Полный текст статьи
Печать

В условиях многонационального и полиэтнического государства России, на территории которого проживают различные этнические группы, необходима реализация социальной политики, учитывающей их национальные особенности, религиозные предпочтения, интересы, ценностные ориентации.

Этническая среда является производным понятием социальной среды, в центре ее внимания находится социально-этническая группа или социально-этническая общность, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Рассматривая реализацию социальной политики в конкретном регионе посредством социальной работы необходимо учитывать этнические особенности, как ее объектов, так и субъектов.

Учет этнических особенностей субъектов социальной работы может способствовать ее оптимизации, раскрытию потенциала специалистов социальных служб, принятию превентивных мер или наоборот развитию их профессионально-значимых качеств.

У этносов, как групп людей, связанных длительной историей совместного проживания, на основании их общего бессознательного, проявляющегося в ценностях и социальных представлениях, сформировались особенные ментальные структуры. Принадлежность к тому или иному этносу и, соответственно, приверженность тем или иным ценностям оказывает влияние на все сферы человеческой жизни, в том числе и на поведение, совершаемое во благо других людей, в бытовой и профессиональной сфере.

Ценности возникают и действуют на уровне личности, так как носителем ценностей является человек. Также ценность есть продукт коллективной деятельности людей – общности, народа, нации [1]. Существует целый ряд ценностей, присущих представителям различных этнических групп, а также множество их классификаций.

Подход Ш. Шварца к анализу ценностей личности наиболее продуктивный из существующих в современной науке. Согласно данному подходу, ценности можно рассматривать как этический показатель того, чего можно и должно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними и к чему следует стремиться и чего стараться достичь, но только с помощью тех средств, которые одобряются обществом. На уровне личности ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в жизни. Когда ценности используются для характеристики культур, то исследуют разделяемые в обществе абстрактные идеи о том, что считается хорошим и желательным в этом обществе или культурной группе [4].

Опираясь на представление о том, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, – тип мотивации, в которой они отражаются, Шварц классифицировал ценности по десяти различным видам мотивации человека, которые понимал как основные типы или блоки ценностей. Всего им было выделено 10 типов (см. табл. 1).

Таблица 1

Мотивационные типы ценностей по Ш. Шварцу 

 

Ценность

Мотивационная цель

1

Самостоятельность

(Self-Direction)

свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание);

2

Стимуляция (Stimulation)

новизна и состязательность в жизни,

3

Гедонизм

(Hedonism)

удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью

4

Достижение (Аchievement),

достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов

5

Власть

(Power)

достижение социального статуса, престижа, влияния на других

6

Безопасность

(Security)

стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида

7

Конформность

(Conformity)

ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию

8

Традиция

(Tradition)

уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии; выражение уникальности групповой картины мира

9

Благожелательность

(Benevolence)

поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте

10

Универсализм

(Universalism)

понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы

 

Согласно теории динамических отношений Ш. Шварца и У. Билски, все ценности можно разделить на две большие группы: 1) Ценности выражающие интересы индивида. Им соответствуют следующие мотивационные блоки: «Власть», «Достижение», «Гедонизм», «Стимулирование», «Самостоятельность». 2) Ценности выражающие интересы группы. К ним принадлежат такие мотивационные блоки, как «Благожелательность», «Традиция», «Конформность». Существуют еще два мотивационных блока – «Универсализм» и «Безопасность», которые выражают как индивидуальные, так и групповые интересы [2].

Нами было проведено исследование индивидуальных ценностей белорусских и русских студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» в Смоленском государственном университете как субъектов социальной работы (согласно Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной к субъектам социальной работы относятся не только специалисты, работающие в данной области, но и студенты, обучающиеся по данным направлениям подготовки [3]). Данное исследование позволит проанализировать наличие в структуре индивидуальных ценностей субъектов социальной работы профессионально-значимых, а также разработать рекомендации по их формированию.

В исследовании приняли участие 155 студентов в возрасте от 18 до 26 лет, из них 70 человек (36 женщин и 34 мужчины) представители этнической группы «белорусы» и 85 человек представители этнической группы «русские» (44 женщины и 41 мужчина).

