Полный текст статьи
Печать

Студенческая молодежь представляет собой динамичную общественную группу, объединенную специфическими условиями жизнедеятельности и определенным возрастом, и детерминированную образовательным процессом. Образование определяет стратегию дальнейшей жизнедеятельности человека, а состояние здоровья является непременным условием результативной деятельности, как в период обучения, так и в последующие годы жизни. Только человек, имеющий оптимальный уровень физического здоровья, обладает высокой умственной и физической работоспособностью, морально-нравственной и  психологической устойчивостью. Такой человек сможет вести активный и творческий образ жизни, добиваться успеха в различных областях жизнедеятельности, заряжать  оптимизмом окружающих и с легкостью преодолевать любые трудности, как профессионального, так и бытового характера.

Для каждого конкретного человека забота о собственном здоровье должна начинаться с оптимизации работы жизненно важных органов и систем организма, что предполагает устранение факторов, отрицательно влияющих на формирование здоровья и введение положительных факторов, таких как оптимальная  двигательная активность, полноценное и сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, следование требованиям общественной и личной гигиены, полноценный сон, соблюдение режима труда и отдыха, закаливание организма и др.

Оптимальная двигательная активность – одно из условий гармоничного развития молодого организма и неотъемлемая составляющая здорового образа жизни. Уровень двигательной активности в значительной степени зависит от воспитания, образовательной среды, а также условий жизни. В процессе роста и развития активная деятельность скелетной мускулатуры вызывает преобразование не только опорно-двигательного аппарата, но и кардио-респираторной системы, способствует повышению рабочих и адаптивных возможностей организма, улучшает здоровье и повышает умственную активность. Поэтому в современных условиях особую значимость приобретает формирование здорового образа жизни студенческой молодежи и ее включение в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, так как оптимальная, научно-обоснованная физическая нагрузка увеличивает биологическую резистентность иммунной системы и повышает уровень здоровья.

Надо отметить что, студенчество – одна из самых многочисленных динамичных групп населения с повышенным уровнем риска развития различных заболеваний и связанных с их последствиями социальных проблем. В этой связи, перед учреждениями высшей школы стоят весьма конкретные задачи: за время обучения студентов не только создать им оптимальные условия для сохранения здоровья, но и подготовить их в плане осуществления дальнейших мероприятий, посвященных здоровому быту, созданию таких условий дома и на работе, которые способствовали бы дальнейшему укреплению и сохранению здоровья, а именно дать студентам знания об основах физической культуры и здорового образа жизни, научить владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение здоровья, сформировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и установку на здоровый образ и спортивный стиль жизни, физическое саморазвитие и самовоспитание, чтобы регулярные занятиям физическими упражнениями и спортом вошли в привычку.

Исходя из вышеизложенного, конкретными задачами опытно-экспериментальной работы явились:

– исследование потребностно-мотивационной сферы студента в динамике;

– изучение причин, препятствующих включению студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность;

– разработка педагогической технологии, способствующей включению студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность;

– экспериментальная апробация и проверка результативности разработанной технологии на практике.

Для реализации задач исследования на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» нами был организован педагогический эксперимент, в котором было задействовано 220 студентов первого курса факультета   педагогики, психологии и коммуникативистики, физико-технического, географического, биологического и юридического факультетов, из них 126 девушек и 94 юноши. Контрольная группа составила 110 студентов вышеназванных факультетов (64 девушки и 46 юношей).

Педагогическую технологию включения студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность мы рассматриваем как композицию трех процессов: информационного, психологического и операционального. Информационный процесс связан с интериоризацией студентами информации (фактов, способов, ценностей), необходимой для самостоятельной физкультурной деятельности. Психологический процесс состоит в становлении и развитии индивидуальности и субъектности, а также преобразовании потребностной и мотивационной  сфер студента. Операциональный процесс заключается в организации педагогических условий для реализации самостоятельной физкультурной деятельности. Так в качестве одного из возможных вариантов мы разработали педагогическую технологию, представляющую собой процессуальную характеристику образовательного процесса, в котором отражено специально организованное прямое и опосредованное взаимодействие  студента и преподавателя, и содержащую три этапа: подготовительный, формирующий или основной и заключительный.

Цель подготовительного этапа заключается в определении исходного уровня двигательной подготовленности и количественной характеристики физического (соматического) здоровья каждого студента, выявлении слаборазвитых физических качеств, определении резервных возможностей его организма, исследовании актуальных мотивов и ценностных ориентаций физкультурно-спортивной деятельности. Результатом подготовительного этапа является «Актуальная модель физического состояния». В ней представлена информация об уровне физического (соматического) здоровья студента, который определялся  по методике Г.Л. Апанасенко. В основе данной методики лежит характеристика энергопотенциала индивида, рассчитанного с помощью следующих данных: рост, вес, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений в покое, кистевая динамометрия, артериальное давление и время восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний, выполняемых за 30 секунд. Также в «Актуальной модели физического состояния» приводится анализ имеющегося уровня двигательной подготовленности. Особое внимание уделяется недостаточно развитым двигательным качествам и звеньям функциональных систем организма, подвергается анализу результативность внешнего дыхания и уровень использования резервных возможностей  кардио-респираторной системы.

