Полный текст статьи
Печать

На территории Верхнебуреинского муниципального района физкультурно-оздоровительный комплекс «Территория спорта», является единственным учреждением, оказывающим услуги направленные на занятия спортом, детей, подростков, студентов и взрослого населения.

Наличие современного, хорошо оснащенного физкультурно-оздоровительного комплекса является основной базой для организации и проведения спортивно – массовых мероприятий, районных и краевых соревнований по различным видам спорта.

Основными задачами комплекса являются:

-     обеспечение необходимых условий для проведения учебной, спортивно-массовой работы со студентами КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум» и физкультурно-оздоровительной работы с населением;

-     оказание физкультурно-оздоровительных платных услуг населению в свободное от учебных занятий время.

Двухэтажное сооружение общей площадью более 4000 квадратных метров под своей крышей вместило: зал игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, большой теннис), тренажерный зал, оборудованный снарядами для силовой и общефизической подготовки; зал аэробики и фитнеса.

Большие площади залов и огромное количество самого современного спортивного оборудования обеспечивают максимальный комфорт и результат тренировок.

Наличие физкультурно-оздоровительного комплекса дает возможность полноценно реализовать одно из основных направлений спортивно – оздоровительной работы, нацеленное на сохранение и укрепление здоровья студентов формирование культуры здоровья, установки на здоровый образ жизни и потребности в физической активности на протяжении жизни [1].

Спортивно - оздоровительная работа направлена на:

-     развитие мотивации личности каждого студента к систематическим занятиям и удовлетворению потребностей в физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой деятельности,

-     реализацию программ по физической культуре в учебной и внеурочной деятельности,

-     участие в соревнованиях различного масштаба, в районных и краевых спартакиадах.

Для учебно-тренировочного процесса, созданы условия, осуществляется поиск современных передовых форм работы, направленных на разработку и внедрение новых спортивно-оздоровительных программ, совершенствование образовательного процесса, внедрение новых форм физкультурно-спортивной работы, проведение оздоровительных кампаний.

Для успешного решения задач физического воспитания и сохранения здоровья студентов на базе техникума работают спортивные секции: волейбол, футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис, фитнес, кикбоксинг, ушу.

Важным фактором в развитии спортивно-оздоровительной деятельности на территории района, стало создание Совета по спорту в «Чегдомынском горно-технологическом техникуме», члены которого являются инициаторами не только организации секционных занятий, определения их спортивного профиля, но и организаторами массовых спортивных мероприятий для школьников и населения. Совет по спорту - это общественная организация тренеров, преподавателей и студентов, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в «Чегдомынском горно-технологическом техникуме», который принимает самое непосредственное участие в планировании, организации и проведении  спортивных мероприятий. На первом заседании Совета по спорту были определены основные приоритетные направления деятельности:

-     внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс,

-     подготовка, рассмотрение и обсуждение положений о проведении оздоровительных и спортивных мероприятий,

-     контроль и анализ результатов общей физической подготовки студентов техникума,

-     оказание помощи организациям поселка в проведении спортивных мероприятий (школы, детские сады).

-     пропаганда ЗОЖ,

-     профилактика асоциальных проявлений в подростковой среде.

Новые подходы к образованию и воспитанию нашли отражение в инновационной работе нашего профессионального образовательного учреждения.

Сегодня мы говорим о важном, об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающегося, формирует аналитические  умения и позволяет глубоко проникать в сущность процессов и явлений, и дает возможность получения доступного и качественного профессионального образования.

При подготовке очередного спортивного мероприятия в нашей образовательной организации возникла идея его нестандартного проведения. Поиск новых возможностей привел к мысли о том, что спортивные мероприятия должны не только улучшать здоровье и наращивать физические данные, но и способствовать развитию творчества.

Успешному решению этого задания способствуют методы и приемы работы, которые повышают эффективность и продуктивность процесса воспитания и обучения.

Методы обучения всегда были инструментом развития личности, так как способствуют приобретению новых знаний, умений и навыков, ориентируют мышление на решение задач с целью творческой переработки учебной информации в умственной деятельности каждого.

Такой метод обучения называется креативным, его можно применять как на лекциях, так и на практических занятиях. Внеурочная деятельность - ещё одно направление, где успешно могут применяться приёмы критического мышления.

Новизна данного опыта состоит в том, что известные приёмы используются при подготовке к спортивно-оздоровительным мероприятиям во внеурочной деятельности.

Совместно с тренерами, преподавателями и членами Совета по спорту разработаны и проведены новые спортивно-оздоровительные  мероприятия для различных групп населения. Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение», «Фитнес – прорыв», «Real – Квест» (приключенческая игра), «Мобилизация» (военно - спортивная игра), «Новогодние старты Деда Мороза».

Чаще всего в работе мы используем метод «мозговой штурм», который приводит к поиску решений, способствует выражению мыслей всех обучающихся и помогает решать конкретные проблемы. В начале занятия обозначается тема или проблема, и все участники штурма предлагают идеи, и пути решения ее, чем больше идей, тем лучше. Преподаватель и обучающийся работают в сотрудничестве, таким образом, становясь равноправными субъектами образования. Обучающиеся учатся формировать, правильно выражают свои мысли, аргументировать и высказывать свою точку зрения, слышать других и уважать альтернативу, находить общее решение проблемы. Благодаря мозговой атаке и родился  Велоквест «Новое поколение за Здоровое Движение».

При планировании, подготовки и проведении приключенческой игры «Real – Квест», была применена кейс-технология. Обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс-технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс–технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в бизнеса. Кейс–метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ.

При подготовке спортивных мероприятий, оздоровительных кампаний, социальных акций, важной составляющей является совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить дополнительную информацию, а главное – научиться работать и коллегиально и самостоятельно. Одна из таких Всероссийских акций «спортивный Лонгмоб» (от англ. long – долгий, длительный и mobile – подвижный, двигающийся). Цель акции – привлечение внимания к ценностям олимпийского движения и к идеям его основателя – педагога Пьера де Кубертена. Все участники «лонгмоба» могли двигаться с любой скоростью, но должны продержаться ровно 20 минут, начав забег в 14 часов. Эти цифры не случайны, потому что акция проводилась в преддверии зимних Олимпийских игр.

Часто в нашей работе мы применяем метод «Шести шляп», который обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Этот метод был использован при подготовке и проведении веревочного курса «Лидер 21 века». Целью которого было раскрытие таких принципов команды, как сплоченность, надежность и возможность задуматься над тем, что можно было сделать иначе и как сделать лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом.

Разнообразить работу Совета по спорту, в подготовке теоретического материала для составления конкурсных заданий, можно путем игры в «тренера-преподавателя», когда небольшая группа студентов составляет резюме к прочитанному тексту или заданию, задают вопросы другим студентам, объясняют кому что непонятно, прогнозируют, что будет дальше в тексте. Этот метод учит студентов критически мыслить, решать сложные проблемы, анализировать обстоятельства, принимать продуманные решения, брать участие в дискуссии, организовывать корпоративную деятельность, развивать коммуникативные умения.

Как мы видим, использование приёмов и методов из технологии развития критического мышления дают возможность:

-     развивать и совершенствовать творческий потенциал обучающихся,

-     развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера,

-     научиться систематизировать и обобщать полученные знания.

Разработанные и проведённые мероприятия наглядно показывают продуктивность использования приёмов технологии развития критического мышления в физкультурно-спортивной работе, повышении качества и доступности услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности для широкого вовлечения жителей муниципального района, всех возрастных и социальных категорий в регулярные занятия физической культурой и спортом.