Полный текст статьи
Печать

Социальная помощь малообеспеченным категориям граждан на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем в социальной работе. Сейчас в России существует большая часть населения, уровень дохода у которой ниже установленного прожиточного минимума. По данным Росстата, рост численности малоимущего населения возрастает с каждым годом. В России на данный момент доход ниже прожиточного минимума имеют 22,9 млн. человек, что составляет 15,9 % от всего населения.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства. Социальное государство призвано обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике. Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства, которое связано с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года. Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время – это малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждан. Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена [1].

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующим:

-                         необходимостью обобщения опыта социальной помощи малообеспеченным категориям населения в РФ и за рубежом;

-                         востребованностью детального анализа опыта и технологий социальной работы с малообеспеченными категориями населения в городе Смоленске с целью совершенствования системы оказания социальной помощи данным категориям.

Целью исследования является совершенствование системы социальной помощи малообеспеченным категориям населения.

В рамках данного исследования автором был проведен анализ опыта социальной работы с малообеспеченными категориями населения в учреждениях социальной защиты города Смоленска по сравнению с крупными городами РФ (Москва и Санкт-Петербург). В результате было выявлено, что некоторые направления предоставления социальной помощи являются несовершенными по следующим основаниям:

1. Выплата социальных пособий. Так как в субъектах РФ действуют свои собственные программы по предоставлению социальной помощи, то регионы вправе устанавливать собственные льготы и субсидии. Все эти программы оплачиваются из средств местного бюджета. Так, например, в Москве и Санкт–Петербурге малообеспеченные семьи с детьми получают деньги на их содержание, особо щедрые выплаты приходятся на детей от полутора до трех лет. Такой принцип оказания социальной помощи основан на том, что после достижения ребенком возраста полутора лет прекращается выплата пособия по уходу за ребенком. В то же время последний еще долгое время требует тщательного ухода, не позволяя хотя бы одному родителю выйти на работу. С трех же лет ребенка можно отправить в детский сад [2].

2. Предоставление субсидий. Обращаясь к опыту предоставления субсидий в Московском регионе, известны следующие данные – согласно Жилищному кодексу РФ жильцы не должны тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг более 20 процентов от своего дохода. Если они вынуждены нести большие расходы, то им предоставляется специальная субсидия. Для малообеспеченных семей города Москвы доля расходов на оплату ЖКХ, необходимая для получения субсидии, существенно ниже. Лимит определяется с помощью определенных расчетов. Малообеспеченные семьи, обратившиеся за этой субсидией, могут получить ее сроком на полгода. Интересен тот факт, что данный вид социальной помощи предоставляется не только собственникам жилья, но и снимающим его семьям [3].

3. Летняя оздоровительная кампания для детей. Так, например, в Москве путевки за счет средств бюджета города Москвы предоставляются не чаще одного раза в год детям из малообеспеченных семей, достигшим возраста от 3 до 7 лет включительно в сопровождении родителя или иного законного представителя или обоих законных представителей, в случае сопровождения на отдых четырех и более детей в организации отдыха и оздоровления семейного типа. Так же родители могут подать электронное заявление на отдых своего ребенка, выбрать вид отдыха, определиться с конкретной оздоровительной организацией. В 2016 году на детскую оздоровительную кампанию в бюджете города предусмотрено 3 млрд. 871 млн. 255 тыс. рублей. За счет этих средств город готов организовать отдых и оздоровление 168 тыс. детей. Власти города так же ежеквартально стараются выделять дополнительные ассигнования для проведения оздоровительной кампании для еще большего количества детей [4].

Таким образом, социальная защита и поддержка, которую оказывают в отделе социальной защиты населения города Смоленска, является своевременной, но, исходя из анализа опыта социальной работы с малообеспеченными категориями, можно утверждать, что некоторые направления предоставления социальной помощи являются малоэффективными. Это выплата социальных пособий малообеспеченным семьям, предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и проведение летней оздоровительной кампании для детей. Так как, на примере опыта других городов было выявлено, что существуют механизмы предоставления социальной помощи малообеспеченным категориям, которые являются наиболее эффективными и усовершенствованными.

