Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в образовательном процессе всё больше внимания уделяется формированию компетентностной модели выпускника. По окончанию учебного заведения выпускник должен знать уметь владеть, определённым набором компетенций как профессиональными, так и общекультурными и специализированными. Под ОК-13 подразумевается «способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности» [1]. Эта компетенция является составной частью компетентностного подхода в изучении дисциплины «Физическая культура», она общекультурная, так как направлена на гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое и психическое здоровье, психофизическое благополучие, физическое совершенство человека, вне зависимости от его дальнейшей профессии. Она также является обязательной, так как формирование здорового образа жизни является одной изглавныхзадач политики государства в области физической культуры и спорта. Она направленна, в первую очередь, на укрепление здоровья населения. В данной связи сохранение и развитие здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной политики. Только физически развитые и духовно здоровые люди могут способствовать процветанию общества.

Образовательное учреждение любого уровня, в том числе и Академия МВД России, наряду с образовательной задачей осуществляет воспитательный процесс, приоритетной задачей  которого является воспитание  и образование физически здорового человека, поэтому ОК-13 является не только важнейшим компонентом профессиональной культуры будущего специалиста ОВД, но и целостного развития его личности.

Для того чтобы понять что же должен знать и уметь выпускник и какими навыками владеть, необходимо разобраться с основными понятиями, составляющими данную компетенцию. В первую очередь  это понятие здорового образа жизни, но не субъективное, а в соответствии с социально-значимыми представлениями. В соответствии с этим, хочется упомянуть об Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 который вводит в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – комплекс ГТО). Согласно Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО комплекс устанавливает государственные требования к уровню физической подготовленности населения.  Государственные требования ГТО утверждаются  Министерством спорта РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ, Министерством обороны РФ и Министерством здравоохранения РФ и включают в себя:

  • требования к оптимальному уровню физической подготовленности гражданпо результатам выполнения нормативов испытаний (тестов);
  • рекомендации к двигательному режиму, т.е. к минимальному объёму различных видов двигательной деятельности, способствующих поддержанию уровня физической подготовленности, укрепления и сохранения здоровья [2].

Под здоровьем в свою очередь понимается состояние человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение им своих функций (биологических, социальных, профессиональных, служебных и т.д.).

Целью формирования компетенции у курсантов (слушателей) академии яв­ляется в первую очередь - овладение ими знаниями о средствах и методах физической культуры, умениями целенаправленно использовать средства и методы для сохранения или поддержания здоровья, высокой социальной активности и работоспособности, обеспечения функциональной устойчивости организма к неблагоприятным условиям и факторам внешней среды. И, наконец,  в основе содержания образовательного процесса курсантов лежит обучение  технике двигательных действий, необходимых для оперативно-служебной деятельности.

Умения формируются на основе знаний, затем, по мере дальнейшего совершенствования, умения перерастают в навык. Отличие умения от навыка в основном зависит от степени освоения ранее полученных знаний. Чем больше будет багаж знаний курсанта, тем проще и быстрее будут освоены им стандарты образовательных программ, поэтому готовность и потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать со  школы. Школьников необходимо знакомить с сущностью здорового образа жизни, условиями укрепления здоровья, взаимосвязью физического, психического и социального здоровья на понятном им языке. Показывать и рассказывать, какие формы и методы существуют и как они способствуют укреплению здоровья. В учреждениях же высшего образования уделять большее внимание применению этих знаний на практике и на формирование навыков владения полученными знаниями с учетом специфики своей профессиональной деятельности. Формирование компетенции по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении должна базироваться на основе знаний, полученных ранее при освоении курса «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе, в структуру базовых знаний должны быть включены основы анатомии и физиологии, гигиены, личной безопасности жизнедеятельности.

Однако, современное социокультурное пространство характеризуется сменой приоритетов и ценностей, что в свою очередь отражается на качестве общественного развития.В связи с чем, усложняется процесс физического образования курсантов, под которым понимается системное освоение курсантами двигательных действий, направленных на выполнение оперативно - служебных задач. К двигательным действиям в данном случае относятся служебно-прикладные упражнения, соответствующие профессиональным действиям сотрудника ОВД, такие как: боевые приёмы борьбы, способы преодоления различных препятствий.

В результате, основными путями и методами формирования данной компетенции у обучающихся в академии при освоении основной образовательной программы мы видим:

  • в увеличение числа лекционных занятий;
  • в выполнении курсантами письменных работ (рефератов, докладов);
  • в участии курсантов в научно-исследовательских работах и различных проектах.

В итоге курсант должен:

знать:

  • основные нормативы, регламентирующие организацию и проведение физической подготовки в системе МВД России;
  • правовые основы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
  • содержание и формы физической подготовкикурсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России и сотрудников ОВД, ее цель и основные задачи;
  • средства и методы развития профессионально важных психологических и физических качеств, формирования двигательных умений и навыков сотрудников ОВД;
  • основныеспособы самоконтроля за состоянием своего здоровья и ведения здорового образа жизни;

уметь:

  • самостоятельно поддерживать свою физическую и специальную подготовленность с учётом специфики профессиональной деятельности.

владеть:

  • необходимыми двигательными умениями и навыками общей и специальной физической подготовки в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России.

На сегодняшний же день можно сделать вывод, что здоровый образ жизни в курсантской среде пока не является «модным», да и у людей старшего возраста не является первичной потребностью. Проблема состоит в том, что необходимо объяснить, донести  до курсантов, что их здоровье – это залог безопасности нашей Родины, государства, страны. Уважительное отношение к своему здоровью – это норма жизни любого человека, считающего себя ответственным и социально зрелым. Соблюдение основных составляющих здорового образа жизни, элементарных правил гигиены в образовательном процессе позволяет курсантам более качественно выполнять служебные обязанности и успешнее решать поставленные перед ними задачи, как в жизни, так и в учёбе.