Полный текст статьи
Печать

Занятия единоборствами, такими как борьба самбо и дзюдо признаются многими специалистами одним из эффективных средств физической подготовки курсантов и, следовательно, имеют огромное прикладное значение. Различные виды борьбы достаточно широко практикуются в образовательных организациях силовых ведомств, так же они включены в ежегодно проводимую спартакиаду Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебно-прикладным видам спорта.

Для соответствующей подготовки к данным соревнованиям в высших учебных заведениях организуются группы спортивного совершенствования по самбо и дзюдо. Принимая во внимание тот факт, что курсанты занимаются спортом параллельно учебно-образовательному процессу, выполнению своих служебных обязанностей, а так же участию в различных общественных мероприятиях на них ложится серьезная умственная, моральная и физическая нагрузка. Исходя из этого, необходимо отметить, что в связи со своей занятостью курсанты-спортсмены не всегда в полном объеме посещают учебно-тренировочные занятия и, соответственно, не выполняют план нагрузки, выпадая из планомерной подготовки к предстоящим соревнованиям.

Исходя из такого нестабильного участия в тренировочном процессе, становится невозможным грамотное планирование, нацеленное на подготовку спортсменов высокого уровня. Мало того курсанты, ввиду своей неподготовленности, рискуют не справиться с той нагрузкой, которая запланирована для данного этапа подготовки, что соответственно влечет за собой получение различной степени тяжести травм. В этой связи актуальным становится вопрос контроля состояния курсантов при организации учебно-тренировочного процесса.

Контроль тренером-преподавателем показателей спортсмена, проводимый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

Педагогический контроль осуществляется с целью определения изменения физических показателей, приобретенной степени общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, доступности тренировочных нагрузок исходя из потенциала занимающихся. Основной задачей контроля является определение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок.

Для того чтобы работа по подготовке спортсменов была эффективной, тренеру-преподавателю необходимо проводить постоянный контроль, за их состоянием и самоотдачей во время занятия, ходом восстановления после тренировочной нагрузки, адаптационных возможностей, подведением спортивной формы к предстоящим соревнованиям.

Для этого нужно осуществлять основные виды контроля: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль на подготовительном этапе проводится путем определения реакций организма занимающегося на физическую нагрузку во время тренировочного занятия и после него, а также корректировки учебного плана, коррекции заданий в процессе занятия, основываясь на общем состоянии спортсмена.

Оперативный контроль необходим для управления объемом и интенсивностью задаваемой нагрузки тренировочных заданий, серии упражнений и занятия целиком. Очень важно спланировать уровень и направленность биохимических сдвигов в организме занимающегося, установив, таким образом, соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

При осуществлении оперативного контроля некоторые показатели контролируются только перед и после тренировки, другие - непосредственно во время тренировочного процесса. Во время занятия (независимо от уровня и направленности выполняемых заданий) обычно подвергаются контролю только внешние признаки утомления и динамика частоты сердечных сокращений. До и после тренировочного занятия необходимо регистрировать произошедшие изменения: массы тела, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, функционального состояния системы внешнего дыхания.

Текущему контролю и анализу подлежат изменения функционального состояния организма (ежедневные и еженедельные). Главной его целью является определение уровня усталости и восстановления спортсмена после полученных нагрузок, его готовности к преодолению запланированных тренировочных заданий, предупреждение возникновения переутомления.

Текущий контроль должен проводиться: каждый день утром (перед принятием пищи, при наличии двух тренировочных занятий - перед первой и второй тренировкой), три раза в неделю (1 - после дня отдыха, 2 - после дня ударной тренировочной нагрузки и 3 - на следующий день после тренировочного дня средней интенсивности), один раз в неделю - после дня восстановления.

Этапный контроль необходимо проводить два раза в год (в начале сезона и по его окончании). На основе данных, полученных в результате сопоставления повторных исследований с начальными, делают выводы о произошедших адаптационных сдвигах в функциональных системах, а так же в деятельности всего организма под воздействием учебно-тренировочных занятий. Задачами этапного контроля являются: 1) контроль изменений физических параметров, показателей общей и специальной выносливости занимающегося; 2) сравнение норм годичных приростов с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) подготовка индивидуальных рекомендаций для изменения тренировочной нагрузки и перевода занимающегося на следующий этап подготовки.