Непосредственную работу с малообеспеченными категориями населения мы можем рассмотреть, обратившись к технологиям социальной работы, которые применяются в отделе социальной защиты населения города Смоленска Департамента Смоленской области по социальному развитию. Это следующие технологии: технология социальной диагностики, технология экстренной и адресной социальной помощи.

Для наиболее полного рассмотрения данного вопроса мы обратились к опыту зарубежных стран. Так, например, в США широко распространена технология дополнительных выплат для малообеспеченных категорий – это оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги. Для малообеспеченных семей предоставляются следующие виды социальной помощи: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; помощь детям в получении образования, помощь родителям в ведении домашнего хозяйства.

В Германии существует технология социальной работы для малообеспеченных семей в виде надбавки на детей (Kinderzuschlag). Государство приходит на помощь семье, в особенности, если она имеет низкий доход, предоставляя ей различную финансовую помощь. Данная технология используется с 2005 года и предоставляется семье, получающей пособия и дотации разного вида – Kindergeld, Eltergeld, которая без таковой надбавки испытывала бы серьезную нужду в материальном обеспечении детей. Наибольший размер надбавки на детей составляет 140 евро в месяц, и выплачивается в течение 3-х лет на каждого ребенка до 18 лет.

Во Франции уже не один год существуют технологии социальной работы для малообеспеченных граждан в виде разнообразных пособий, в особенности для малообеспеченных семей. Первая технология – это ежемесячное пособие, которое выплачивается для поддержки семей с одним родителем. Сумма данного пособия составляет 100 евро. Уникальность данной выплаты заключается в том, что она выплачивается в течение 20 лет. Вторая технология – это пособие (Préparée), которое направлено на поддержку родителей. Данный вид выплаты предоставляет финансовую помощь семье для самостоятельного ухода за ребенком и помощь для оплаты услуг няни, а также позволяет одному или обоим родителям сократить рабочие часы, чтобы ухаживать за своим ребенком. Третья технология – это особая выплата для семей, имеющих ребенка-инвалида в виде денежных средств на дополнительное образование такой категории детей. Такая технология нацелена на комплексное развитие детей-инвалидов, так как семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют большую иждивенческую нагрузку, из-за чего в большей степени нуждаются в социальной помощи.

В Скандинавских странах, где преобладает модель «социального благосостояния», существует технология для малообеспеченных семей. Родители таких семей могут сами выбрать форму пособия на ребенка до 3 лет: в виде услуг детского сада, в денежной форме при содержании ребенка дома.

В Норвегии используют технологию социальной работы для детей из малообеспеченных семей. Для семей, где дети живут в неблагоприятных условиях, которые негативно влияют на их здоровье, социальная помощь предоставляется в различных формах. Это семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание. Если родители не могут заботиться о своих детях, отдел по социальной защите населения берет на себя ответственность по их защите.

Таким образом, технологии социальной работы с малообеспеченными категориями населения, применяемые в отделе социальной защиты населения города Смоленска, не полностью способны разрешить наличие трудных жизненных ситуаций у граждан. Изучая опыт зарубежных стран по данному вопросу, можно сказать, что в данном отделе отсутствуют наиболее важные и эффективные технологии социальной работы с малообеспеченными категориями, которые могли бы применяться для более успешной работы. То есть, можно сделать вывод о том, что технологии социальной работы с малообеспеченными категориями населения в отделе социальной защиты города Смоленска нуждаются в совершенствовании путем внедрения новых, более оптимальных технологий.

С целью изучения проблемы малообеспеченности и оценки трудностей, с которыми сталкиваются малообеспеченные граждане, нами было проведено исследование с помощью анкетирования на базе отдела социальной защиты населения в городе Смоленске Департамента Смоленской области по социальному развитию. В целом анкета направлена на получение информации о видах социальной помощи, которые получают малообеспеченные граждане, и о том, что они предпринимают для улучшения своего материального положения. В анкетировании приняли участие 51 человек из категории малообеспеченных граждан в возрасте от 28 до 75 лет (из них 28 женщин и 23 мужчины).

В ходе анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных малообеспеченных категорий граждан не работают или находятся в процессе поиска работы. При этом, считая наиболее приемлемым для себя уровнем дохода заработок выше прожиточного минимума, однако, на вопрос «Знаете ли Вы, какова величина прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в Смоленской области?» 70% опрошенных, ответили отрицательно.

