Полный текст статьи
Печать

В современном мире существует огромное множество поликультурных сообществ и государств, и толерантность является важным звеном оптимизации отношений между представителями различных этносов и их межкультурного взаимодействия. Именно этническая толерантность препятствует развитию нетерпимости и насилия, а также является важнейшим условием сохранения социального порядка, целостности и стабильности общества.

Но развитие таких отношений не всегда бывает благоприятным, зачастую этот процесс идет по другому пути и может привести к межэтнической напряженности, обострению этнических фобий и даже к межэтническим конфликтам. Существование таких конфликтов доказывает, что в поликультурном обществе разрушается позитивное восприятие одними этническими группами других, а отношения между ними деградируют, также учащаются проявления разнообразных негативных этнических стереотипов. Всё это свидетельствует о снижении порога межэтнической толерантности и об угрозе безопасности не только нашей страны, но и всего мира в целом.

Исходя из этого, можно говорить об этнической толерантности как о социальной ценности – значимом явлении реальной действительности, которое соответствует потребностям общества и помогает ему стабильно развиваться.

Понятие «толерантность» развивалось в течение большого промежутка времени и рассматривалось с разных позиций.

По мнению В.А. Лекторского, можно выделить четыре концепции в изучении понятия «толерантность». Первый подход определяет это явление как безразличное отношение к другим взглядам и отличающемуся образу жизни. Второй подход рассматривает терпимость как невозможность взаимопонимания. Другими словами, толерантность – это уважительное отношение к чему-то другому, сложному для понимания человеком и невозможное для взаимодействия с ним. Третья концепция трактует толерантность как снисходительное отношение к слабостям другим, которое в какой-то степени сочетается с долей презрения. И последнее, четвертое понимание терпимости, как возможности расширения собственного опыта во взаимодействии с другими людьми, а также признание вероятности существования разных точек зрения, ценностей и культур [1].

Существует много видов толерантных взаимоотношений, но мы уделим внимание одному конкретному, которое занимает среди них важное место и играет значимую роль в обществе, такому явлению как «межэтническая толерантность».

Наиболее полное определение данного явления выглядит следующим образом: межэтническая толерантность – динамично развивающееся, моральное качество личности, характеризующееся корректным и терпимым отношением к представителям других национальностей, их обычаям, привычкам, поступкам, которое не причиняет вред физическому и психическому здоровью других людей; это умение избегать конфликты и споры, либо находить выход из таких ситуаций, с помощью конструктивных решений, и при этом иметь возможность сохранять свою собственную этническую индивидуальность [2].

Также особое внимание следует уделить критериям формирования этнической толерантности. Авторы Д.В. Колесов и С.К. Бондырева выделили следующие: 1. Равенство между представителями разных этносов. 2. Доброжелательность, терпимость, взаимоуважение всех членов социума к представителям других национальностей. 3. Сохранение и развитие культуры разнообразных народов на государственном и местном уровнях. 4. Обеспечение возможности следовать традициям разнообразных культур, находящихся в обществе. 5. Солидарность и сотрудничество при решении проблем, затрагивающих общие интересы. 6. Отказ от негативных межэтнических стереотипов [3].

По мнению исследователя Дж. Берри, межэтническая толерантность формируется тогда, когда у индивида есть убеждение в своей групповой этнической идентичности, вследствие чего, это является основой для уважительного и терпимого отношения к представителям других групп, а также для готовности к позитивным коммуникациям и совместному сотрудничеству. На основе этого можно сказать, что позитивная этническая идентичность приводит к формированию терпимости в обществе, а её отсутствие к этноцентризму и интолерантности [4].

Так как мы затронули взаимосвязь толерантных отношений и этнической идентичности, необходимо дать определение этому понятию. «Этническая идентичность – это результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно-значимое переживание своей этнической принадлежности» [5, с.452].

Формы идентичности могут быть не только конструктивными, но и кризисными, поэтому необходимо глубже изучать этот феномен и пытаться предотвращать возникновение факторов, которые влияют на трансформацию этнической идентичности по кризисному пути.

