Полный текст статьи
Печать

Экологический кризис современности, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Экологическое образование и воспитание молодежи должно быть непрерывным, всесторонним и обязательным. Это основа экологической этики и культуры, путь к пониманию отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, ее защиты и сохранения.

Проводимых мероприятий в городе Краснодаре явно недостаточно. Многое зависит от образовательных учреждений. Каждый человек просто обязан знать о сложном устройстве и функционировании природы и о собственной ответственности за ее состояние. Необходимо всеобщее экологическое воспитание и детей, и взрослых. И начинать экологическое образование и воспитание нужно с раннего детства.

Одно из наиболее развитых направлений в молодежной политике края – развитие краеведения и рекреационных работ. Привлечение студентов к решению насущных практических задач позволяет повысить эффективность обучения их экологической безопасности, сформировать ответственное отношение к выбору современных технологий в их будущей профессиональной деятельности [1].

Принцип активности в обучении является одним из главных дидактических принципов. Активность в учении - это качество деятельности обучающегося, в которой проявляется личность самого учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей [2].

Активизация учебной деятельности - целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности обучающихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

Разработка теоретической модели педагогического сопровождения активизации познавательной деятельности осуществлена на основе системного, личностно-деятельностного, антропологического аксиологического, компетентностно-функционального подходов, анализа исследований в области педагогических технологий и управления педагогическими системами.

Выполнение программы «Экологизация образования студентов педагогического вуза» поможет молодежи освоить современные методы контроля состояния окружающей среды, прививать любовь к природе края, получить навыки научно-исследовательской работы.

Эти работы соответствуют направлению исследований кафедры технологии и предпринимательства, тематике исследований научно-образовательного центра «Цветные стекла» и Русского географического общества: «Устойчивое развитие территорий» и «Природоохранительная деятельность» и научного центра естественной радиоактивности «Гея».

Экологизация образования может быть более интенсивной в случае привлечения молодежи к активному участию в практической, научно-исследовательской деятельности по экологическим проблемам.

Особенно важными являются вопросы изучения экологического состояния Краснодарского края как нашей малой Родины.

Доступными видами практической деятельности для молодежи являются сбор информации о проблемных зонах, отбор проб, участие в проведении, обработке результатов исследований, пропаганде их среди молодежи и всего населения в целом.

Широкие возможности для экологического воспитания и образования молодежи могут предоставить исследования причин загрязнения озера Карасун г. Краснодара и средства по его очищению; мониторинг среды пещер Краснодарского края; определения возможности организации рекреационных и курортных зон; мониторинг окружающей среды по хвое растений и т.д.

Направления исследований могут быть самые различные:

1)     Содержание изотопов в подземной среде подвластно сильным вариациям, благодаря этому появляется возможность прогноза различных опасных явлений, например, землетрясений;

2)     Наличие техногенных изотопов позволяет установить связь среды пещер с поверхностью;

3)     Распределение урана и тория в различных породах  в пещерах позволяет определить геологическую историю их возникновения;

4)     Тритиевый анализ подземных вод позволяет определить их генезис, связь с метеорными водами, что, в конечном счете, прогнозирует их загрязнение техногенными радионуклидами;

5)     Контроль радона в атмосфере пещер необходим с точки зрения санитарной безопасности, так как во многих пещерах Краснодарского края организуется туристический бизнес;

6)     В случае обнаружения высоких концентраций радона в пещерах, в них могут быть организованы бальнеологические курорты.

Отбор проб будет проводиться силами студентов, которые будут приобретать навыки научно-исследовательской работы.

Пещеры края в изотопном плане не изучены. Подобные широкомасштабные исследования в Краснодарском крае не проводились. В мировой практике встречаются данные об измерении отдельных изотопов в пещерах (например, в пещере Медвежья в Польше (Судеты)). Поэтому возможно участие студентов в выполнении проекта, посвященного исследованию пещер Краснодарского края.

Содержание работ по проекту:

1)     Разработка программы экологизации образования молодежи;

2)     Выявление практических видов деятельности для привлечения молодежи к изучению экологических проблем;

3)     Определение закономерностей распределения и миграции природных и техногенных изотопов в почвах, воздухе и гидросфере пещер Краснодарского края. Изучение изотопного состава пещер Краснодарского края для оценки их экологической загрязненности, генезиса подземных вод в них, скорости накопления элементов, возраста с целью изучения карстовых образований и их охраны, как уникальных природных объектов.

