Полный текст статьи
Печать

Изменения, происходящие в социально-экономической и культурной сфере современного общества, повлекли за собой изменения в ценностных ориентациях его представителей. Возрастание возможностей средств массовой информации, телевидения, распространение массовой культуры американского образца, которая в свою очередь ориентирована на потребление и принцип удовольствия, несет деструктивный характер на развитие личности не только подрастающих, но и более поздних поколений. Происходит замещение духовно- нравственных ценностей на ценности потребления, гедонизма, стремление к более престижной профессии и праздному времяпрепровождению. Происходит коренная переориентация от нематериальных ценностей к материальным, подражание поведенческим стереотипам, которые нам навязывает реклама и бесчисленные телешоу с экрана телевизора.

Американские социологи, анализируя образ жизни современного человека, говорят о «синдроме потребительства», который наглядно показывает о господстве потребительских и гедонистических ценностей в культурной сфере [1]. Изучение массовой культуры, её ценностного содержания вызывает повышенный интерес в исследованиях целого спектра наук, от философии и культурологии до социологии и психологии включительно. Педагогика так же не стала исключением. Как уже отмечалось раннее, подобному влиянию подвержены практически все члены современного общества, но среди них есть такие, которые непосредственным образом влияют на подрастающее поколение, на будущее нашей страны и нации в целом. От эффективности воспитания напрямую зависит наше будущее. «В воспитании, – писал И. Кант, – заключена великая тайна усовершенствования человеческой природы» [2]. Развитие нравственности человечества наступит только в том случае, если завтрашнее поколение вырастает лучше своих родителей. Самая важная миссия педагога состоит в том, чтобы с его помощью развивающийся ребенок обрел способность понимать и осуществлять в самом себе преобразования к высшим ценностям, к лучшему. Именно поэтому для дальнейшего исследования была выбрана такая категория, как молодые учителя.

К молодым учителям традиционно относят педагогов со стажем работы до пяти лет. Данная категория представляет для меня особый интерес, так как я предполагаю, что именно молодой педагог, который только начал своё профессиональное становление и реализацию себя в жизни вероятнее всего будет являться носителем так называемого «синдрома потребления». Конечная цель учебно-воспитательного процесса состоит не только в овладении выпускниками общеобразовательных школ, колледжей системой научных знаний, умений и навыков. Он так же направлен на создание условий для самореализации и становления личности, на формирование его ценностных ориентаций. При этом особая роль отводится педагогу, который значительно влияет на становление личности учащегося и характеристики его личности являются ориентиром для подрастающего поколения. В новых условиях глобализации массовой культуры только сильная личность, готовая самостоятельно и нетрадиционно мыслить, жить и работать в непрерывно меняющемся мире, осуществлять собственный нравственный выбор, а также не оглядываться на поведение и стереотипы масс, т.е. самоактуализированная личность может противостоять деструктивному влиянию массовой потребительской культуры и подавать пример окружающим, а в случае учителя − подрастающему поколению. Перечисленные выше социальные условия обуславливают острую потребность в изучении самоактуализации молодого учителя, а также потребность в разработке технологий, приемов и мер становления педагога- носителя ценностей самоактуализирующейся личности, что подтверждает актуальность дальнейших исследований по данной тематике.

Термин «самоактуализация» был впервые применен в качестве научной категории нейрофизиологом Куртом Гольдштейном, который рассматривал самоактуализацию, как базовый процесс, имеющий место в каждом организме. Этот процесс, по Гольдштейну, способен оказывать различное воздействие на человека − как положительное, так и отрицательное. Гольдштейн писал, что «Организм стремится как можно полнее актуализировать в мире свои способности, свою «природу» [3].

В самом общем виде под самоактуализацией понимают стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, личного потенциала. А. Маслоу в целом определял самоактуализацию как «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.» [4].

В своём труде «Самоактуализированные люди – исследование психологического здоровья» А. Маслоу вывел 12 характеристик, свойственных всем самоактуализированным людям [5].

А. Маслоу определял жизнь самоактуализирующегося человека как усилие или рывок, когда способности индивида раскрываются в полной мере. Самоактуализация возводится им в ранг метапотребностей, т. е. духовных потребностей как высших ценностей. Он подчеркивает, что именно потребностью в самоактуализации человек отличается от всех живых существ [5].