В следствие этого, наряду с изучением этнической толерантности, необходимо уделить внимание понятию, которое близко с ним сопряжено, а именно – межэтническая интолерантность.

Межэтническая интолерантность или, по-другому, нетерпимость – это свойство всего этноса или его отдельного представителя, которое характеризуется отрицанием традиций, норм, ценностей, идеалов и образов жизни другого этноса, это и неадекватное отношение к культуре другой этнической группы, также сюда можно отнести взаимосвязь представителей разных этносов, основанную на неприязни и агрессии. В некоторых формах проявления интолерантность включает в себя такие идеи, которые отрицают права других этносов на свой собственный образ жизни, традиции и культуру [6].

Данный феномен возникает из-за трансформации внутреннего мира отдельной личности, а это является отражением явлений, происходящих в той этнической общности, к которой себя причисляет индивид. Поэтому, этническая нетерпимость характеризуется как на уровне отдельного индивида, так и целой группы.

К признакам интолерантности, характеризующим отдельную личность можно отнести: недовольство, преувеличенная важность принадлежности к своему этносу, нужда в этнической ассоциированности. Что касается уровня целой группы, сюда включены следующие признаки: этноцентризм, враждебное отношение к другим народам, провокационное поведение, негативные этнические стереотипы, закрепление образа врага за какой-либо этнической общностью [7].

Межэтническая толерантность является социальной ценностью современного общества, которая налаживает отношения между разными народами; это качество личности, обобщающее представления людей о многообразии культур разных этносов, о системе общечеловеческих ценностей и формах поведения.

Доказательством того, что толерантность можно рассматривать как ценность общества, служит классификация Г. Олпорта, которая подразумевает под собой выделение шести категорий ценностей. С точки зрения автора, они подразделяются на: политические, экономические, социальные, религиозные, эстетические, теоретические. Нас интересует определенная категория социальных ценностей, так как межэтническую толерантность можно отнести к этой группе. Она включает в себя отношения между людьми, которые строятся на взаимном уважении, сотрудничестве, чувстве человеческого достоинства.

С точки зрения Г.Олпорта, формирование социальных ценностей влечет за собой развитие у людей таких качеств как готовность к сотрудничеству, достоинство, уважение, которые, в свою очередь, способствуют позитивному взаимодействию людей. Такое утверждение автора вполне можно сопоставить с этнической толерантностью, главная задача которой – содействовать положительному взаимодействию членов разных этнических групп на основе уже упомянутых личностных качеств [8].

Для успешного формирования терпимых установок на уровне личности важно знать, чем толерантный человек отличается от интолерантного. Таким образом, можно выделить несколько критериев:

1. Знание самого себя. Люди, обладающие таким качеством как толерантность, пытаются разбираться в своих положительных и отрицательных чертах характера. Они часто относятся к себе критически и не обвиняют окружающих людей в своих проблемах.

2. Защищенность. Толерантный человек не чувствует угрозы для своей жизни, не ждет опасности со стороны общества и не стремится защищать себя.

3. Ответственность. Толерантный человек всегда сам отвечает за свои поступки, а интолерантный часто снимает с себя ответственность, считает, что происходящие от него не зависит, в особенности, нет его вины в негативных действиях в отношении других людей.

4. Потребность в определении. Для интолерантной личности люди бывают либо плохими, либо хорошими, для них есть только один правильный путь. Они не могут относиться к происходящим событиям нейтрально, либо одобряют, либо не принимают их. Также для таких людей свойственна такая черта, как разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Что касается толерантной личности, она понимает многообразие мира и принимает его таким, какой он есть.

5. Ориентация на себя – и на других. Толерантные люди стремятся быть самостоятельными, в работе, творчестве, при решении проблем ориентированы на себя, и в случае неудач не винят никого другого. Интолерантные люди наоборот склонны отодвигать себя на второй план: «пусть это делает кто-то другой, я не хочу ни за что отвечать».