Почти половина респондентов считают свое материальное положение очень тяжелым, 25% оценивают его как безвыходное, и лишь 30% отмечают, что оно улучшилось за последнее время.

Среди наиболее приемлемых видов государственной социальной помощи, абсолютное большинство респондентов отмечают социальные пособия, субсидии, компенсационные выплаты и другие выплаты, и лишь 20% предпочитают натуральную помощь, в виде одежды и продуктов питания. При ответе на вопрос «Что Вы делаете для того, чтобы улучшить своё материальное положение?» большинство опрошенных отметили максимальное сокращение своих расходов и, всего 30% решают проблему путем поиска дополнительных источников заработка. А у 60% респондентов за последние три года значительно ухудшилось материальное положение.

Для абсолютного большинства опрошенных государственная помощь составляет 70% совокупного семейного бюджета. Ни один респондент не обозначил получение социальной помощи из негосударственных источников. Основных статьями расходов в малообеспеченных семьях являются: питание, оплата коммунальных услуг и связь, расходы на детей.

На вопрос «Соответствуют ли основные статьи Вашего семейного бюджета Вашим основным потребностям?» не было получено ни одного положительного ответа, очевидно, что среди респондентов никто не занимается ведением семейного бюджета.

Вместе с этим все респонденты хотели бы увеличить размер социальной помощи, в особенности увеличить размеры социального пособия для многодетных семей.

По данным проведенного исследования было выявлено, что основной категорией малообеспеченных граждан в городе Смоленске являются малообеспеченные семьи. По данным на конец 2015 года стало известно, что в местном бюджете не совсем хватает средств для проведения детской оздоровительной кампании. Исходя из такого факта, можно сделать вывод о том, что система социальной помощи в данной вопросе является несовершенной. В связи с этим, представляется возможным предложить социальный проект «Развивающий отдых для детей из малообеспеченных семей», направленный на сбор средств для организации развивающих детских лагерей для детей из малообеспеченных семей города Смоленска с целью совершенствования системы оказания социальной помощи малообеспеченным категориям населения.

Данный проект направлен на помощь малообеспеченным семьям, имеющим трёх и более детей, проживающим в городе Смоленске. Предполагается также участие в проекте волонтёров в количестве 20 человек, учащихся школ, студентов вузов, обучающихся по специальностям социальная работа. Проект представляет собой фандрайзинговую кампанию. Заказчиком проекта будет выступать Департамент Смоленской области по социальному развитию, а исполнителем некоммерческое партнерство «Семейная корпорация «Прайд». Кампания будет проводиться в три этапа: первый этап подразумевает подготовку работы по сбору средств, второй – этап реализации проекта, третий – анализ и оценка результатов.

В итоге проведения данной фандрайзинговой кампании могут быть получены следующие результаты:

 - будут собраны пожертвования (в форме денежных и материальных средств) на сумму не менее 250 000 рублей;

 - повысится информированность населения города Смоленска и его окрестностей о проблемах малообеспеченных семей и о значимости оказания помощи детям из данной категории семей;

 - будет разработана технология сбора средств, которая может применяться для проведения других фандрайзинговых кампаний.

Подводя итог проделанной работы, представляется возможным сделать следующие выводы:

1)     в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства. Наиболее острой проблемой является проблема малообеспеченности населения. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, наблюдается последовательное расслоение населения по доходам и материальному обеспечению.

2)     закон, регулирующий правоотношения в социальной сфере – это Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

3)     механизмы и технологии социальной помощи нуждаются в совершенствовании. Это обусловлено прежде всего тем, что система государственной социальной помощи появилась только лишь в 1999 году. На сегодняшний момент она развивается, но некоторые механизмы этой системы до сих пор несовершенны. Данный факт может подтвердить зарубежная система оказания социальной помощи малообеспеченным категориям населения. В США, Германии, Франции, Скандинавских странах уже не один год существуют определенные эффективные механизмы оказания социальной помощи, благодаря которым стремительно уменьшается число малообеспеченных граждан. Подобные механизмы могли бы с успехом применяться и в нашей стране. Но, на сегодняшний день реальность такова, что совершенствование системы оказания социальной помощи малообеспеченным категориям в Российской Федерации является не только благими намерениями, а насущной необходимостью.