По прогнозам ООН, к 2025 г. около 1,5 млрд. человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. К одной из основных проблем пожилых людей относят ухудшение их здоровья. Геронтологи всего мира заняты поиском средств и методов продления жизни. Поэтому разрабатываются все новые и новые препараты, совершенствуются методы физиотерапии и диагностики. В то же время накапливается опыт применения социально-адаптационных и социально-реабилитационных технологий и программ, где пропагандируются здоровьесберегающие приемы, пожилой человек вовлекается в процесс восстановления собственного здоровья и из пассивного пользователя средств реабилитации становится активным участником процесса здорового образа жизни. Профилактическое направление должно стать главным направлением в укрепление здоровья.
Проблемами оздоровительно-образовательных технологий с пожилыми людьми в России занимаются О.П. Анисимова, С.И. Григорьев, М.Э. Елютина, М.В. Ермолаева, В.И. Жуков, Б.Ф. Кондратова, Т.М. Кононыгина, Л.Г. Лаптев, Г.А. Парахонская, А.Н. Плутницкая, Э.Е.Чеканова, Черепов В.Н.
Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. В связи с этим необходимость сохранения здоровья и активного образа жизни пожилых людей посредством их обучения – одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых [1].
Оздоровительно-образовательные технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Необходимой составляющей современной системы геронтообразования должно стать получение знаний о сохранении здоровья человека и здоровья среды его проживания.
Под оздоровительно-образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов пожилого человека через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Задачи оздоровительно-образовательных технологий с пожилыми: обеспечение всесторонней оценки качества и количества здоровья; формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровья и ЗОЖ; формирование поведенческих стереотипов, направленных на улучшение здоровья и условий окружающей среды; поиск индивидуальных путей адаптации к факторам окружающей среды, надежности и устойчивости систем и сфер жизнедеятельности пожилых людей; ознакомление пожилого человека с возможностями государственной системы здравоохранения.
Знания о здоровье человека и среды его проживания, умения и навыки по их сохранению, превращаются из цели обучения в средство социально-организационного здоровьесохраняющего поведения и формирование личностных здоровьеценностных предпочтений и качеств пожилого человека, т.е. формируется имидж здоровья и здорового образа жизни. Очевидно, это достижимо лишь системой здоровьесберегающего развития.
Здоровьесберегающее развитие (ЗСР) – новая парадигма образования, использующая разнообразные психологические и педагогические технологии, включающие социокультурные, креативные и инновационные подходы, объединенной единой здоровьеценностной сущностью.
В сущности, ЗСР призвано сформировать у обучающегося здоровьесохраняющее мировоззрение, здоровьеценностные ориентиры, в которых творчество (креативность) в иерархии ценностей стоит на первом месте.
Следовательно, в системе ЗСР главное – не освоение готовых знаний, а развитие способностей у обучающихся к овладению методами познания феноменологии здоровья человека, дающими возможность самостоятельно, творчески их использовать для сохранения и укрепления здоровья, а также для самоопределения личности [2].
Общеобразовательная подготовка включает блоки системы ЗСР, что и предполагает овладение пожилыми студентами следующих компонентов ЗСР:
- Общеобразовательный базовый (медико-биологический, психофизиологический, психофизический) компонент знаний здоровья человека (определение состояния индивидуального и общественного здоровья, здоровья населения по международным стандартам), а также практических умений и навыков по укреплению индивидуального здоровья;
- Учебные и познавательные знания и умения обобщенного характера (социально ориентированные, биосоциальные, социально-гигиенические, интегральные реакции человека на процессы социализации, медико-социологические и другие аспекты здоровья человека);
- Мировоззренческие знания и качества личности.
