Полный текст статьи
Печать

Проблема воспитания здоровой нации является одной из важнейших задач школы. Ведь крепкое здоровье сегодня является одним из основных критериев, обуславливающих полноценную и счастливую жизнь. Здоровье, при условии создания всех условий для его сохранения и укрепления самим человеком, почти всегда является гарантом долгой и активной жизнь. Согласно исследованию Британского департамента здравоохранения, именно в детстве устанавливаются такие модели поведения, которые имеют важное значение при формировании здоровья и благополучия детей [1].

Сегодня перед всеми странами мира стоит острая необходимость в проведении широких преобразований в различных сферах деятельности для достижения сохранения здоровья населения, воспитания здорового поколения, формирования здорового образа жизни.

Особые проблемы в этой связи стоят перед школой. У ребенка, который проводит значительную часть своей жизни в учебном заведении, в той или иной степени происходят изменения здоровья, носящие негативный характер. Именно школа, как общественный институт, играют ключевую роль в достижении широкого спектра целей в образовании, обучении и воспитании детей, включая заботу о здоровье детей. При этом школе приходится сталкиваться и с проблемами идущими из общества – у многих детей низкий уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, ими недооценивается роль здоровья в социально-экономическом развитии страны и благополучии нации, у них не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье, неточное и неполное представление о факторах, влияющих на здоровье, о компонентах здорового образа жизни, безответственность по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих и многие другие.

В отечественных и зарубежных школах активно разрабатываются и внедряются разнообразные методы и формы работы, направленные на сохранение и поддержание здоровья детей. Многочисленные научные исследования, в том числе экспериментального характера [например, 2, 3 и др.], доказывают, что проблема воспитание здоровой личности является актуальной и насущной.

В решении вопросов сохранения здоровья нынешнего поколения и профилактики заболеваний, включая так называемые «школьные болезни», большое внимание уделяется проведению медико-профилактических действий, осуществлению политики охраны здоровья на всех этапах непрерывного образования [4]. Результатом решения вышеперечисленных задач является формирование в школе благоприятной среды, для физического, психологического и духовно-нравственного развития здоровья школьника, создание мотивации, направленной на ведение здорового образа жизни [5].

Таким образом, одним из важнейших компонентов понятия «здоровье», является экологически благоприятная окружающая среда, а ее формирование во многом зависит от эффективности деятельности современных образовательных учреждений в области охраны детского здоровья и, в том числе, уровня компетентности специалистов – учителей, психологов, социальных педагогов. В проекте профессионального стандарта педагога одной из его основных профессиональных функций является необходимость «… формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни» [6].

В понятии «здоровая и экологически благоприятная окружающая среда» внимание акцентируется и на том, как школы ведут свою деятельность, и на природу и качество взаимодействия между всеми компонентами, входящими в систему [7]. Механизмы работы по формированию такой среды в отечественной, и в зарубежной, системах образования значительно различаются. Это обусловлено особенностями организационных и методических подходов, культурными чертами и мировоззрением каждой из стран. Но основные направления работы остаются схожи, так как их цель едина – воспитание здорового ребенка.

Школьный опыт ученика формируются не только в классной комнате, но и в большой школьной среде. Поэтому, для того, чтобы предотвратить многочисленные проблемы и стрессы для учащихся, школьные социальные службы должны понимать, какова социальная среда и как она влияет на тех, с кем они работают, отмечают Т. Винсент (T. Vincent) и Э. Трикетт (E. Trickett) [8].

Министерством здравоохранения и социальных служб США было проведено исследование, с целью выявления средовых факторов, которые мешают школьникам учиться, и на основе полученных данных разработки новых и оценку уже существующих программ для предоставления молодежи комплексных услуг за счет интеграции усилий всех субъектов деятельности, способных помочь преодолеть эти факторы [9]. Выводы показали, что здоровью ребенка угрожает целый ряд негативных факторов, которые можно разделить на следующие группы:

1. Негативные факторы, связанные с состоянием здоровья. Плохие привычки питания, малоподвижный образ жизни, а также эксперименты с алкоголем и наркотиками снижают способность подростков к обучению. Плохое эмоциональное здоровье подростков – результат невылеченной депрессии, анорексии и раннего деторождения – также препятствует сосредоточению их полного внимания на учебной деятельности.

