Полный текст статьи
Печать

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Теперь родители ребенка-инвалида могут выбирать, где он будит обучаться – в специализированной школе-интернате, на дому или в общеобразовательной школе. Возможность повсеместного введения инклюзивного образования обусловлена глубокими тенденциями гуманизации нашего общества, а также подписанными нашей страной международными соглашениями. 24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится об образовании и о том, что каждый имеет право получить равное образование, вне зависимости от наличия или отсутствия у него инвалидности. А это значит, она провозглашает право лиц с инвалидностью на получение образования, указывая на то, что государство обязано обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [1]. То есть у ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность ходить в обычную школу и учиться вместе с другими детьми.

Полноценное осуществление этой системы в нашей стране должно начаться с 1 сентября 2016 года. Однако просто внедрить ту или иную систему, а тем более такую сложную, как система инклюзивного образования, невозможно без определенной подготовки педагогов, учеников и их родителей, а также самих инвалидов. Можно отметить основные проблемы включения детей-инвалидов во всеобщий процесс образования:

- неготовность детей-инвалидов влиться в коллектив детей, от которых они отличаются;

- отсутствие сформировавшихся условий для принятия здоровыми детьми ребенка-инвалида в свой коллектив, что может привести к конфликтам и нездоровой атмосфере в классе;

- сложности, возникающие у самих педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.

Конечно, помимо вышеперечисленных проблем есть также те, которые связаны с материальными затратами, подбором и подготовкой кадров, оборудованием, необходимым для перемещения детей в стенах школы и за его пределами. Однако первая группа трудностей может быть разрешена за счет работы, в том числе, социальных педагогов [2].

Учитывая факторы, влияющие на успешность процесса социализации и приобщения к общему коллективу, можно выделить несколько групп, на которые в последствие будет направлена активная работа социального педагога:

- дети-инвалиды и их семьи, для которых необходимо преодолеть барьер между ними и обществом, созданный искусственно за долгие годы изоляции таких детей в специализированных школах;

- дети, не имеющие особенностей в развитии, которых нужно как можно раньше начать готовить к возможности появления в классе «особого» ребенка и воспитать в них чувство толерантности и адекватного восприятия детей-инвалидов;

- педагоги, для которых важно принять ребенка с особенностями, научиться работать с ним и человеком, сопровождающим его, а также научиться правильно реагировать на отклонение любого вида.

Помощь детям с особенностями развития в нашей стране имеет определенные направления. Если обратиться к опыту работы социальных служб США, где инклюзивное образование достаточно давно стало неотъемлемой частью системы образования, то можно отметить, что их деятельность включает в себя компоненты, которые в перспективе можно использовать и у нас:

  1. Подготовка истории социального и физического развития ребенка, признанного потенциально недееспособным;
  2. Групповые и индивидуальные консультации с ребенком и его семьей;
  3. Работа по решению проблем, связанных с окружением ребенка (дом, школа, район);
  4. Мобилизация усилий школы и сообщества для создания условий, необходимых для наиболее эффективного обучения;
  5. Помощь в развитии позитивных поведенческих навыков и стратегий [3].

Важнейшее место в системе выстраивания отношений между ребенком-инвалидом и социумом в нашей школе принадлежит социальному педагогу. Суть его работы с таким ребенком состоит не только в знакомстве его с окружающим миром (это больше работа родителей или лиц, их заменяющих), но и в том, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками в процессе учебной деятельности, а также вне ее. У социального педагога существует много возможностей для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды деятельности – классные и внеклассные мероприятия, организация досуга и т.д. Подобная работа поможет детям привыкнуть друг к другу и сформировать в себе дружеское отношение к любому однокласснику, которое не будет основано на критерии «обычный-необычный». Итогом работы социального педагога в этом направлении станет воспитание у детей-инвалидов общественной активности, инициативы, готовности к жизни; формирование у них личностных качеств, необходимых для функционирования в обществе; интеграция детей-инвалидов в общество здоровых людей.

Инклюзивное образование тесным образом связано с очень важным направлением деятельности современной школы – профильным обучением на старшей ступени школы. Принимая во внимание то, что при включении детей-инвалидов в общий образовательный процесс, они тоже должны будут выбрать один из предложенных профилей обучения, нужно отметить, что помощь и консультирование учеников по данному вопросу также может стать одной из задач работы социального педагога. Программа школьного консультирования, базирующаяся на трех приоритетах – учебное, профессиональное и личностно-социальное развитие школьников, должна быть направлена на повышение успеваемости, профессиональное самоопределение и индивидуальное и социальное развитие школьников. В рамках этой программы школьникам будет оказана действенная помощь в выборе профиля обучения, развитии навыков, необходимых для знакомства с миром профессий и принятия обоснованного решения по выбору будущей профессии, понимании взаимосвязи между личностными качествами, образованием, практической подготовкой и миром труда [4], то есть правильный выбор профильного обучения должен способствовать тому, чтобы подросток осознал себя действительно субъектом профессионального выбора [5].

