В условиях многонационального и полиэтнического государства России, на территории которого проживают различные этнические группы, необходима реализация социальной политики, учитывающей их национальные особенности, религиозные предпочтения, интересы, ценностные ориентации.
Этническая среда является производным понятием социальной среды, в центре ее внимания находится социально-этническая группа или социально-этническая общность, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Рассматривая реализацию социальной политики в конкретном регионе посредством социальной работы необходимо учитывать этнические особенности, как ее объектов, так и субъектов.
Учет этнических особенностей субъектов социальной работы может способствовать ее оптимизации, раскрытию потенциала специалистов социальных служб, принятию превентивных мер или наоборот развитию их профессионально-значимых качеств.
У этносов, как групп людей, связанных длительной историей совместного проживания, на основании их общего бессознательного, проявляющегося в ценностях и социальных представлениях, сформировались особенные ментальные структуры. Принадлежность к тому или иному этносу и, соответственно, приверженность тем или иным ценностям оказывает влияние на все сферы человеческой жизни, в том числе и на поведение, совершаемое во благо других людей, в бытовой и профессиональной сфере.
Ценности возникают и действуют на уровне личности, так как носителем ценностей является человек. Также ценность есть продукт коллективной деятельности людей – общности, народа, нации [1]. Существует целый ряд ценностей, присущих представителям различных этнических групп, а также множество их классификаций.
Подход Ш. Шварца к анализу ценностей личности наиболее продуктивный из существующих в современной науке. Согласно данному подходу, ценности можно рассматривать как этический показатель того, чего можно и должно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними и к чему следует стремиться и чего стараться достичь, но только с помощью тех средств, которые одобряются обществом. На уровне личности ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в жизни. Когда ценности используются для характеристики культур, то исследуют разделяемые в обществе абстрактные идеи о том, что считается хорошим и желательным в этом обществе или культурной группе [4].
Опираясь на представление о том, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, – тип мотивации, в которой они отражаются, Шварц классифицировал ценности по десяти различным видам мотивации человека, которые понимал как основные типы или блоки ценностей. Всего им было выделено 10 типов (см. табл. 1).
Таблица 1
Мотивационные типы ценностей по Ш. Шварцу
|
Ценность |
Мотивационная цель |
1 |
Самостоятельность (Self-Direction) |
свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание); |
2 |
Стимуляция (Stimulation) |
новизна и состязательность в жизни, |
3 |
Гедонизм (Hedonism) |
удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью |
4 |
Достижение (Аchievement), |
достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов |
5 |
Власть (Power) |
достижение социального статуса, престижа, влияния на других |
6 |
Безопасность (Security) |
стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида |
7 |
Конформность (Conformity) |
ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию |
8 |
Традиция (Tradition) |
уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии; выражение уникальности групповой картины мира |
9 |
Благожелательность (Benevolence) |
поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте |
10 |
Универсализм (Universalism) |
понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы |
Согласно теории динамических отношений Ш. Шварца и У. Билски, все ценности можно разделить на две большие группы: 1) Ценности выражающие интересы индивида. Им соответствуют следующие мотивационные блоки: «Власть», «Достижение», «Гедонизм», «Стимулирование», «Самостоятельность». 2) Ценности выражающие интересы группы. К ним принадлежат такие мотивационные блоки, как «Благожелательность», «Традиция», «Конформность». Существуют еще два мотивационных блока – «Универсализм» и «Безопасность», которые выражают как индивидуальные, так и групповые интересы [2].
Нами было проведено исследование индивидуальных ценностей белорусских и русских студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» в Смоленском государственном университете как субъектов социальной работы (согласно Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной к субъектам социальной работы относятся не только специалисты, работающие в данной области, но и студенты, обучающиеся по данным направлениям подготовки [3]). Данное исследование позволит проанализировать наличие в структуре индивидуальных ценностей субъектов социальной работы профессионально-значимых, а также разработать рекомендации по их формированию.
В исследовании приняли участие 155 студентов в возрасте от 18 до 26 лет, из них 70 человек (36 женщин и 34 мужчины) представители этнической группы «белорусы» и 85 человек представители этнической группы «русские» (44 женщины и 41 мужчина).