Распростанение массовой потребительской культуры в современном обществе сопровождается депривацией духовно- нравственных потребностей человека. Массовая культура воспроизводит стереотипы потребительского образа жизни, которые, распространяясь, наносят немалый ущерб системе смысложизненных установок человека.

В силу того, что в психолого- педагогических исследованиях нет такого конкретного понятия, как «потребительский синдром», следует конкретизировать, в каком смысле данный термин употребляется в нашем исследовании.

Синдром (др.-греч. стечение, скопление) - совокупность симптомов с общими этиологией и патогенезом [6]. В медицине и психологии данный термин ссылается на совокупность некоторого количества клинически распознаваемых симптомов (характеристик, особенностей), которые часто происходят вместе. Опираясь на исследование Кулишова В.В. [7], мы выделили симптомы, характерные для «потребительского синдрома»:

– преобладание эгоистической мотивации; защитной позиции; потребности удовлетворяются «здесь-и-сейчас»;

– ответственность за результаты своих действий индивидом не принимается; преобладание внешних критериев оценки;

– сужение ценностной перспективы;

– баланс ценностно-потребностной регуляции сдвигается в сторону преобладания базовых потребностей;

– снижение глубины рефлексии ценностно-смысловых ориентиров собственной жизни;

– мышление не способно критически оценивать ценности непосредственного социального окружения (малой референтной группы);

– идеалы собственной жизни и окружающего индивида мира либо вовсе не сформированы, либо слабо разработаны и носят фрагментарный характер [7].

Определяющим фактором в «потребительском синдроме» является то, что смысловая регуляция жизнедеятельности индивида, как наиважнейшая функция личности, находится в ослабленном или недоразвитом состоянии [7]. Именно изложенными выше характеристиками мы будем руководствоваться во время нашего эмпирического исследования. Нам предстоит ответить на вопрос: являются ли молодые учителя носителями «потребительского синдрома» и как это может влиять на их уровень самоактуализации.

Далее следует коснуться существующей на данный момент антропологической модели «нового» человека, сформированного под влиянием социокультурных эффектов современного общества – «человека-потребителя».

Антропологический тип «человека-потребителя» начинает распространяться в обществе, вовлеченном в пространство влияния массовой культуры, которая в наше время является одной из доминирующих культур вследствие глобализации общества. Данный тип «человека- потребителя» был предложен Т.А. Хагуровым [8].

В сложившейся ситуации отсутствия объективных способов и приемов диагностики у респондентов так называемого «синдрома потребления», мной была разработана «Методика выявления «потребительского синдрома» с помощью диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)». В основу методики легла модель «человека-потребителя» Т.А. Хагурова [8], в которой раскрываются 4 основных антропологических характеристик «человека-потребителя»: 1) Мышление и Психика, 2) Мировоззрение, ценности и мораль, 3) Социальные связи и взаимоотношения с окружающими, а также 4) Характер поведения и образ жизни. Данные характеристики мы сопоставили с каждой шкалой самоактуализационного теста САМОАЛ Э.Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана и Н. Ф. Калиной. В результате по низкому уровню, показанному респондентом, в каждой из 11 шкал, мы можем говорить о присутствии у него тех или иных характеристик «человека- потребителя», и, как следствие, выраженности «потребительского синдрома».

1. Мышление и психика.

 Некритичность, несамостоятельность мышления, с ориентацией на подсказку. Индивид воспринимает и осмысливает окружающую действительность исходя из пользы и выгоды для себя, основываясь на принципах прагматизма.

Шкалы с низким показателем: 6 − «Автономность», 8 − «Самопонимание», 9 − «Аутосимпатия». 

Низкий балл по шкале 6 свидетельствует о зависимости от социума, плохо развитой автономии личности, и, как следствие, низком уровне критичности мышления. Рефлексия ценностных парадигм собственной жизни снижена, человек склонен некритически принимать ценности своего социального окружения, мыслит стереотипами. Низкий балл по шкале «Самопонимание» свойственен людям, которые ориентированы на мнение большинства, с внешними критериями оценки. Д. Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри». Низкие показатели по шкале 9 имеют люди тревожные, неуверенные в себе, с низкой самооценкой.

2. Мировоззрение, ценности и мораль.

Мировоззрение «человека- потребителя» в целом, фрагментарно, убеждения носят прагматичный характер. У него выражена ориентация на себя и присутствуют в большей степени эгоистические интересы. Нормы морали и какие- либо ограничения − размыты, в морали выражен элемент гедонизма.