Назначение данного вида контроля - целостно оценить определенную систему занятий в рамках исследуемого этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сравнить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной коррекции дальнейшего плана действий.

В процессе проведения этапного контроля выявляют общие изменения, возникающие в организме спортсмена в результате тренировочных занятий. При этом регистрируются: общая физическая работоспособность, энергетические запасы организма, функциональные возможности основных для данного вида спорта систем организма, специальная работоспособность.

Существуют субъективные и объективные критерии контроля, применяемые для получения информации об этапах подготовки спортсменов к основным соревнованиям.

К субъективным критериям, указывающим о выполнении спортсменом максимально возможной нагрузки, относят: одышку, покраснение либо побледнение кожи, тошноту, головокружение, чувство тяжести и боль в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой. Возникновение бессонницы, тревожности, ухудшения самочувствия, нежелания заниматься свидетельствуют о перетренированности. Данные признаки тренер-преподаватель определяет визуально или посредством опроса.

О положительном влиянии занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, жизнерадостность.

Объективными критериями считаются конкретные параметры морфофункционального уровня физической работоспособности и подготовленности.

Так, ухудшение самочувствия может проявиться в количественных характеристиках выполняемого задания (координация, техника, скорость и частота движений).

Для осуществления контроля интенсивности выполняемых нагрузок в единоборствах используют данные частоты сердечных сокращений, артериального давления, опираясь на их динамику в процессе занятия. Благодаря контролю собираются данные о состоянии, физическом развитии и подготовленности спортсмена. С его помощью определяют эффективность применяемых методик тренировки.

При проведении оперативного контроля оцениваются данные следующих показателей:

1) реакции и поведения спортсменов на команды тренера-преподавателя. Методом визуального наблюдения и опроса тренер узнает информацию об отношении к занятию или конкретному заданию, восприятие задания и готовность его выполнить, активности при выполнении заданий, что влияет на дальнейшие действия тренера - поощрение, порицание, стимулирование, изменения задания;

2) техники выполнения движений. Методом наблюдения, а также с помощью видеоконтроля возможен анализ технических параметров выполняемых упражнений с последующим исправлением ошибок;

3) правильности выполняемой программы поставленным задачам занятия. Оценка происходящих изменений в состоянии спортсменов, а так же сдвигов в уровне их тренированности и физической подготовленности осуществляется по абсолютным и относительным показателям.

Подбор необходимых управленческих решений связан с процедурой планирования занятий на основе данных полученных с помощью педагогического контроля.

Основной положительный сдвиг в учебно-тренировочном процессе определяется уровнем индивидуального физического здоровья, показателями которого могут быть: снижение количества повторных заболеваний и обострений, ускорение выздоровления после перенесенных болезней, нормализация массы тела, нормализация артериального давления,  отказ от вредных привычек, увеличение двигательной активности, снижение ЧСС в покое, после сна и при стандартных физических нагрузках, улучшение результатов в двигательных тестах, повышение уровня физического состояния, повышение мотивации к занятиям.

Улучшение уровня физического здоровья является основой для внесения изменений в учебно-тренировочные программы в соответствии с возрастным уровнем физического развития и определенным уровнем спортивного результата.

Педагогический контроль является основным для изучения и анализа полученной информации о состоянии и успешной деятельности спортсменов. Его применяют для оценки эффективности средств и методов тренировки, для установления изменения спортивной формы и планирования спортивных результатов. Назначение педагогического контроля - регистрация тренировочных и соревновательных нагрузок, выявление сильных и слабых сторон подготовленности спортсменов, подбор возможностей для достижения запланированного спортивного результата. Главными методами педагогического контроля считаются педагогические наблюдения и контрольные испытания (тесты), учитывающие разностороннюю подготовку спортсменов.