Полный текст статьи
Печать

Система тестирования уже включена во все образовательные учреждения по многим дисциплинам. В данный момент становится наиболее популярным тестирование в сфере физической подготовки, так как практическое применение боевых приемов борьбы, силовых упражнений и других физических навыков должно выполняться, в первую очередь, в соответствие с нормативной базой, в строгом определенном порядке, соблюдая все необходимые меры безопасности. Пренебрежение к установленным требованиям, незнание основных положений законодательных актов, методик проведения зачастую приводят к тяжким последствиям. Поэтому перед тем как перейти к практическому использованию различных элементов, необходимо изучить базовый теоретический материал и уметь в нем ориентироваться. Проверку теоретических знаний в области профессиональной физической подготовки наиболее удобно осуществлять, прибегая именно к вариативному тестированию. Особенно это актуально для высших учебных заведений системы МВД, так как именно в данных вузах делают основной акцент на физическое воспитание, ведь в скором будущем курсантам придется столкнуться с реалиями современного преступного мира. Будущим сотрудникам предстоит бороться с преступностью, именно поэтому применение физической силы является необходимым атрибутом в профессии полицейского. Вот почему так важно выявлять основные пробелы в знаниях, чтобы в дальнейшем это не воплотилось в профессиональной дифференциации [1].

Таким образом, тестирование - это прогрессивная политика контроля знаний. Её объективность и оперативность – главные аспекты функционирования данной системы. Но, несмотря на это, практика показывает, что тестовая часть должна использоваться для проверки подготовки студентов в тандеме с классическими способами оценки знаний. Комплексный подход помогает достичь наивысших результатов и установить уровень подготовки обучаемого. Ведь если в образовательном процессе использовать только задания в виде тестов, то способность творческого и самостоятельного размышления будет уходить, и в ближайшем будущем таких талантливых ораторов, как Цицерон и Фидель Кастро, просто не будет. Поэтому очень важно найти рациональное сочетание ранее закреплённых форм проверки знаний и тестирования, что будет, несомненно, качественным многосторонним аспектом формирования физического воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений не только системы МВД, но и иных вузов [3, 4, 5, 6, 8].

Тест – не только качественный, но и объективный способ оценки знаний. Он является, своего рода, базой мониторинга, определения уровня усвоения полученного материала. Отличительная черта тестов от письменных проверочных работ состоит в том, что тестирование, используя общие и установленные показатели оценки, устанавливает всем учащимся равные условия, что снижает уровень стресса обучающихся.

Для оценки знаний курсантов, как правило, применяют тесты, формы ответов которых могут быть как открытыми, так и закрытыми:

а) не имеет выбора вариантов ответа открытая форма. Чтобы выполнить такого рода задания необходимо вставить или продолжить недостающую часть предложения. От обучающегося необходим непринуждённый ответ на заданный вопрос преподавателя;

б) закрытая форма представляет собой наличие вариантов с одним или несколькими верными ответами, в которых тестируемый должен будет сделать выбор. К видам закрытой формы относят тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

Смысловым основанием задания на выбор одного верного ответа из нескольких указанных в нём является закон исключенного третьего. Выбрав верный ответ, мы получаем истинное суждение, если же ответ неверный, то вытекает ложное суждение. Иного быть не может. Поэтому существует следующее правило: верный ответ должен быть в каждом из заданий с выбором одного ответа. Это придает обоснованность замыслу самого задания и не позволяет испытуемому давать разноречивых объяснений.

Тестовые задания образуются из упражнений в форме выбора верного ответа из предложенных вариантов, которые в свою очередь должны соответствовать указаниям соотношения задания цели его использования, кратности, уравновешенности формы содержанию заданий. Тестовые задания должны отвечать высоким соответствием обязательным указаниям: содержательно-педагогическая корректность заданий; логическая точность и непротиворечивость суждений; важность опытной проверки статистических характеристик заданий.

Тесты должны выражаться в точных дефинициях, также не допускается использование метафор, ненужных слов. Некорректность воспроизведенного задания может преподносить как верные, так и неверные ответы, а зачастую, полное недоумение от указанного.

Так же, как у любой системы, у тестирования есть как положительные характеристики, так и отрицательные. Необходимо выделить их на основе существующей практики применения, чтобы в дальнейшем проанализировать и сделать вывод об эффективности применения.

Можно привести несколько положительных сторон тестирования.

Первое. Тестирование показывает наиболее точный и объективный способ оценивания знаний обучающихся, его объективность постигается посредством стандартизации процесса проведения, проверки показателей качества воспроизведённых заданий и тестов полностью.

Второе. Тест – один из самых справедливых методов, который определяет всех обучающихся в одинаковые условия, как при процедуре контроля знаний, так и при процедуре оценивания, который практически включает субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB которая в свою очередь занималась итоговой аттестацией обучающихся Великобритании, с применением тестирования, показатели уровня подачи апелляций снижается более чем на три раза, позволяет организовать процесс оценивания равным для всех обучающихся независимо проживания учащихся, вида и типа образовательного учреждения, в котором они занимаются [2, 7].

Третье. Тесты - это наиболее объёмный инструмент, так как при тестировании могут втягиваться в задания вопросы по всем пройденным темам, в то время как на устный экзамен стандартно выносится на обсуждение 1-3 темы, а на письменный - 4-6. Именно это позволит дать оценку знаниям обучающегося по всему пройденному курсу, исключая такой фактор, как случайность при взятии билета. При помощи тестирования с лёгкостью можно получить достоверный показатель знаний обучающегося по дисциплине как в целом, так и по отдельным его разделам.