Шкалы с низким показателем: 2 «Ценности», 4 − «Потребность в познании», 5 − «Креативность», 3 − «Природа человека».

Низкий балл по шкале ценностей свидетельствует, что человек не разделяет ценности самоактуализирующейся личности, таких как как истина, добро, жизненность, уникальность, справедливость, самодостаточность. Это говорит о том, что испытуемый отдает предпочтение гедонистическим ценностям, стремится здесь и сейчас удовлетворить свои потребности, ориентирован на потребление, у него преобладают преимущественно базовые потребности. Низкая потребность в познании не характерна для самоактуализирующейся личности. У человека- потребителя отсутствует бескорыстная жажда нового, интерес к объектам, которые напрямую не связаны с удовлетворением его потребностей прямо сейчас. Процесс познания искажен желаниями и влечениями, человек склонен судить, оценивать и сравнивать. Низкий уровень креативности, или попросту творческого отношения к жизни так же можно расценивать как один из показателей потребительского синдрома, равно как и негативный взгляд на природу человека. Идеал собственной жизни и мира вообще слабо разработан и фрагментарен.

3. Социальные связи и взаимоотношения с окружающими.

Социальные связи преимущественно обменного типа, обедненные, наблюдается тенденция к искажению имеющихся «первичных связей» в связи обменного типа.

Шкалы с низким показателем: 10 − «Контактность» и 11 − «Гибкость в общении».

Низкий показатель по шкале «Контактность» указывает на низкую предрасположенность личности к взаимополезным и приятным контактам с другими, потребительское отношение к другому человеку. Низкая гибкость в общении свидетельствует о наличии социальных стереотипов, склонности прибегать к фальши и манипуляциям, ригидности мышления. 

4. Характер поведения и образ жизни.

Главный принцип поведения «человека- потребителя» - «после нас хоть потоп». Основу образа жизни составляет потребление, которое выступает в роли базовой поведенческой установки к любым взаимодействиям с социумом и материальным окружением.

Шкалы низким показателям: 1 − «Ориентация во времени» и 7 − «Спонтанность».

Высокий результат по шкале «Ориентация во времени» характерен для лиц, живущих «здесь и сейчас», наслаждающихся актуальным моментом, зацикленных на удовлетворении базовых потребностей, кроме того, высокий результат по этой шкале говорит о непринятии ответственности за результаты своих действий. Низкий же показатель спонтанности говорит о людях неестественных, серьезно привязанных к своему социальному окружению. 

Если у респондента присутствуют те или иные «шкалы с низким показателем» данной методики, мы можем говорить о присутствии у него характеристик «человека-потребителя», и, как следствие, степени выраженности «потребительского синдрома».

Руководствуясь приведенными выше характеристиками человека с «синдромом потребления» а также данной методикой его выявления, нами был проведено эмпирическое исследование.

Цель исследования: выявить особенности процесса самоактуализации личности молодого педагога с предполагаемым «потребительским синдромом».

База исследования: педагоги г. Краснодара и Краснодарского края, проходившие профессиональную переподготовку в ИРО г. Краснодара, а также молодые учителя МБОУ СОШ №58 г. Краснодара. Всего в исследовании приняло участие 35 человек.

Анализируя возможные подходы к структуре самоактуализации личности молодого педагога, наше внимание было привлечено методикой изучения самоактуализирующиейся личности САМОАЛ, разработанной Э. Шостром и адаптированной на русский язык Л. Я. Гозманом и Н. Ф. Калиной. Эта методика, не смотря на трудоемкость выполнения и обработки, является комплексной и достаточно информативна. САМОАЛ отражает сложную целостность понятия самоактуализации и направлена на выявление общего потенциала личности, способности индивида к саморазвитию, фиксирует направленность личности на реализацию духовного и физического потенциалов, адекватное восприятие себя и социума, взгляды испытуемого на мир в целом

Методика САМОАЛ составила основу констатирующего эксперимента и была использована для определения уровня самоактуализации личности применительно к педагогам со стажем работы не более 5 лет. САМОАЛ содержит в себе одиннадцать шкал и 100 вопросов.