Но в большей мере, при работе с больными детьми, социальный педагог должен обращать внимание на атмосферу, созданную в семье ребенка, диагностировать нарушения в процессе семейного воспитания и взаимоотношений и корректировать их, чтобы избежать проблем в дальнейшей социализации личности. Он должен общаться с родителями ребенка-инвалида, а также наблюдать за общением родителей и детей, что позволяет узнать многое о поведении членов семьи и их отношении к ребенку. Также необходимо посещать дом, в котором проживает его подопечный, выяснив, в каких условиях он содержится, какие привычки, виды активности и ценности есть в той или иной семье. Еще одним шагом на пути к успеху в работе социального педагога являются консультации, во время которых он отвечает на вопросы родителей, помогая ориентироваться в непонятных им вопросах и давая советы по поводу помощи своему ребенку.

Н.Ф. Басовым выделяются следующие фазы реакции родителей на появление у них «особого» ребенка:

-1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности;

-2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребенка: негативизм, отрицание диагноза - такое поведение является своего рода защитной реакцией психики родителей;

-3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», чувство «хронической печали», депрессия как следствие зависимости родителей от того, что нужно ребенку, осознания того, что это происходит на самом деле;

- 4-я фаза – начало принятия дефекта и постепенная социально-психологическая адаптация членов семьи, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям [6].

Каждая из этих фаз может стать окончательной в процессе развития ребенка: это зависит от отношения родителей к недугу ребенка и других внешних факторов, положительно или негативно сказывающихся на изменении этого отношения. Задача социального педагога – вовремя понять, какой тип отношений присущ конкретной семье, чтобы потом помочь решить проблемы, существующие между детьми и родителями, между родителями и окружающим миром.

Еще одним эффективным методом может стать участие социальных педагогов в проведении родительских собраний. Велика вероятность, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться в классе с обычными детьми, поэтому важно понимать особенности взаимоотношений в таком классе не только самим детям, но и их родителям. Социальным педагог должен помочь родителям обычных детей лучше понимать проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, преодолеть устоявшиеся стереотипы, вовлечь их в совместную деятельность, как со своими детьми, так и с детьми-инвалидами.

Что касается работы с одноклассниками ребенка с ограниченными возможностями, стоит отметить, что толерантность и понимание данной проблемы должны быть привиты с самого раннего детства родителями или опекунами. Но даже если подобная работа с детьми проводилась, при непосредственном контакте с «особенным» ребенком не каждый сможет сразу это принять. Функция социального педагога в данных ситуациях состоит в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для совместного сосуществования и взаимодействия детей друг с другом, пропагандируя принцип «разные, но равные». Это может быть как организация совместного досуга или участие в общей деятельности, связанной со школьной активностью, так и беседы, презентации и лекции на тему инвалидности, которые помогут создать правильное отношение к категории лиц с ограниченными возможностями. В конечном итоге, успех социализации ученика будет в большой степени зависеть от того, насколько хорошо он сможет адаптироваться в классе [7; 8].

Как уже было отмечено выше, работа социального педагога должна быть направлена не только на учеников и их родителей, но и на учителей, которые будут работать в классе, где будут обучаться дети с разными физическими и умственными возможностями. Чему же необходимо научить классных руководителей и педагогов-предметников, чтобы достичь наиболее эффективной и здоровой атмосферы в классном коллективе? В первую очередь, должен быть налажен контакт между классным руководителем и остальными учителями, чтобы каждый мог обратиться к коллеге за помощью в процессе общения с детьми. Кроме того, необходимо, чтобы учитель мог общаться с родителями учеников, с пониманием относиться к проблемам, которые могут появиться в семьях детей-инвалидов, а также тем, что могут возникнуть при общении с родителями, чьи дети обучаются с особыми детьми. Кроме того, необходимо, чтобы учитель мог без проблем контактировать с сопровождающим ребенка-инвалида, если таковой присутствует на уроках.

Работа с педагогическим коллективом должна проводиться в трех основных направлениях:

- общение с учениками и их сопровождающими, выстраивание дружеских отношений в классе;

- общение учителя с родителями;

- создание сплоченного и здорового педагогического коллектива, единой системы, части которой взаимодействуют друг с другом.

Работа с педагогами может осуществляться несколькими путями, среди которых можно отметить личные беседы с каждым учителем, а также консультации всего коллектива, тренинги, направленные на сплочение учительского состава, обучение методикам работы с классом и каждым учеником в отдельности, не зависимо от его способностей. Это часть является не менее важной, чем остальные составляющие работы социального педагога, так как от поведения учителей и их отношения к каждому ученику будет формироваться отношение всего класса к детям-инвалидам [9].

Таким образом, в условиях системы инклюзивного образования роль социального педагога в школе становится еще выше, ведь он является связующим звеном между всеми субъектами образовательного процесса. Адаптация как учеников, так и учителей в рамках инклюзивного образования будет проходить эффективнее, если социальный педагог будет нацелен на выполнение одной из важнейших своих функций – создание благоприятных условий для развития каждой личности в условиях коллектива, как классного, так и педагогического.