Полный текст статьи
Печать

Социально-экономические изменения в России приводят к тому, что педагогическая наука обращается к проблеме творческих способностей студентов профессиональных образовательных организаций.

Курс «Основы зоотехники» является частью основной профессиональной программы специальности «Зоотехния». Широкое использование в рамках данной дисциплины интерактивных методов обучения позволяет стимулировать креативные проявления студентов в овладении приёмами и средствами профессиональной деятельности, способствует раскрытию их созидательных возможностей, творческих способностей, социальной вовлечённости и личностной самореализации.

«Творческие способности - по определению, - это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [7]. Полагаем, развитие творческих способностей студентов при освоении основ зоотехники обеспечит успешность в обучении производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в области продуктивного и непродуктивного животноводства, производства и переработки продукции животноводства а, в перспективе, конкурентоспособность на рынке труда среди специалистов - зооинженеров.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Заметим, многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Так, известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  7. Гибкость мышления.
  8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  11. Лёгкость генерирования идей.
  12. Творческое воображение.
  13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [6].

Творческое мышление или креативность – это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности.  Причем, креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей: когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; способность воспринимать явления в определенной системе; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.); эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость); мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости); коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Решить проблему формирования творческой самостоятельности студентов специальности «Зоотехния» возможно в рамках применения креативных технологий в процессе их подготовки.

Креативные технологии, основанные на использовании креативных идей, нестандартного мышления, метода парадоксов, «сознательного бреда», необычных ассоциаций, символов, метафор, смены перспектив, мозгового штурма др. могут присутствовать практически во всех направлениях в освоении специальной дисциплины «Основы зоотехники». Поэтому для развития творческого мышления студентов мы применяем методы мозгового штурма, шести шляп и интеллектуальное командное соревнование креатив-бой.

Цель мозгового штурма: стимулирование творческой активности будущих специалистов, поиск наибольшего количества вариантов решения. Например, на одном из семинарских занятий по основам зоотехники необходимо было представить решение конкретной проблемной ситуации: «На ферме сломался аппарат доения коров. Как быть?». В результате использования метода мозгового штурма, студентами анализировались противоречия созданной проблемной ситуации, способы её разрешения, отрабатывались навыки обобщения информации, обоснования фактов, конкретизации выдвинутых идей, логики рассуждения, аргументации и формирования выводов, планирования, организации и контроля  процесса по внедрению принятого решения.

Метод «Шесть шляп» один из самых популярных методов развития творческого и критического мышления. Он позволяет аккумулировать значительный интеллектуальный потенциал всех студентов на конкретный период времени и принять наиболее рациональное и конструктивное решение по представленной педагогом в рамках учебной дисциплины практической задачи. Например,  «перечислите преимущества и недостатки мечения животных с помощью электронных устройств». Задача дана по теме «Зоотехнический учёт в животноводстве». «Примерка» цветных шляп способствует развитию у студентов системного взгляда на практическую задачу, формированию объемного восприятия ситуации и навыков глубокого анализа информации, определению новых перспективных решений.

Новой формой проведения интерактивных занятий является креатив-бой (интеллектуальное командное соревнование). В качестве заданий в «Креатив-бое» предлагаются открытые задачи. Открытые задачи - это задачи, у которых нет четкого однозначного условия и строгого алгоритма решения. Креатив-бой позволяет сформировать и развить такие качества как:

-     умение работать в команде;

-     системность мышления;

-     оригинальность мышления;

-     умение слушать и слышать собеседника;

-     умение развивать мысли, высказывания другими членами команды;

-     умение чётко и ёмко рассказывать о своём решении;

-     умение отстаивать своё мнение.

Сам факт проведения креатив-боя на занятиях по дисциплине «Основы зоотехники» -  показатель активного поиска развития творческих способностей и, в частности, творческого мышления, студентов. Метод способствует формированию  познавательного интереса будущих специалистов к теории и практике профессиональной деятельности, повышению мотивации, развитию всесторонней эрудиции и культуры делового общения.

Коллективное (групповое) решение открытых задач в креатив-бое является мощным потенциалом стимулирования умственной деятельности каждого студента. Вот одна из задач: «В мусульманской стране Афганистане, где население достигло 30 миллионов, живёт домашнее животное, причём только в одном экземпляре. Как вы думаете, что это за домашнее животное?». Безусловно, задача открывает путь к экспериментам и поиску нестандартного предложения, проявлению инициативы и ненавязчивой демонстрации профессиональной компетентности.

Таким образом, использование креатив-технологий в освоении дисциплины «Основы зоотехники» не только способствует развитию творческих способностей студентов, но и предоставляют им возможность понять взаимосвязь между теорией и практикой, знаниями и умениями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и выстраивать систему доказательств своей профессиональной позиции.