Полный текст статьи
Печать

Качество профессионального образования в современном понимании характеризуется формированием компетентности в конкретной сфере профессиональной деятельности, стремлением к самостоятельности, самоактуализации личности, творческому выполнению профессиональных функций.

Все это нашло отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, в основе которого лежит системно-деятельностный подход,  обеспечивающий:

-     формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-     проектирование и конструирование социальной среды развития в системе образования;

-     активную учебно-познавательную деятельность;

-     построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Это в свою очередь ведет к смене традиционных форм обучения инновационными, активизации познавательной деятельности обучающихся, оптимизации  систематической внеаудиторной работы по дисциплина специализации и, в частности, по математике.

Не секрет, что для большинства студентов изучение математики, учитывая гуманитарный профиль учреждения, вызывает  большие трудности.  И тем не менее математика была и остается фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Она ориентирована на достижение следующих целей:

-     формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

-     развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

-     овладение математическими знаниями и умениями,  необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

-     воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

 Стремление к овладению всё большего объёма информации в системе профессионального образования привело к проблеме выбора, критического осмысления, оценки и применения информации.

В большей мере этому способствует технология «Развитие критического мышления», разработанная Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [2].

В этом и заключается основное отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. И в то же время провести четкую границу между критическим и творческим мышлением практически невозможно. Непосредственно,  критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

В основе технологии критического мышления лежит трехфазовая структура урока: Фаза вызова (evocation); Фаза осмысления содержания (realization of mening); Фаза рефлексии (reflection).

Именно в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной и  превращается в собственное знание.

Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако, на третьей фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности обучающихся и преподавателя.

В идеале стадия рефлексии должна содержать в себе следующие функции:

  1. Коммуникационную  (обмен мнениями о новой информации).
  2. Информационную  (приобретение нового знания).
  3. Мотивационную  (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  4. Оценочную (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса).

Во временных рамках обычного аудиторного занятия, часто, на детальную рефлексию практически не остается времени,  так как большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Студенты чаще всего не готовы к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение преподавателя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из обучающихся может задать вопросы аудитории или преподавателю о возникших трудностях в усвоении нового материала,  или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.

Отсюда можно сделать вывод, что рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учащихся могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

По нашему мнению, более детально фазу рефлексии можно реализовать в рамках организации внеаудиторной самостоятельной работы по предмету, используя различные современные технологии и техники развития критического мышления.  Они позволяют более осмысленно подойти к изучению теоретического материала, облегчают студентам процесс осмысления и запоминания большого объема информации, его систематизации и структурированию при изучении математики в рамках образовательного процесса.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую обучающийся выполняет в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Индивидуальная самостоятельная работа планируется преподавателем и выполняется обучающимся с учетом уровня его персональной готовности и способности к выполнению заданий определенного уровня сложности. Организация индивидуальной самостоятельной работы направлена на изменение динамики познавательной активности и самостоятельности обучающегося.

При  организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов  специальности «Дошкольное образование» по дисциплине «Математика» с целью  активизации их познавательной деятельности применяется технология критического мышления. Используются такие современные приемы и техники как кластеры, ментальные карты, логико-смысловые модели.

Ментальные карты - это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Со временем у каждого человека развивается свой стиль создания ментальных карт, а на первых порах используют готовые примеры. Некоторые ментальные карты похожи на картины, так как происходит раскрытие творческого потенциала при их создании. Идеи, которые возникают при создании ментальных карт, поражают своей оригинальностью (например, ментальные карты по теме «Тела вращения»).

Прием «Кластеры», это по сути, одна из разновидностей ментальных карт, применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели (например, кластеры  по темам «Функция», «Текстовые задачи»»).

Так как в математике  студенты  чаще работают с различными  формулами, и понятиями которые не всегда можно зашифровать в картинки и фразы, то на занятиях используюся технология  логико-смысловых моделей.

 Логико-смысловые модели – технология, объединяющая вербальную и визуальную подачу материала. В ЛСМ производится структурирование содержания, связывание элементов структуры. Модель позволяет одновременно увидеть всю тему одного занятия или даже цикла занятий и каждый ее элемент в отдельности. 

  Структура ЛСМ состоит из двух компонентов: смыслового (ключевые слова) и логического (порядок расположения смысловых единиц – это график – система координат, связывающий эти слова-понятия по смыслу). Отсюда название технологии – трехмерная.  При конструировании модели в центр будущей системы координат помещается объект конструирования (раздел, тема, проблема, задача и т.д.) Затем определяется набор координат (круг вопросов – смысловые группы) по проектируемой теме, сюда могут входить цели и задачи изучения, объекты и предметы, типовые задачи и пр. После этого определяется набор опорных узлов для каждой координаты, т.е. выявляются главные элементы содержания и ключевые факторы проблемы. Опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах. Для каждого опорного узла из ключевых слов составляются информационные фрагменты, которые при необходимости дополняются графическими элементами (рисунки, символы).

   На такой опорной схеме легко сравнить два явления, события, формулы, найти сходства и различия, установить причинно-следственные связи, выявить проблемы, определить пути их решения. Иначе говоря, легко выполнить трудные учебные логические действия и уйти от механического заучивания. ЛСМ работает  как навигатор в пространстве знаний,  как опора для думания,  как ключик для понимания,  как пин-код для кодирования информации,  как банк данных для более надежного хранения знаний, и даже  как шпаргалка, разрешенная учителем.

  Модели выполняют функции: информационную – источник информации; коммуникативную – средство  передачи информации; суммирующую – упорядочение и компоновка информации; контролирующую и стимулирующую – способ осознания, рефлексии  (например,  «ЛМС по теме «Тела вращения»)

  Использование данных технологий и приемов  помогает развить у обучающихся такие учебные умения, как распознавание, анализ, конструирование, это способствует более полноценному освоению темы, облегчает самостоятельное выполнение любого задания.

Ценность технологий развития критического мышления состоит в том, что они не только повышает эффективность освоения учебного материала, но и являются инструментом успешного формирования ключевых учебных компетентностей. В основе данных технологий лежит моделирование содержания – один из приемов проектной деятельности. Оно заключает в себе две тенденции: сначала разложение содержания на элементы (анализ), потом – объединение этих элементов (синтез). Создание модели привлекательно тем, что позволяет «свернуть», скомпоновать  объемную информацию, визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры - «облачки» и пр.). И это очень помогает как ее «опознаванию» с одного взгляда, так и запоминанию.

Использование таких приемов даёт возможность обучающемуся:

  1. Получить целостное представление об изученном объекте или изученной теме.
  2. Осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса.
  3. Делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи и закономерности между ними.
  4. Компактно и системно обучать структурированию знаний и логике.
  5. Организовать самостоятельную работу   над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания
  6. Избавлять учащихся от механического запоминания.
  7. Снимать стресс перед восприятием большого объема учебного  материала.
  8. Сформировать новый взгляд на учебный предмет.
  9. Технологизировать деятельность учителя и учащегося для облегчения их совместной работы.

Для более эффективного использования данных технологий конечно, же необходима системность и постоянное её применение для практической отработки навыков по составлению данных моделей.

В целом же эта работа   оказалась удобной и как для учителя так и для учащихся. Они с удовольствием оставили себе  составленные схемы и карты, применив их при решении практических задач.