На формирующем этапе, исходя из актуального уровня развития физических кондиций студента, в зависимости от его индивидуального функционального и физического профиля, с учетом спортивных интересов и актуальных мотивов моделируется перспективный уровень физического (соматического) здоровья и уровень двигательной подготовленности, выступающие в роли относительных или абсолютных целей физкультурно-спортивной деятельности. Разрабатывается, так называемая, «Перспективная модель физического развития», где задается зона ближайшего развития физических качеств, проектируется и моделируется самостоятельная  физкультурно-спортивная деятельность студента на текущий семестр, подбираются оптимальные режимы мышечной деятельности для развития того или иного двигательного качества, средства и методы.

На этом этапе происходит разработка промежуточных целей и пошаговых задач физкультурно-спортивной деятельности, выбираются средства, доступные формы и целесообразные методы физического воспитания, анализируются недостающие физкультурные знания и практические умения, выявляется отсутствие тех или иных двигательных навыков, необходимых для осуществления поставленных задач и достижения промежуточных целей. Происходит самооценка и самоанализ, которые вызывают у студента интерес к себе, стимулируют внутренние мотивы саморазвития и позволяют предельно индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс в соответствии со склонностями и способностями студента. Идентификация или прием сравнения актуального уровня физической подготовленности с перспективным, помогает студенту произвести адекватную самооценку своих отдельных физических качеств и функциональных характеристик, и определить уровень собственных притязаний.

Студент наглядно видит, каких результатов в плане физического развития можно достигнуть с помощью физических упражнений, осознает их значимость и полезность и, таким образом, помещается в рефлексивную позицию размышления и осмысления. В процессе рефлексии объективизация потребностей физкультурно-спортивной деятельности способствует актуализации внутренних мотивов, что помогает выявить и закрепить поведенческие характеристики студента, нацелить его на саморазвитие и самовоспитание и в дальнейшем на включение в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность.

Необходимо отметить, что приоритетным направлением физической подготовки студентов является общая выносливость, так как уровень развития общей выносливости напрямую связан с количественной характеристикой здоровья, поэтому в наших моделях аэробный тренинг занимает основное место. На основе «Перспективной модели» студента разрабатывается программа или алгоритм воспитания общей выносливости и недостаточно развитых физических качеств, задаются режимы деятельности, выбираются целесообразные средства и методы.

Одновременно выявляются недостающие знания, умения и навыки, которые компенсируются спецкурсами по видам спорта, обязательным и элективным лекционными курсами, мастер-классами и практическими занятиями, где студент приобретает индивидуальный когнитивный и двигательный опыт. Информационная составляющая очень важна на этом этапе. Необходимо  обратить внимание на то, как подается информация и ее характер. Студент должен понять, что умение рационально применять физкультурные знания на практике становится необходимым  условием здоровой жизнедеятельности.

Студент самостоятельно учится ставить перед собой цели, формулировать задачи и разрабатывать стратегию и тактику для их достижения, добывать знания и дополнительную информацию и рационально ими пользоваться для решения поставленных задач. Активное участие студентов в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в вузе, в качестве инициаторов, организаторов, участников, а также как болельщиков и судей способствует преобразованию потребностно-мотивационной сферы и стимулирует процессы самовоспитания и саморазвития.

Условно можно выделить следующие стадии самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студента: начальную, действия и устойчивости. На начальной стадии или стадии подготовки студент посещает только обязательные занятия физической культурой, стремится их не пропускать, иногда самостоятельно выполняет физические упражнения в течение дня, в ближайшем будущем планирует приступить к систематическим занятиям. В качестве мотивов физкультурно-спортивной деятельности выступает желание своевременно получить зачет по дисциплине «Физическая культура». Цель и задачи не конкретизированы, а их содержание достаточно расплывчато. Средства и основной методический инструментарий самостоятельных занятий до конца не изучены и только осваиваются. Академические занятия по физической культуре носят преимущественно информационный и учебно-методический характер. Преподаватель выполняет управляющую, консультационную и координирующую функции.