 

Таблица 2

Структура индивидуальных ценностей белорусских и русских студентов 

 

Белорусы

Русские

 

Среднее значение

Присвоенный ранг

Среднее значение

Присвоенный ранг

Конформность

1,78¹

8

1,65¹

8

Традиционализм

1,53¹³

10

1,22¹²

10

Благожелательность

2,26

3

2,36

2

Универсализм

2,23¹

4

1,97¹

7

Самостоятельность

2,72¹

2

2,63¹

1

Стимуляция

2,18¹

6

2,04¹

5

Гедонизм

2,19

5

2,21

3

Достижения

2,17¹

7

2,20¹

4

Власть

1,61¹

9

1,34¹

9

Безопасность

3,57¹³

1

2,00¹

6

 

Как видно из данных таблицы, есть определенные сходства и различия между значимыми ценностями для представителей, рассматриваемых нами этносов.

Так, в тройку наиболее значимых для белорусов ценностей входят – «Безопасность», «Самостоятельность», «Благожелательность». Это говорит о потребности в стабильности и гармонии общества, стремлении к благополучию членов общества со стороны белорусов, а также активной жизненной позиции – самостоятельности в мыслях и действиях. Руководство названными ценностно-мотивационными типами может выступать залогом активной позиции представителей белорусского этноса как субъектов социальной работы, проявляться в заботе о благе других людей, желании помочь тем, кто в этом нуждается, а также в активной и инициативности в жизни, профессиональной деятельности.

Среди наиболее значимых ценностей для представителей русского этноса оказались – «Самостоятельность», «Благожелательность», «Гедонизм». Ориентация на данные ценностно-мотивационные типы может свидетельствовать о потребности респондентов в получении самостоятельности в жизни, желании получать удовольствие от жизни, и, вместе с тем, заботе о благополучии людей, с которыми они находятся в контакте. Однако, в данном случае взаимодействие ценности «Благожелательность» с ценностями «Самостоятельность» и «Гедонизм» может также трактоваться в интересах индивида, то есть не как забота о других ради повышения их благополучия, а как желание самому жить в гармоничном обществе.

Среди отрицаемых ценностей для белорусов и русских оказались – «Традиционализм», «Власть» и «Конформность», что может говорить об отсутствии у них стремления к достижению влияния на других людей, к господству и лидерству, и, вместе с тем, не желании подчиняться воле других, а также низкой для них значимостью следования традициям и нормам общества. Происходящие в политической и социально-экономической жизни России и Белоруссии перемены, сопровождающиеся переходом от коллективистских ценностей, выражающих интересы общества, группы, в пользу индивидуалистических, заботы о собственных интересах, могут объяснять отсутствие потребности в следовании традициям и нормам общества. Однако в контексте социальной работы названные обстоятельства могут иметь негативное влияние, в связи с тем, что именно в традициях и нормах общества зафиксированы обычаи поддержки и оказания помощи нуждающимся людям.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о большей ориентированности белорусских студентов по сравнению с русскими на ценности, преследующие достижение интересов группы, общества, нежели своих собственных. А также сделать предположение о том, что именно ориентация на данные ценности может являться профессионально-значимой для субъектов социальной работы.

Опираясь на полученные результаты, могут быть разработаны практические рекомендации и предложения по развитию морально-нравственной сферы личности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» состоящие в:

- побуждении молодых людей к нравственному саморазвитию и осознанному освоению морально-нравственных ценностей;

- осознании необходимости соблюдения социальных норм и формировании готовности следовать им в своем поведении;

- формировании самоуважения, чувства собственного достоинства и уважения достоинства другого человека как залога формирования позитивных форм межличностных взаимоотношений;

- более глубоком понимании механизмов формирования своих межличностных взаимоотношений, умении осознать нуждаемость другого человека и ситуацию ее возникновения, протекания;

- привлечении студентов к участию в различного рода общественных инициативах, волонтерских объединениях с целью получения практического опыта социально-значимого поведения, направленного на поддержку нуждающихся.