В настоящее время в образовательном процессе всё больше внимания уделяется формированию компетентностной модели выпускника. По окончанию учебного заведения выпускник должен знать уметь владеть, определённым набором компетенций как профессиональными, так и общекультурными и специализированными. Под ОК-13 подразумевается «способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности» [1]. Эта компетенция является составной частью компетентностного подхода в изучении дисциплины «Физическая культура», она общекультурная, так как направлена на гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое и психическое здоровье, психофизическое благополучие, физическое совершенство человека, вне зависимости от его дальнейшей профессии. Она также является обязательной, так как формирование здорового образа жизни является одной изглавныхзадач политики государства в области физической культуры и спорта. Она направленна, в первую очередь, на укрепление здоровья населения. В данной связи сохранение и развитие здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной политики. Только физически развитые и духовно здоровые люди могут способствовать процветанию общества.
Образовательное учреждение любого уровня, в том числе и Академия МВД России, наряду с образовательной задачей осуществляет воспитательный процесс, приоритетной задачей которого является воспитание и образование физически здорового человека, поэтому ОК-13 является не только важнейшим компонентом профессиональной культуры будущего специалиста ОВД, но и целостного развития его личности.
Для того чтобы понять что же должен знать и уметь выпускник и какими навыками владеть, необходимо разобраться с основными понятиями, составляющими данную компетенцию. В первую очередь это понятие здорового образа жизни, но не субъективное, а в соответствии с социально-значимыми представлениями. В соответствии с этим, хочется упомянуть об Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 который вводит в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – комплекс ГТО). Согласно Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО комплекс устанавливает государственные требования к уровню физической подготовленности населения. Государственные требования ГТО утверждаются Министерством спорта РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ, Министерством обороны РФ и Министерством здравоохранения РФ и включают в себя:
- требования к оптимальному уровню физической подготовленности гражданпо результатам выполнения нормативов испытаний (тестов);
- рекомендации к двигательному режиму, т.е. к минимальному объёму различных видов двигательной деятельности, способствующих поддержанию уровня физической подготовленности, укрепления и сохранения здоровья [2].
Под здоровьем в свою очередь понимается состояние человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение им своих функций (биологических, социальных, профессиональных, служебных и т.д.).
Целью формирования компетенции у курсантов (слушателей) академии является в первую очередь - овладение ими знаниями о средствах и методах физической культуры, умениями целенаправленно использовать средства и методы для сохранения или поддержания здоровья, высокой социальной активности и работоспособности, обеспечения функциональной устойчивости организма к неблагоприятным условиям и факторам внешней среды. И, наконец, в основе содержания образовательного процесса курсантов лежит обучение технике двигательных действий, необходимых для оперативно-служебной деятельности.
Умения формируются на основе знаний, затем, по мере дальнейшего совершенствования, умения перерастают в навык. Отличие умения от навыка в основном зависит от степени освоения ранее полученных знаний. Чем больше будет багаж знаний курсанта, тем проще и быстрее будут освоены им стандарты образовательных программ, поэтому готовность и потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать со школы. Школьников необходимо знакомить с сущностью здорового образа жизни, условиями укрепления здоровья, взаимосвязью физического, психического и социального здоровья на понятном им языке. Показывать и рассказывать, какие формы и методы существуют и как они способствуют укреплению здоровья. В учреждениях же высшего образования уделять большее внимание применению этих знаний на практике и на формирование навыков владения полученными знаниями с учетом специфики своей профессиональной деятельности. Формирование компетенции по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении должна базироваться на основе знаний, полученных ранее при освоении курса «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе, в структуру базовых знаний должны быть включены основы анатомии и физиологии, гигиены, личной безопасности жизнедеятельности.
Однако, современное социокультурное пространство характеризуется сменой приоритетов и ценностей, что в свою очередь отражается на качестве общественного развития.В связи с чем, усложняется процесс физического образования курсантов, под которым понимается системное освоение курсантами двигательных действий, направленных на выполнение оперативно - служебных задач. К двигательным действиям в данном случае относятся служебно-прикладные упражнения, соответствующие профессиональным действиям сотрудника ОВД, такие как: боевые приёмы борьбы, способы преодоления различных препятствий.
В результате, основными путями и методами формирования данной компетенции у обучающихся в академии при освоении основной образовательной программы мы видим:
- в увеличение числа лекционных занятий;
- в выполнении курсантами письменных работ (рефератов, докладов);
- в участии курсантов в научно-исследовательских работах и различных проектах.
В итоге курсант должен:
знать:
- основные нормативы, регламентирующие организацию и проведение физической подготовки в системе МВД России;
- правовые основы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- содержание и формы физической подготовкикурсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России и сотрудников ОВД, ее цель и основные задачи;
- средства и методы развития профессионально важных психологических и физических качеств, формирования двигательных умений и навыков сотрудников ОВД;
- основныеспособы самоконтроля за состоянием своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
уметь:
- самостоятельно поддерживать свою физическую и специальную подготовленность с учётом специфики профессиональной деятельности.
владеть:
- необходимыми двигательными умениями и навыками общей и специальной физической подготовки в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России.
На сегодняшний же день можно сделать вывод, что здоровый образ жизни в курсантской среде пока не является «модным», да и у людей старшего возраста не является первичной потребностью. Проблема состоит в том, что необходимо объяснить, донести до курсантов, что их здоровье – это залог безопасности нашей Родины, государства, страны. Уважительное отношение к своему здоровью – это норма жизни любого человека, считающего себя ответственным и социально зрелым. Соблюдение основных составляющих здорового образа жизни, элементарных правил гигиены в образовательном процессе позволяет курсантам более качественно выполнять служебные обязанности и успешнее решать поставленные перед ними задачи, как в жизни, так и в учёбе.