На следующей стадии – стадии действия студент систематически от одного до трех раз в неделю помимо обязательных занятий физической культурой самостоятельно занимается физическими упражнениями. Продолжительность этих занятий –  20–40 минут. Цель и задачи более определенные и конкретные. Преобладают внутренние мотивы физкультурно-спортивной деятельности. Студент может уже сам планировать свой тренировочный процесс, добывать нужную информацию, целесообразно выбирать средства и формы, полностью владеет методическим и диагностическим инструментарием самостоятельных занятий физическими упражнениями. Может осуществлять самоконтроль. Академические занятия по физической культуре носят преимущественно прикладной характер. Преподаватель выполняет консультационно-координирующую и информационно-контролирующую функцию.

На третьей стадии – стадии устойчивости студент систематически, не менее   2–3 раз в неделю по 40 минут и более занимается физическими упражнениями длительный период (2–3 месяца) и намеревается продолжить самостоятельные занятия и после окончании образования. Студент самостоятельно умеет ставить перед собой цель, уверенно формулировать задачи самостоятельной физкультурной деятельности и правильно диагностировать ее результаты. Рационально планирует тренировочную деятельность, осуществляет самоконтроль и своевременную коррекцию результатов данной деятельности. Преподаватель осуществляет мониторинг, оценку полученных результатов и при необходимости возможную коррекцию самостоятельного тренировочного процесса. Продолжительные и регулярные самостоятельные занятия являются критерием результативности  процесса включения студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность.

Цель заключительного этапа разработанной педагогической технологии это осуществление контроля и анализа ведущих мотивов и эффективности самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, теоретических и методических знаний, практических умений и навыков студента, а также мониторинг уровня физической подготовленности и физического здоровья. Студенты не только обучаются методам диагностики и оценки состояния здоровья, его различных параметров, но и получают опыт творческой (а не репродуктивной, как это бывает при составлении рефератов) работы над материалом курса.

Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность сложный процесс, для осуществления которого студенту необходимо приобрести следующие практические умения: ставить перед собой значимые цели и сообразные цели задачи; выбирать оптимальные средства и рациональные способы, действия и приемы; сопоставлять полученные  результаты с запланированными; вовремя вносить коррективы в программу действий. Тем не менее, студент ВОлне в состоянии самостоятельно действовать в соответствии с разработанной специально для него программой, состоящей из перспективных целей, пошагового плана действий, необходимой теоретической и практической информации и методических рекомендаций по достижению поставленных целей.

Конечно, овладение студентами такими действиями требует времени и определенных навыков и приемов самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Однако уже за один год обучения наблюдаются позитивные проявления деятельности потребностно-мотивационных структур личности и положительная динамика функциональной (физической) сферы студента. Так, статистика по уровню физической подготовленности и уровню физического (соматического) здоровья студентов первого курса, участвовавших в  эксперименте за 2013/2014 учебный год свидетельствует о положительной динамике двигательной и функциональной сфер.

Мы провели опрос и выяснили, что у студентов экспериментальной группы высокий интерес к физической культуре и спорту: коэффициент значимости (КЗ) по этому вопросу составляет +0,77; индекс удовлетворенности (ИУ) +0,53. После эксперимента КЗ не изменился, а ИУ стал несколько выше +0,63. На заключительном этапе педагогического эксперимента студенты стали стремиться не пропускать обязательные занятия физической культурой, и их число увеличилось на 33,3 %. В начале учебного года самостоятельно занимались физическими упражнениями только 14,5 % студентов: из них 6,9 % занимались от случая к случаю; 3,1 % – периодически и 2,7 % – систематически. По завершению эксперимента в конце учебного года произошли значительные положительные изменения. Так, количество студентов, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями, увеличилось и составило 32,8 %. Более того, из них систематически (стадия устойчивости) заниматься стало 51,8 % студентов, периодически (стадия действия) – 27,7 %, от случая к случаю (начальная стадия) – 20,5 %, что свидетельствует о включении студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность. В контрольной группе за время эксперимента включились в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность только13,7 % студентов, из них на стадии устойчивости находились лишь 18,2 % студентов, стадии действия – 44,5 %, начальной стадии – 37,3 %.

Таким образом, реализация субъектного и деятельностного подходов в преподавании физической культуры, своевременное пополнение когнитивного и двигательного опыта студента, планомерная работа по формированию компетенций в области физической культуры, диагностика и мониторинг физической подготовленности и физического (соматического) здоровья на всех этапах, а также  применение спортивно-видовой и оздоровительной направленности способствует оптимизации педагогического процесса и его эффективности.

Резюмируя можно добавить, что разработанная нами педагогическая технология позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать процесс физической подготовки применительно к наклонностям, способностям и потенциальным возможностям каждого студента, нацелить его на самостоятельную работу и включить в активную физкультурно-спортивную деятельность, что в свою очередь способствует становлению здорового, физкультурно-оправданного образа жизни студенческой молодежи, сохранению и укреплению здоровья.