирование концептуальной основы для разработки нового поколения учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.