Таблица 2
Структура индивидуальных ценностей белорусских и русских студентов
|
Белорусы |
Русские |
||
|
Среднее значение |
Присвоенный ранг |
Среднее значение |
Присвоенный ранг |
Конформность |
1,78¹ |
8 |
1,65¹ |
8 |
Традиционализм |
1,53¹³ |
10 |
1,22¹² |
10 |
Благожелательность |
2,26 |
3 |
2,36 |
2 |
Универсализм |
2,23¹ |
4 |
1,97¹ |
7 |
Самостоятельность |
2,72¹ |
2 |
2,63¹ |
1 |
Стимуляция |
2,18¹ |
6 |
2,04¹ |
5 |
Гедонизм |
2,19 |
5 |
2,21 |
3 |
Достижения |
2,17¹ |
7 |
2,20¹ |
4 |
Власть |
1,61¹ |
9 |
1,34¹ |
9 |
Безопасность |
3,57¹³ |
1 |
2,00¹ |
6 |
Как видно из данных таблицы, есть определенные сходства и различия между значимыми ценностями для представителей, рассматриваемых нами этносов.
Так, в тройку наиболее значимых для белорусов ценностей входят – «Безопасность», «Самостоятельность», «Благожелательность». Это говорит о потребности в стабильности и гармонии общества, стремлении к благополучию членов общества со стороны белорусов, а также активной жизненной позиции – самостоятельности в мыслях и действиях. Руководство названными ценностно-мотивационными типами может выступать залогом активной позиции представителей белорусского этноса как субъектов социальной работы, проявляться в заботе о благе других людей, желании помочь тем, кто в этом нуждается, а также в активной и инициативности в жизни, профессиональной деятельности.
Среди наиболее значимых ценностей для представителей русского этноса оказались – «Самостоятельность», «Благожелательность», «Гедонизм». Ориентация на данные ценностно-мотивационные типы может свидетельствовать о потребности респондентов в получении самостоятельности в жизни, желании получать удовольствие от жизни, и, вместе с тем, заботе о благополучии людей, с которыми они находятся в контакте. Однако, в данном случае взаимодействие ценности «Благожелательность» с ценностями «Самостоятельность» и «Гедонизм» может также трактоваться в интересах индивида, то есть не как забота о других ради повышения их благополучия, а как желание самому жить в гармоничном обществе.
Среди отрицаемых ценностей для белорусов и русских оказались – «Традиционализм», «Власть» и «Конформность», что может говорить об отсутствии у них стремления к достижению влияния на других людей, к господству и лидерству, и, вместе с тем, не желании подчиняться воле других, а также низкой для них значимостью следования традициям и нормам общества. Происходящие в политической и социально-экономической жизни России и Белоруссии перемены, сопровождающиеся переходом от коллективистских ценностей, выражающих интересы общества, группы, в пользу индивидуалистических, заботы о собственных интересах, могут объяснять отсутствие потребности в следовании традициям и нормам общества. Однако в контексте социальной работы названные обстоятельства могут иметь негативное влияние, в связи с тем, что именно в традициях и нормах общества зафиксированы обычаи поддержки и оказания помощи нуждающимся людям.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о большей ориентированности белорусских студентов по сравнению с русскими на ценности, преследующие достижение интересов группы, общества, нежели своих собственных. А также сделать предположение о том, что именно ориентация на данные ценности может являться профессионально-значимой для субъектов социальной работы.
Опираясь на полученные результаты, могут быть разработаны практические рекомендации и предложения по развитию морально-нравственной сферы личности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» состоящие в:
- побуждении молодых людей к нравственному саморазвитию и осознанному освоению морально-нравственных ценностей;
- осознании необходимости соблюдения социальных норм и формировании готовности следовать им в своем поведении;
- формировании самоуважения, чувства собственного достоинства и уважения достоинства другого человека как залога формирования позитивных форм межличностных взаимоотношений;
- более глубоком понимании механизмов формирования своих межличностных взаимоотношений, умении осознать нуждаемость другого человека и ситуацию ее возникновения, протекания;
- привлечении студентов к участию в различного рода общественных инициативах, волонтерских объединениях с целью получения практического опыта социально-значимого поведения, направленного на поддержку нуждающихся.