4)     Привитие молодежи навыков научно-исследовательской работы.

Виды работ, в которых участвуют студенты:

1)    исследование психолого-педагогических источников с целью выявления условий, способствующих повышению экологизации образования молодежи;

2) разработка программы экологизации образования;

3) определение практических видов деятельности с привлечением студентов и школьников;

4) проведение мониторинга окружающей среды: выезды в пещеры, отбор образцов, мониторинг в воздухе, в воде, в породах. Измерения проводятся в лабораторных условиях (измерения проводит научный центр естественной радиоактивности «Гея»), по полученным данным составляется карта распределения изотопов в различных средах, выявляются закономерности.

Полученные данные могут быть использованы для оценки состояния района, мест расположения рекреационных зон. По полученным результатам можно выявить закономерности распределения изотопов в различных средах (воздух, вода, породы) в пещерах Краснодарского края.

Выявление закономерностей распределения изотопного состава в период сильных геофизических процессов позволяет организовать прогностический мониторинг.

Полученные данные помогут ознакомиться молодежи с природой Краснодарского края, экологическим состоянием окружающей среды, приобрести навыки научно-исследовательской работы, повысить экологическую образованность и получить возможность пропаганды экологизации образования экологической безопасности.

Огромный потенциал по обучению экологической безопасности содержит идея организации и проведения интеллектуальных турниров юных физиков-экологов под руководством преподавателей и студентов педагогического факультета.

Турниры “Цветные стекла”- это интеллектуальные соревнования команд учащихся, которые развивают у них умение решать и убедительно защищать свои версии при решении задач,  выступать как в качестве докладчика, так и в роли оппонента и рецензента. Принимая участие в турнирах, учащиеся проходят все этапы научно-исследовательской работы. Задания турниров предельно просты в своих формулировках, но в то же время они рассматривают сложнейшие явления природы [3].

Цель турниров – вовлечение молодежи в творческую деятельность и приобщение ее к нормам и стилю коллективной творческой работы.

Конкурсы обычно проводятся по теме «Моя малая Родина». Иногда посвящаются знаменательным событиям. Так в 2011 году был проведен конкурс творческих работ по теме «Байконур-Земля-Вселенная», посвященный годовщине полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

Решения многих задач, предложенных для турниров, имеют большое теоретическое и практическое значение. Например, благодаря дискуссии на тему “Оцените экологическую безопасность выброшенных на свалку цветных телевизоров” возникла идея организации производства по регенерации кинескопов цветных телевизоров отечественного и импортного производства. Предприятие по регенерации кинескопов и ремонту телевизоров было открыто и успешно работало в г. Краснодаре более шести лет.

В настоящее время развивается ряд новых направлений, идеи которых зародились на турнирах. В последние годы часто участникам ТЮФЭ предлагаются задачи, связанные с изучением Земли и Космоса, например, по прогнозу различных природных явлений и глобальному изменению климата. Решение данных проблем напрямую связано с систематическими измерениями содержания радиоизотопов в различных средах.

В 2014 году на базе Кубанского Государственного Университета и в городе Армавире на базе частной общеобразовательной школы «Развитие» состоялся I турнир юных физиков-экологов (ТЮФЭ) «Цветные стёклышки».

Этот турнир по своей сути такой же, как и уже известный всем Турнир «Цветные стёкла», в рамках которого ребята, объединившись в команды, решают ряд поставленных перед ними задач, а после представляют свои креативные идеи членам жюри и остальным командам.

Разница между этими турнирами заключается в возрастной категории школьников. Программа проведения турниров построена таким образом, что наряду с интеллектуальными соревнованиями предусмотрены специальные занятия научного содержания: лекции, семинары, решение и разбор экспериментальных задач. Все это сочетается со «свободной программой»: экскурсиями, литературными, физическими, музыкальными вечерами, творческими встречами.

Таким образом, привлечение студентов к практической проектной деятельности, научно-исследовательской работе позволяют им эффективно усваивать вопросы экологической безопасности и формировать у молодежи ответственное отношение к окружающей природе и экологическую культуру в целом.