Полный текст статьи
Печать

Необычайно высокий педагогический эффект в сфере профессиональной подготовки могут дать занятия в кружке художественной самодеятельности, значительно повышающие самооценку, творческую активность и  познавательную мотивацию будущих специалистов.

Цель данной статьи - это показать влияние метода проекта на развитие творческого мышления в кружках художественной самодеятельности; определить  условия для развития творческих способностей студентов через активную деятельность при создании творческих проектов (концерты, конкурсы, праздник).

Основные задачи которые решаются в кружке:

-     анализ состояния проблемы развитие творческого мышления, познавательной активности обучающихся путем использования метода проекта;

-     оказание консультативной помощи;

-     создание ситуации успеха;

-     демонстрация творческих достижений;

-     воспитание художественно-эстетического вкуса.

Ожидаемый результат работы педагога и обучающихся:

-     положительная динамика в развитии творческих способностей обучающихся;

-     развитие личностных качеств таких как самостоятельность, инициативность, креативность.

Проект - это совокупность действий, замысел какого-либо действия. В креативном контексте - это реализация цели, принятой и осознанной обучающимися, актуальной и интересной для них. Он основан на самодеятельности человека, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов направленных на самостоятельное достижение студентом задуманного результата, получение продукта и его презентацию.

Успешно реализуются творческие проекты в работе кружка художественной самодеятельности. Данные проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логики и интересам участников проекта. Рассмотрим другие виды проектов более детально.

Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определенные роли, определенные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление всех участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты требуют систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Этот результат носит строго ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (звукозапись фонограмм, программа концерта, спектакль).

Литературно-творческий проект. Это наиболее распространенный тип совместных проектов. Участники разных творческих кружков объединяются для совместных проектов. Объединяются в желании творить вместе, написать сценарий праздника, песню, стихи и т д.

Музыкальные проекты. Объединяют участников, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические, творческие (конкурсы патриотической песни и т. д). проекты.

Андрианов П.Н. выделил этапы творческого процесса в проектировании и реализации проекта. Они имеют отчетливо выраженные промежуточные результаты:

-     обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея – задача);

-     технологическая обработка идеи (результат: практическая реализация);

-     апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка

-     объекта творчества) [1].

Метод проекта в кружке художественная самодеятельность предполагает взаимодействие педагога и обучающихся, предусматривает самостоятельность и инициативность, осознанность своих интересов, служит средством развития творческого мышления. Организуя проектную деятельность в кружке художественной самодеятельности, мы стремились научить обучающихся осмысленной организации коллективного творческого дела:

-        видеть проблему (зачем мы это делаем);

-        использовать полученные знания и умения в различных художественно-творческих ситуациях;

-        планировать конечный результат;

-        работать в группах;

-        пользоваться различными источниками информации и способами обработки;

-        публично выступать с отчетом о проделанной работе.

Стартом проекта должна служить задача, которую обучающим нужно решить, но способа ее решения они пока не знают. Таким образом мы создали проекты концертных программ ко Дню Победы, Новогодних театрализованных представлений и т.д. Возникновение проектов было связано с конкретными проблемами, для решения которых нужно выполнить ряд заданий:

-     сформулировать проблему и исследовательский вопрос;

-     собирать «копилку объектов»;

-     осуществлять их классификацию;

-     работать со сценариями, справочниками;

-     беседовать со специалистами;

-     проводить наблюдения, эксперименты, формировать вопросы;

-     обобщать полученные результаты;

-     представлять проект.

Каждый студент в ходе работы над проектом находит свою нишу в общем деле. В ходе работы участник проекта мотивируют друг друга на работу, поддерживают интерес к поиску решения проблемы. Конечным итогом проектной деятельности является выделение главного и аргументирование выводов на основе систематизации знаний, а помогают в этом методы создания речевых творческих  продуктов.

Исходя из вышесказанного, мы представляем следующую структуру занятия, направленную на развитие творческих способностей обучающихся в кружке художественная самодеятельность.

Первый этап - разминка, которая включает в себя ребусы, кроссворды, вопросы на логическое мышление: Что если бы люди вели ночной образ жизни? Что если бы свиньи могли летать? Что если бы  все могли читать чужие мысли?

Второй этап - запомнить и воспроизвести. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, воображения, внимания), такие задания рассчитаны на поисковую деятельность. Например: в течение 1 минуты посмотреть на рисунки, затем быстро закрыть глаза и постараться их воспроизвести.

Третий этап - решение креативных задач. Решая творческие, нестандартные задачи, обучающиеся приобщаются к творческому мышлению. Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный подход и творческое применение знаний. Пример: имеется свеча, коробок спичек, коробок кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение? Примером таких заданий могут быт задачи А. А. Гина [2].

На основе метода проектов нами были созданы и апробированы на практике ряд проектов:

  1. «Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний»;
  2. «Системе профессионального образования 75 лет»;
  3. Конкурс художественной самодеятельности «Шире круг»;
  4. «Моя мама лучшая на свете» - ко Дню Матери.

В заключении хотелось бы сказать, что использование метода проектов в кружках художественной самодеятельности является составной частью развития творческого мышления студентов и к наиболее важным факторам проектной деятельности мы относим:

-     рост познавательной, творческой активности студентов;

-     раскрытие их творческого потенциала;

-     активизация субъектной позиции;

-     формирование самостоятельности и ответственности;

-     стимулирование самореализации;

-     повышение мотивации студентов при решении задач;

-     создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и студентами.

Таким образом, для того чтобы выпустить успешного специалиста необходимо не только создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой  деятельности, но также необходимо умело направлять эту деятельность в нужное русло.