6. Способность к эмпатии. Интолерантная личность оценивает социальное окружение по своему образу и подобию, для неё не характерна чувствительность и отзывчивость на проблемы других людей. Толерантный человек оценивает свое окружение более адекватно, способен прийти на помощь, если от него это потребуется.

7. Чувство юмора. Толерантные люди обладают этим качеством, способны посмеяться над собой и над своими недостатками, они не стремятся к превосходству над другими людьми. У интолерантных это качество менее выражено, зачастую шутки над ними приводят к апатии, и вызывают агрессию.

8. Авторитаризм. У толерантного человека проявляется доброжелательное отношение к миру и обществу, в котором он находится. Для него наиболее благоприятными являются свобода и демократия. Интолерантным людям нравится жить в авторитарном обществе с сильной властью. Зачастую, они убеждены, что порядок в обществе может быть достигнут только с помощью жесткой дисциплины [9].

Исторически и географически сложилось, что Смоленская область – пограничный регион России. По данным статистики, на его территории совместно проживают представители более сотни различных этносов. В связи с этим, необходимо осознавать, что в настоящее время межэтническая ситуация в нашем обществе может быть не совсем стабильной, и поэтому, организации, как государственные так и общественные, а также все граждане в ответе за то, чтобы ситуация в нашем регионе была мирной и спокойной [10].

На сегодняшний день на территории Смоленской области открыто около 20 национальных общественных организаций. Это серьезная опора органам власти в вопросах решения этно-культурных проблем этнических общностей, проживающих на территории нашего региона.

Проанализировав деятельность нескольких учреждений, мы можем сказать, что многие из организаций ведут свою работу в большей степени с членами своих общин, так как в основном все мероприятия направлены на их успешную адаптацию. Довольно мало таких организаций, где работа велась бы одинаково с представителями всех народностей. В целом, всю сложность и многофункциональность берет на себя Конгресс Национальных общин, который кооперирует деятельность всех двадцати организаций.

На наш взгляд, деятельность этнических центров нашего региона стоит разнообразить, необходимо, чтобы они были многофункциональными. Так как для формирования и повышения уровня межэтнической толерантности, необходимо, чтобы работа, проводимая данными центрами, была комплексной. Она должна содержать в себе различные формы и методы, а также воздействовать одинаково равномерно на разные субъекты, будь то члены своей диаспоры или же представители всех других национальностей.

Также необходимо подчеркнуть, что работа должна вестись и с подрастающим поколением в том числе, так как этнические ценности и готовность к позитивному взаимодействию легче сформировать в более раннем возрасте.

В настоящее время велика важность научного изучения межэтнических взаимодействий и этнического самосознания членов социума. В нашем обществе распространены интенсивные межнациональные контакты, поэтому, необходимо изучить сущность межэтнической толерантности личности в отношении представителей других народностей, а также взаимосвязь толерантности с личностными особенностями человека, его ценностями и установками.

На основе этого мы провели социологическое исследование, целью которого является – изучение межэтнической толерантности в аспекте социальной ценности на личностном уровне, и ее проявление в виде установок индивида и форм его поведения.

Нами была сформулирована следующая гипотеза: представители молодого поколения более интолерантны по сравнению с людьми зрелого возраста.

Для изучения общественного мнения нами был использован опрос, как метод сбора данных. Опрос проходил в форме анкетирования. Размер выборки составил 100 респондентов. Две разновозрастные группы:

- молодежь в возрасте от 16 до 30 лет (50 человек);

- люди зрелого возраста от 35 лет и старше (50 человек).

Результаты проведенного исследования можно представить следующим образом:

В начале анкеты респондентам был задан вопрос о том, ощущают ли они, что живут в многонациональной среде и предоставлены варианты ответа: «На уровне страны», «На уровне области», «На уровне района», «Не ощущаю». Это было сделано для того, чтобы выявить, как респонденты воспринимают своё проживание в полиэтнической среде.