2. Негативные факторы семьи и местного сообщества. Дети в семьях с одним родителем подвергаются большему риску образовательных трудностей, чем дети, живущие с двумя родителями. Их баллы на стандартных тестах ниже, они получают более низкие оценки в школе и в два раза чаще бросают школу.

Все родители испытывают стресс, но для неполных семей и семей, живущих в условиях нищеты, стресс зачастую является более серьезным. Он может привести к отклоняющемуся поведению родителей, вызывая психологические расстройства у детей. В самых крайних случаях дети могут подвергаться насилию. Обнаружено, что независимо от того, насколько хорошо выполняют свою работу родители в семье, готовность ребенка к обучению находится под угрозой в небезопасном обществе, где слишком мало образцов для подражания и молодежь окружена наркотиками, алкоголем, бандами и насилием.

3. Негативные факторы школы. Американские школы предоставляют образовательные услуги очень разнородным категориям населения. С одной стороны, это обогащает экономику и культуру страны, но с другой создает ряд дополнительных трудностей для организации обучения в школе. Например, дети, чей родной язык не английский и дети-иммигрантов создают особые проблемы в школах.

Исходя из этих препятствий исследователями были определены пять стратегий, которые школьные социальные службы могут использовать, чтобы помочь учащимся адаптироваться к окружающей среде.

1. Относится к школьникам как к полноправным партнерам. Дела школьников обстоят лучше, когда им предоставляется возможность устанавливать свои собственные цели обучения и готовность решать свои собственные проблемы. Часто это означает обеспечение преемственности в отношениях между школьниками, их семьями и специалистами.

2. Делать акцент на профилактике. Имеет смысл применять превентивные меры, чем ждать, пока молодые люди бросят школу. Для этого необходимо налаживание контактов с социальными службами и системой уголовного правосудия.

3. Разработать комплексные, гибкие и интегрированные услуги. Приоритет отдается программам, решающим комплекс проблем и имеющим разработанную технологию управления процессом, как более успешным в преодолении экологических барьеров на пути готовности к обучению.

4. В центре внимания должна быть вся семья и ребенок, как ее член. Благоприятные результаты наиболее вероятны тогда, когда программы имеют целью развитие семьи, способной самостоятельно благополучно функционировать, обеспечивая условия здорового развития детей.

5. Делать доступными клиент-центрированные услуги. Осуществление услуг в специально отведенных офисах, возможность их предоставления на дому, в помещениях, выделенных местным сообществом или школой, способствуют их большей доступности. Также, сами специалисты должны быть более доступны клиентам (например, говорить на том же самом языке).

Наиболее важным выводом из этого проекта является необходимость концептуализации интеграции услуг в широком смысле (М.Р. Бёрт (M. R. Burt), Г. Резник (G. Resnick), Н. Матисон (N. Matheson) (1992)). Только совместные инициативы школы, общественных организаций, местных органов исполнительной власти могут способствовать формированию здоровой окружающей среды школьников.

Таким образом, сегодня в Европе и Америке не только учителя, но и администраторы, школьные консультанты, социальные работники, психологи, местное сообщество могут эффективно взаимодействовать в формировании здоровой окружающей среды, реализовывать технологии социальной профилактики здорового образа жизни и успешной социализации каждый в своем направлении. Многокомпонентные мероприятия, которые они осуществляют в рамках учебного заведения, представляются исследователям наиболее эффективными [4].

Отталкиваясь от тех факторов и направлений деятельности, которые способствуют формированию здоровой и экологически благоприятной окружающей среды школьников, заметно, что основная нагрузка в этом деле за рубежом ложится на школьных консультантов [10], но прежде всего на социальных работников.

Осуществление сервисной интеграции социальным работником в школах, обеспечивают естественное взаимодействие между ребенком, его семьей и сообществом как элементами окружающей среды и школой как открытой системой. Кроме того, социальные работники служат в качестве организационного ресурса, который влияет на административные, операционные процессы и на облегчение деятельности школьной системы как важного элемента единой социальной системы. Степень и продолжительность изменений здесь прямо пропорциональна степени активности включения подсистем [11].