Четвёртое. Тест – это наиболее верный инструмент, так, к примеру, шкала оценки тестовых заданий из 20 вопросов, включает в себя 20 делений, что показывает более точный вариант оценки знаний, однако стандартная шкала в общеобразовательных учреждениях состоит только из четырёх, что полным образом не дает информацию об интеллектуальном развитии учащихся. Поэтому часто встает дилемма между преподавателем и учеником на счет «плюсов» и «минусов» к оценке.

Пятое. Использование тестирования является достаточно эффективным методом с экономической точки зрения. Существенные расхода при тестировании относятся к разработке качественного инструментария, то есть составления базы вопросов, так как они имеют разовый характер. Однако затраты времени на проведение тестовых заданий значимо ниже, чем при письменном или устном контроле. Можно привести следующий пример: контроль знаний с помощью тестирования в группе из 25 человек у преподавателя, в зависимости от объема тестовых заданий, занимает примерно от часа до двух, в то время как проведение устного или письменного зачета, или экзамена занимает не менее четырёх часов, что способствует утомляемости как учеников, так и преподавателей.

Шестое. Тестирование – это способ, который ставит всех тестируемых в равные условия, применяя общую, цельную процедуру и единые меры оценки, что положительно влияет на снижение предэкзаменационных нервных напряжений, необъективных решений по поводу оценивания ответа и предвзятому отношению к учащимся.

Однако существуют и отрицательные стороны.

Качественный тестовый инструментарий - это продолжительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Для значительного количества дисциплин стандартные наборы тестов ещё не выработаны, а далеко не все уже имеющихся имеют высокое качество разработки.

Результаты проведенных тестов, которые получают преподаватели, хотя и предусматривают информацию о пробелах в знаниях по определенным разделам и темам, но не позволяют судить о причинах этих недочетов.

Тестовые задания не могут позволить проверить и оценить высокий, продуктивный уровень знаний, который связан с творчеством учащихся, то есть абстрактные и методологические знания. Тестирование не способствует выявления учеников, наиболее способных к усвоению знаний и не дает абсолютной возможности выявления лучшего из лучших.

Обширность охваченных тем в тестировании обладает и обратной стороной. Ученик при проведении тестирования, в отличие от устного или письменного ответа, не имеет достаточным количеством времени для глубокого анализа темы. Тест предполагает точных и конкретных знаний.

Для обеспечения наиболее объективных и справедливых результатов теста требуется принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. Повторное применение тестирования предполагает обязательное внесение в перечень вопросов существенных изменений.

В тестировании и присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Из вышеперечисленного следует, что такая методика оценки знаний у курсантов, как «тестирование» не совершенна, она имеет свои недостатки, но в то же время насчитывает ряд существенных преимуществ. Так же необходимо отметить, что такая система начинает применяться все чаще в нашей стране, можно привести в пример Нижегородскую академию МВД России. На сегодняшний день, преподаватели большинства кафедр академии активно используют тест, как систему оценки знаний у курсантов.

Тесты используются преподавателями, как систематический контроль подготовки к каждому занятию (то есть, до начала каждого занятия, учебным группам предлагается выполнить тест на соответствующую тему, примерно в течение 10-15 минут), в качестве не маловажного этапа курса обучения, как рубежный контроль (в таком случае, тесты содержат наиболее важные вопросы по нескольким темам курса и позволяют экономить время проведения, отводя на тестирование 30-60 минут), на контрольных работах по целому курсу дисциплины (тесты содержат достаточно большое количество вопросов, что позволяет более точно оценить уровень знания и усвоения материалов курса, проводимые в течение всего учебного занятия – 90 минут),так же на зачетах по дисциплинам.

С точки зрения преподавателей, а именно заслуженного работника физической культуры и спорта Юрия Евгеньевича Васильева: «Тесты – эффективный, практичный, удобный метод оценки знаний».

Он позволяет:

  • охватить необходимый материал для проверки знаний (от одной темы до целого курса);
  • на основе анализа допущенных ошибок выявить наиболее проблемные вопросы и уделить им повышенное внимание при дальнейшем обучении;
  • контролировать уровень подготовки курсантов к каждому учебному занятию;
  • не ссылаться на мнение о курсанте, его текущей успеваемости по дисциплине, а объективно ставить оценку на основе разработанных и установленных шкал соответствия набранных балов конкретной оценке;
  • экономить время, отведенное на занятия для проверки знаний каждого курсанта учебной группы;

Нами были выявлены основные недостатки тестирования, отмеченные преподавателями:

1.    Возможность списать у соседа при тестировании повышается, так как элементы теста содержат в себе намного меньше символов, чем при открытом ответе на вопрос;

2.    Недостаточно высокий уровень профессионального составления тестов.

Но необходимо заметить, что преподаватели отмечают явный прогресс в этой области. Что еще несколько лет назад, система тестирования не была на таком уровне и до сих пор совершенствуется: ошибки в тестах не встречаются, подбираются наиболее важные вопросы, ответы на которые курсанты вполне способны дать самостоятельно при необходимом изучении материалов курса. Ко всему прочему, многие преподаватели на основе накопленного опыта и научных разработок составляют собственные тесты для обучающихся, учитывая специфику вуза.

Тестирование, на сегодняшний день, активно внедряется в систему российского образования, используется и совершенствуется. За счет того, что многие преподаватели применяют изучаемую систему, курсанты привыкают к ней, ввиду чего более спокойно переносят необходимые в процессе обучения этапы. Тесты позволяют курсантам, если они затрудняются прямо ответить на поставленный вопрос обратиться к вариантам ответа. За счет достаточности знаний по всему курсу, обучающиеся при решении тестов могут пойти «от противного», то есть, за счет знаний в других областях дисциплины отбросить варианты, которые заведомо ложные, применимо к поставленному вопросу, тем самым прийти к истине.

Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить как элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины, так и более углубленные знания, если такое необходимо.