Одинаковое количество как молодых (82%, 41 чел.), так и зрелых (82%, 41 чел.) людей выбрали вариант ответа «На уровне страны». Это говорит о том, что у большинства респондентов такое ощущение сформировано, как стереотип. Другими словами, люди понимают, что живут в многонациональном обществе потому, что это знания, в которых они однозначно уверены. Они логичны и могут быть привиты человеку, например, социальным окружением.

Что касается ответа «На уровне области», 38 % молодых людей (19 чел.) и 25% зрелых (50 чел.) выбрали этот вариант. Мы можем предположить, что эти респонденты ощущают свою принадлежность к полиэтнической среде на ценностном уровне. Ценности имеют большое индивидуальное значение, в большинстве своем стабильны на протяжении времени и влияют на поведение человека.

«На уровне района» – этот вариант ответа выбрали 13% (26 чел.) молодых респондентов и 22% (44 чел.) взрослых. Можно сказать, что ощущение принадлежности к многонациональной среде в данной ситуации – это личностная установка респондентов. Она подразумевает под собой готовность человека вести себя определенным образом, основанным на убеждениях, привитых обществом, и своих собственных ценностях. Установка дает человеку возможность осуществлять определенные действия в соответствии со своими собственными ценностями. Если для человека ценно нахождение в многонациональном обществе, то этническая толерантность к представителям разных этносов будет его социальной установкой.

Только 2% (1 чел.) испытуемых из числа респондентов зрелого возраста не ощущает своей принадлежности к полиэтнической среде.

Также необходимо заметить, что уровень сформированности межэтнической толерантности на уровне ценностей и установок у испытуемых зрелого возраста выше, чем у молодежи. Это говорит о том, что для большинства молодежи – полиэтничность современного общества – стереотип. А ощущение принадлежности к такому обществу и толерантность к его представителям у большинства взрослых – ценности и установки, которые влияют на мировоззрение и могут сформироваться в личностные качества.

Нам было интересно узнать, обладают ли наши респонденты знаниями об особенностях других народностей, и каким образом они эти знания получают.

Только 10% (5 чел.) из числа молодых людей не владеют такими знаниями. Довольно большое количество респондентов 50% (25 чел.) из числа молодежи и 68% (34 чел.) взрослых имеют опыт личного взаимодействия с лицами других национальностей. 28% (14 чел.) молодых людей и 18% (9 чел.) зрелых получают эту информацию посредством членов семьи, друзей и знакомых. А 44% (22 чел.) молодых и 50% (25 чел.) взрослых респондентов указали, что получают знания об особенностях других народностей из средств массовой информации.

Можно считать, что большой процент опыта личного взаимодействия является несомненным плюсом для налаживания позитивных социальных связей, так как респонденты получают информацию о жизнедеятельности других народностей непосредственно. А значит, отношение к другим этносам будет складываться на основе собственной личной оценки, а не на субъективных мнениях других людей.

Тем не менее, процент влияния средств массовой информации и ближайшего окружения также велик. На наш взгляд, это не всегда приводит к положительным результатам. Во многих случаях, средства массовой информации или отдельные личности стремятся настроить общество против некоторых народностей. И люди, особенно те, кто легко поддается внушению, уже заранее приобретают негативные этнические стереотипы, установки и строят на них своё взаимодействие с окружающими людьми.

Затем мы предложили испытуемым ознакомиться с несколькими определениями межэтнической толерантности и выяснить насколько они согласны или не согласны с ними.

Большинство респондентов: 72% (36 чел.) молодежи и 88% (44 чел.) взрослых согласилось с тем, что межэтническая толерантность – это терпимое отношение к людям других национальностей. Только 10% (5 чел.) молодых людей оказались не согласны с определением. Остальные испытуемые, а именно: 18% (9 чел.) молодых и 12% (6 чел.) взрослых опрошенных затруднились ответить.