Вмешательство школьных социальных работников может быть направлено на предполагаемые причины дисбаланса, существующего вне школьной среды или в рамках школьной системы, или в их комбинации. С. Аптер (S. Apter) отмечает [12], что школьные социальные работники строят сильные экосистемы и связывают различные аспекты мира каждого ребенка. Ориентируясь на создание здоровой и экологически благоприятной окружающей среды в школе, социальный работник должен стремиться к достижению следующих целей:

1. Формировать новые социальные навыки и компетенции у родителей и детей.

2. Выявлять новые ресурсы и учреждения социального обслуживания, которые будут помогать детям и их семьям, а также разрабатывать новые программы в школе и в сообществе.

3. Преодолевать барьеры негативного восприятия учащимися взрослых (например, педагогов, имеющих предвзятое отношение к ученикам).

4. Повышать уровень знаний и понимания детских проблем (например, проведение тренингов для учителей, посвященных проблемам жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами).

5. Реструктурировать деятельность (например, разрабатывать совместно со школьным консультантом модифицированное расписание для детей, испытывающих трудности функционирования в школе в течение всего дня).

6. Развивать новые связи с соответствующими муниципальными и общественными организациями (например, по охране психического здоровья и предоставлению услуг подросткам) и предоставлять услуги на базе школы.

7. Разрабатывать новые роли для учителей, родителей и персонала учреждений местного сообщества (например, учитель в качестве лидера рабочей группы, родитель в качестве добровольца, кадровое агентство в качестве учебного ресурса).

8. Там, где существует необходимость, разрабатывать новые и инновационные программы (например, альтернативные программы, гибкое расписание для учеников, программы для беременных девочек, программы продленного дня для детей, чьи родители работают, модифицированные программы физического воспитания для лиц с физическими недостатками).

Одна из важнейших ролей, которую играют школьные социальные работники, - роль защитника. Она способствует изменению связей и экосистем, и тем самым влияет на формирование благоприятной окружающей среды. Защита от имени групп учеников может иметь место на нескольких уровнях: в школьных и общественных комитетах, организованных с целью разработки и осуществления программ для учащихся; в школе и местных сообществах (определение оптимальных услуг и помощь в преодолении осуществляемой недобросовестной политики и практики); на местном и национальном уровнях (поддержка прав ученических групп высокого риска). Примерами таких направлений деятельности являются:

1. Обеспечение систематического наблюдения и оценка потребностей и особенностей учащихся, родителей, школьной системы, города и сообщества, а также оценка последствий взаимодействия характеристик этих субъектов с особенностями и потребностями школьников.

2. Сбор информации о биологических, психологических, культурных, социологических, эмоциональных, правовых и экологических факторах, которые влияют на процесс обучения школьников.

3. Анализ и оказание влияния на политику на различных уровнях: местном, региональном и национальном.

4. Консультирование с целью определения ситуации, составления рекомендаций, отслеживания изменений, определении результатов успешного воздействия.

5. Оценка влияния действующих в школьном сообществе детско-родительских отношений и интерпретация этих влияний [13].

Таким образом, в деятельность по всестороннему развитию и сохранению здоровья школьников требуется внедрение инновационных решений в области ее организации и практического осуществления. Социальные программы, направленные пропаганду здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру. Колоссальный опыт работы школьных социальных работников оказывает значительное влияние на создание и поддержание здоровой и экологически благоприятной окружающей среды в школе, которая выступает важнейшим фактором развития здорового человека. К сожалению, многое из того, что осуществляется за рубежом на систематической основе, специально подготовленными специалистами – школьными социальными работниками и консультантами, психологами и административными работниками, в России делается пока разрозненно и ситуативно. Хотя эта работа должна быть важнейшим компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков. Возникает острая необходимость более активного применения научных и практических достижений как отечественного, так и мирового опыта деятельности социальных служб в вопросах создания благоприятной окружающей среды в учебных заведениях, а также на необходимость деятельности социального работника в российской школе.