Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования: в современном обществе всё острее и острее встает проблема толерантного и интолерантного отношения в различных сферах общества – будь то политика, религия, национальная принадлежность, внешние отличия и прочее. В связи с этим в последнее время ведется активная деятельность по профилактике интолерантности, нетерпимости, дискриминации и других проявлений негативного предвзятого отношения к различным группам населения. Ведутся поиски наиболее эффективных моделей работы с населением, в частности, с детьми и молодежью. Тем не менее, само понятие толерантности недостаточно разработано, наблюдается нехватка теоретического материала, равно как и эмпирического, на который можно было бы опереться. Толерантность представляет собой весьма сложное и не однозначное понятие. Выделим такие механизмы толерантности кaк способность человека к торможению, сдерживанию неблагоприятных реакций, сформированность волевых качеств. Всем известно, что  люди разные, одни более терпимы, другие – менее. Причин этому может быть много. Крайние позиции проявления толерантности-интолерантности встречаются редко. Практически любой человек в той или иной степени в течение своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Но, вести себя толерантно или интолерантно, это выбор сознательный или бессознательный  любого человека. И, это может быть устойчивой личностной чертой [1, 2, 3].

Обычно толерантность толкуется не просто как терпимость или безразличие. Толерантность - это также уважение к разнообразию мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах. В рамках логического умозаключения предполагается одно условие - разнообразие не должно выходить за рамки общепризнанной нормы гуманизма.

В психологическом аспекте толерантность рассматривается  как многомерная характеристика, которая имеет неоднозначную, сложную структуру. Основными  составляющими можно обозначить мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный и поведенческий компоненты [4].

Если рассматривать механизмы толерантности, то можно выделить способность индивида к торможению, умение сдерживать неблагоприятные реакции, развитие и формирование волевых качеств, с одной стороны и с другой стороны,  способность оценивать ситуацию с позиции значимости и адекватности, умение вставать на позицию «другого» и рассматривать ситуацию под другим углом,   способность к перестройке неадекватных установок, отношений, конструктов. Толерантность может проявляется в форме самоконтроля, эмпатии, выдержки, интеллектуальной оценки ситуации. В связи с этим становится очевидной необходимость исследования толерантности для ее эффективного формирования в обществе. В данной работе мы обратимся к исследованию толерантности в контексте ее эмоционально-волевого и коммуникативного компонента.

Гипотеза исследования: уровень коммуникативной толерантности связан с уровнем развития эмоционального интеллекта и эмпатийных тенденций личности.

Цель исследования: изучить отношения между эмоционально-волевыми характеристиками личности и уровнем ее коммуникативной толерантности.

Цель была конкретизирована в ряде задач:

−                        изучить литературу по проблемам толерантности и эмоционально-волевой сферы личности;
−                        подобрать методический инструментарий;
−                        подобрать группу участников исследования;
−                        опросить респондентов;
−                        обработать данные исследования с помощью статистических методов;
−                        проинтерпретировать полученные результаты.

В качестве объекта исследования выступили 30 человек, студенты. Средний возраст участников исследования – 22 года (крайние показатели – 17 и 26 лет). Девушки и юноши представлены в равном количестве – по 15 человек.

Выбор диагностических методик определялся выяснением взаимосвязи эмоционально-волевых характеристик личности и уровня коммуникативной толерантности.

Методический инструментарий исследования представлен следующими методиками:

−                        Тест «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко) - направлен на исследование уровня коммуникативной̆ толерантности личности. Исследуется степень переносимости личностью неприятных, неприемлемых  поступков и психических состояний партнеров по взаимодействию. Тест представлен в виде 9 шкал, в каждой,̆ из которой̆ респонденту предлагается оценить 5 утверждений.

−                        Методика Н. Холла на определение  эмоционального интеллекта – предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза, принятия решений. Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, понимать собственные эмоции и эмоции других людей, способность управлять собственной эмоциональной сферой, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации и т.д. Обладатели эмоционального интеллекта имеют более высокую адаптивность и эффективность в общении.

−                        Методика исследования уровня эмпатийных тенденций, предложенная И. М. Юсуповым и предназначенная для исследования эмпатии (сопереживания) - умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей [5].

Обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерного обеспечения – программы IBM SPSS Statistics Version 22 выпуск 22.0.0.0. Производился подсчет коэффициента корреляции Пирсона для выявления наличия связей между коммуникативной толерантностью и эмоциональным интеллектом и эмпатией.

Обратимся к результатам исследования, рассмотрев связи, обнаруженные между переменными в шкалах из представленных методик (связи между шкалами в рамках одной методики рассмотрены не были). При уровне значимости, равном 0,01, были обнаружены средние корреляционные связи в следующих шкалах:

−                        «Непринятие индивидуальности» коррелирует с «Управление своими эмоциями» и «Самомотивация»;
−                        «Неумение скрывать свои чувства» коррелирует с «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Управление чужими эмоциями» и «Самомотивация»;
−                        «Неумение прощать ошибки» коррелирует с «Управление своими эмоциями», «Самомотивация» и «Эмпатия».

Отсюда становится видно, что наибольшая связь с уровнем коммуникативной толерантности наблюдается у таких характеристик, как «Управление своими эмоциями» и «Самомотивация». Причем связь отрицательная, то есть, чем ниже уровень владения собственными эмоциями и самомотивации, тем выше уровень интолерантного поведения, проявляющегося в виде непринятия индивидуальности, неумении скрывать свои чувства и неумении прощать ошибки. Низкий уровень эмпатии связан с повышенным уровнем интолерантности – отсутствие умения прощать ошибки, отсутствие гибкости в мышлении и поведении. Полученные нами данные представляют собой значимость в рамках изучения взаимосвязи эмоционально-волевых характеристик личности и уровня коммуникативной толерантности в студенческой среде для дальнейшей работы по  формированию толерантности. Из результатов исследования можно сделать вывод о том, что, повышая уровень эмпатии, самомотивации, умения понимать и управлять своими эмоциями, умение распознавать эмоции других людей, возможно реально повысить и уровень коммуникативной толерантности личности, способствуя гармонизации ее взаимоотношений с окружающими людьми.

Так как толерантность является весьма ценным качеством, способствующим эффективному взаимодействию людей и в целом адаптации каждого к социальной среде, формирование толерантности у молодежи, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности представляются важнейшими задачами общества. Естественно поэтому, что большая роль в решении этой задачи отводится педагогу.