Что касается определения «Межэтническая толерантность - это уважение и понимание других этнических групп, а также готовность позитивно взаимодействовать с ними», нами были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, среди которых 58% (29 чел.) молодого и 74% (37 чел.) зрелого возраста, согласны с утверждением. Категорически не согласны с ним только 6% (3 чел.) молодежи и 4% (2 чел.) взрослых людей. Частично согласились 32% (16 чел.) испытуемых среди лиц молодого и 18% (9 чел.) опрошенных зрелого возраста. Затруднились ответить 20% (10 чел.) молодежи и 4% (2 чел.) зрелого населения.

Респонденты, выбравшие вариант ответа «Частично согласен», привели свои доводы, среди которых были такие как: «Необязательно уважать и понимать лиц других национальностей, чтобы считаться толерантным, нейтралитет – тоже толерантность»; «Для того, чтобы быть толерантным, не обязательно взаимодействовать с другими, достаточно терпимости».

Всё это говорит о том, что большинство опрошенных нами людей понимают суть понятия межэтнической толерантности. Осознают, что это сложное явление, которое включает в себя сразу несколько аспектов, а также то, что для того, чтобы быть толерантным не достаточно просто терпимости и нейтрального отношения к представителям других национальностей. Одной из важных составляющих является именно взаимное уважение и готовность к позитивному взаимодействию.

Однако, как показывает исследование, есть и такие, кто считает, что для того, чтобы быть толерантным достаточно просто терпеть и не проявлять никаких чувств и эмоций по отношению к представителям других национальностей. Но это мнение ошибочно, толерантность не равносильна безразличию. Это говорит о неверном понимании некоторыми респондентами сущности межэтнической толерантности, и о необходимости разъяснения таким гражданам сути явления для дальнейшей работы по повышению уровня его сформированности.

Как уже было замечено, межэтническая толерантность является одной из важных социальных ценностей общества. С данным утверждением согласны 58% (29 чел.) среди молодых людей и 76% (38 чел.) среди взрослых. Вариант «Скорее нет» выбрали только респонденты молодого возраста, конкретно 24% (12 чел.) Затруднились ответить 20% (10 чел.) молодежи и 24% (12 чел.) зрелых респондентов.

По представленным данным видно, что больше половины респондентов из обеих групп считают межэтническую толерантность социальной ценностью. И только часть испытуемых молодого возраста с данным утверждением не согласны. Это может говорить о том, они воспринимают этническую толерантность как явление, существующее в обществе, но не включают ее в ряд общечеловеческих или своих собственных ценностей, существование которых нужно поддерживать.

Затем нам было интересно изучить субъективное мнение каждого респондента о том, считают ли они себя толерантной личностью. Большая часть респондентов: 62% (31 чел.) среди молодежи и 74% (37 чел.) среди людей зрелого возраста, оценивает себя как толерантную личность. Процент не толерантных, по их собственному мнению, испытуемых молодого возраста выше, чем зрелых. Этот вариант ответа выбрало 30% (15 чел.) молодежи и 6% (3 чел.) зрелого населения. Затрудняются ответить 8% (4 чел.) молодых и 20% (10 чел.) взрослых опрошенных.

Итак, как мы видим, большинство наших респондентов, по их мнению, толерантны. Причем процент зрелых людей преобладает над молодежью. Но на наш взгляд, подобные данные могут быть не точными, так как из выводов, представленных выше, мы увидели, что не все респонденты правильно понимают понятие толерантность, и, в связи с этим, вкладывая в него неверный смысл, могут ошибаться, считая себя толерантной личностью.

Поэтому нам необходимы объективные данные, для этого мы подготовили ряд вопросов, которые не напрямую смогут выявить уровень сформированности межэтнической толерантности испытуемых. Как мы уже говорили, межэтническая толерантность является сложным явлением, поэтому изучать его развитие на личностном уровне мы тоже будем с разных аспектов.