Первичный срез по опроснику САМОАЛ показал, что уровень самоактуализации молодых педагогов с предполагаемым «потребительским синдромом» в целом ниже среднего. Несмотря на то, что ни одна шкала не набрала высокий уровень, все же можно отметить, что наибольшую значимость (средний уровень) для педагогов имеют следующие параметры самоактуализации:

– ценность жизни «здесь и теперь»;

– творческая направленность личности;

− самоуважение;

– самоактуализация в познавательной сфере;

– ценностные ориентации.

Низкий рейтинг получили:

– взгляд на природу человека;

– автономность, независимость;

– спонтанность;

– положительное отношение к себе;

– контактность;

– гибкость в общении.

 

Таблица 1

Сопоставительный анализ данных теста САМОАЛ 

Уровень

Шкалы

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

1.Ориентация во времени

28%

47,6%

24,4%

2. Ценности

8,4%

64,4%

27,2%

3. Взгляд на природу человека

5,6%

44,8%

49,6%

4. Потребность в познании

5,6%

72,8%

21,6%

5. Креативность           (стремление к творчеству)

16,8%

58,8%

24,4%

6. Автономность

0%

25,2%

74,8%

7. Спонтанность

5,6%

22,4%

72%

8. Самопонимание

16,8%

46,8%

36,4%

9. Аутосимпатия

11,2%

36,4%

52,4%

10. Контактность

5,6%

22,4%

72%

11. Гибкость в общении

0%

33,6%

66,4%

 

Итак, как можно видеть из таблицы, большинство шкал опросника получили в результате интерпретации низкий рейтинг, что имеет определенный интерес для нашего исследования. Крайне низкий балл по шкале Автономность (6) свидетельствует о плохо развитой автономии личности молодых педагогов, зависимости от социума и, как следствие, низком уровне критичности мышления. У респондентов понижена рефлексия ценностно- смысловых ориентиров собственной жизни, он склонен некритически принимать и реализовывать ценности своего социального окружения. Это дополняет низкий показатель Спонтанности (7), который говорит о людях неестественных, серьезно привязанных к своему социальному окружению. Неуверенность в себе и тревожность молодых учителей показывают заниженные баллы по шкале 9 − Аутосимпатия. Негативный вгляд на природу человека (3) говорит о проблемах педагогов в создании искренних и гармоничных межличностных отношений, снижении доверия к людям. Низкий показатель по шкале Контактность (10) указывает на низкую предрасположенность личности к взаимополезным и приятным контактам с другими, потребительское отношение к другому человеку. Низкая гибкость в общении (11) свидетельствует о наличии социальных стереотипов, склонности прибегать к фальши и манипуляциям, ригидности мышления.

Сопоставив полученные данные с моделью «человека-потребителя» Т.Х. Хагурова [8], а также с описанием «синдрома потребительства» В.В. Кулишова [7], можно сделать вывод, что данная группа молодых учителей в той или иной степени подвержена влиянию массовой потребительской культуры и являются носителями «потребительского синдрома».

Итак, в ходе исследования нами были сформулированы следующие выводы:

-           современные педагоги всерьез обеспокоены сложившейся ситуацией в обществе и образовательной среде в условиях экспансии массовой культуры и в своем большинстве являются сторонниками девиантологического подхода к пониманию данного феномена;

-           самоактуализация является непременным атрибутом профессионального и личностного становления педагога, развивает индивидуальность, рефлексивность, творческий подход, и, что немаловажно, формирует критический подход к анализу информации, поступающей извне, помогает не поддаваться влиянию масс, формулировать собственное мнение;

-           в современной социокультурной ситуации на смену другим антропологическим моделям человека приходит модель «человека- потребителя», с сопутствующим ему «синдромом потребления», гедонистическим и потребительским отношением к окружающей действительности;

-           проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что молодые педагоги (в данном случае стаж работы до 5-ти лет) были подвержены феномену массовой потребительской культуры, который наиболее активно развивается в России с 2000- х годов. Это влияние выражается в присутствии у диагностируемой группы учителей явления так называемого «потребительского синдрома»;

-           на основе антропологической модели «человека-потребителя» Т.А.Хагурова нами была разработана «Методика выявления «Потребительского синдрома» с помощью диагностики самоактуализации личности Э.Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана и Н. Ф. Калиной».

В завершении можно отметить возможную практическую значимость проведенного исследования, которая, по нашему мнению, состоит в использовании в дальнейшем результатов исследования и методики, представленной в данном исследовании, для выявления у молодых педагогов особенностей деструктивного влияния массовой культуры, и наличия у респондентов так называемого «потребительского синдрома».