В то же время накапливается опыт применения технологий, в основе которых лежат не только и не столько медикаментозные и физиотерапевтические средства, сколько социально-адаптационные и социально-реабилитационные методы. Особенно те методы, которые носят личностно-направленный, личностно-ориентированный характер, и объект воздействия превращается в субъект воздействия. То есть в настоящее время все большей популярностью пользуются те технологии и разработанные программы, где пропагандируются и обосновываются здоровьесберегающие приемы, сам субъект вовлекается в процесс восстановления собственного здоровья и из пассивного пользователя средств реабилитации становится активным, деятельным участником процесса здорового образа жизни.
Для создания программ здоровьесберегающего образования применяются методы оздоровления на основе живой и неживой природы. К методам оздоровления, основанные на использовании живой природы, относятся: ароматерапия, фитотерапия, гарденотерапия, иппотерапия, апитерапия (медолечение). К методам оздоровления на основе неживой природы можно отнести: климатотерапию, аэротерапию (лечение воздухом), гелиотерапию (лечение светом), гидротерапию (водолечение), минеральные воды (бальнеотерапию), глинотерапию, псаммотерапию (лечение песком), литотерапию (лечение камнями), металлотерапию. Существуют также оздоровительно-образовательные программы психотерапевтической направленности.
На базе Российского государственного социального университета (РГСУ) была разработана целостная система ЗСР, в которой сопряжены образовательные и оздоровительные программы, направленные на изменение образа и стиля жизни, формирования позитивных мотиваций и качества жизни через долгосрочные индивидуальные здоровьетворческие программы [3,4].
Программный комплекс дисциплин предметной подготовки как инновационный метод системы здоровье сохраняющего образования включает в себя следующие циклы:
1. Общая валеология и экология человека;
2. Психофизиологические основы здоровья;
3. Биосоциальная ценность здоровья;
4. Психолого-педагогические аспекты валеологии;
5. Здоровый образ жизни;
6. Валеологическая антропология;
7. Медико-социальные основы здоровья;
8. Возрастная физиология и гигиена;
9. Основы медицинских знаний;
10. Гигиенические основы здоровья;
11. Медико-биологические основы иммунологии и аллергологии;
12. Валеоэкологическая иммунология и иммунопатология;
13. Введение в патологию (клиническая гистопатология);
14. Валеологическая диагностика;
15. Основы функционального (сбалансированного) питания;
16. Основы безопасности жизнедеятельности;
17. Основы медицины неотложных состояний (медицина экстремальных ситуаций).
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе развития российского общества весьма значима. Важнейшим звеном социализации людей пожилого поколения должно стать образовательное учреждение, где формируются необходимые умения и навыки по сохранению здоровья методами живой и неживой природы и необходимость усвоения комплексного знания по здоровьесберегающему развитию.
Результаты исследования отношения людей старшего возраста к оздоровительно-образовательному развитию на базе Института третьего возраста СмолГУ в 2016 году показали, что 88 % респондентов не против включения в образовательный процесс дополнительного блока оздоровительно-образовательного обучения, так как ими активно применяются освоенные методики самооздоровления в повседневной жизни. 80% респондентов положительно оценили влияние оздоровительно-образовательного развития на улучшение здоровья пожилых людей. К наиболее популярными среди пожилых людей были выделены направлении: танцетерапия (16%), Су-Джок (32%), основы православной культуры (32%). В Институте третьего возраста респонденты предпочитают технологии, которые имеют более активный характер (танцетерапия, ЛФК, Су-Джок) по сравнению с пассивными технологиями (гимнастика для глаз, методики словесно-образного воздействия, гарденотерапия, фитотерапии и т.п.).
Таким образом, оздоровительно-образовательные технологии как неотъемлемый фактор развития и саморазвития пожилого человека должны стать частью геронтообразования, осуществляться на основе выявления интересов и потребностей, возникающих проблем обучающихся, определения потенциальных возможностей и ресурсов участников образовательного процесса. Важнейшим звеном социализации пожилых людей должна стать необходимость усвоения комплексного знания по здоровьесберегающему развитию, позволяющего пожилым людям успешно овладевать практическими навыками и умениями ЗСР и формировать у себя здоровьесохраняющие мотивацию и стереотипы.