Как уже было замечено, интолерантный человек чувствует угрозу со стороны представителей других этносов. Большое количество респондентов молодого возраста, конкретно 34% (17 чел.) ответили, что такую угрозу ощущают. Ответы зрелых респондентов на этот вопрос наоборот имеют малый процент – 8% (4 чел.). Что касается варианта ответа «Скорее нет», то здесь наоборот, его выбрало большинство взрослых испытуемых – 48% (24 чел.), а количество молодых составляет 26 % (13 чел.). Вариант «Зависит от национальности» выбрало примерно равное количество респондентов: 32% (16 чел.) молодых и 36% (18 чел.) зрелых. Одинаковое количество опрошенных, а именно: 8% (4 чел.) обеих групп затруднились ответить.

Итак, если говорить о том, что ощущение угрозы со стороны лиц других национальностей – один из признаков интолерантности, то можно сказать, что в этом аспекте молодежь более интолерантна, чем люди зрелого возраста. Многие из опрошенных выбрали вариант «Зависит от национальности», что также говорит о возможности интолерантности. Однако это может быть следствием того, что испытуемые сталкивались с негативными моментами в процессе личного общения с представителями некоторых национальностей. Либо это также чья-то точка зрения, привитая извне, будь то СМИ или ближайшее окружение. Как мы знаем, на счет некоторых национальностей широко распространены различные этнические стереотипы, преимущественно негативные, которые заставляют других этносов таких представителей остерегаться. Поэтому, возможно, люди, сталкиваясь с негативными проявлениями со стороны отдельных личностей, будут бояться и всю нацию в целом.

Как уже было сказано, человек толерантен тогда, когда у него развита своя собственная этническая идентичность со своей нацией. Для изучения данного аспекта мы предложили респондентам оценить утверждение: «Я человек, который знает и уважает свою культуру и с интересом относится к другим». Как мы видим, большинство респондентов одной и второй групп абсолютно согласны с утверждением: 80% (40 чел.) из числа молодежи и 88% (44 чел.) из числа взрослых. Одинаковое количество испытуемых - 12% (6 чел.) молодого и зрелого возраста признались в том, что уважают только свою культуру, а к другим равнодушны. Только представители молодого поколения выбрали варианты ответа «Меня привлекают другие культуры, а своя мне не интересна» - 4% (2 чел.) и «Не интересует ни своя ни чужая культура» - 4% (2 чел.). Оба варианта говорят о том, что у респондентов отсутствует чувство этнической идентичности со своим народом. В таком случае, сформированность этнической толерантности будет находиться также на низком уровне. Если же человек любит только свою культуру, а другие для него не значимы – это один из признаков интолерантного отношения.

Как видно из результатов данного вопроса, межэтническая толерантность в этом случае присуща больше зрелым респондентам, нежели представителям молодого поколения.

Одним из явных критериев проявления интолерантности является чувство превосходства своей нации над другими. Как было видно из анализа некоторых вопросов выше, многие из наших респондентов указали, что считают себя толерантными. Однако результаты следующего вопроса получились противоположными.

Почти одинаковое количество испытуемых обеих групп постоянно испытывают чувство превосходства: 20% (10 чел.) молодых людей и 24% (12 чел.) зрелых. Большее количество респондентов, а именно: 52% (26 чел.) из числа молодежи и 44% (22 чел.) из числа взрослых испытывают его в некоторых случаях. 20% (10 чел.) молодых опрошенных и 32% (16 чел.) зрелых не считают свою национальность лучше других. 8% (4 чел.) из группы испытуемых молодых возраста затруднились ответить.

Итак, мы видим, что больше половины респондентов испытывают такое чувство постоянно или иногда, что является признаком их интолерантности. Опять же процент молодых испытуемых преобладает в обоих случаях. Такая оценка своей национальности нашими респондентами и их отношение к другим этносам может быть связано с низким уровнем развития других стран и плохим качеством жизни их жителей. Так как наша страна является более развитой по сравнению с некоторыми отдельными государствами.

Межэтническая толерантность подразумевает под собой желание налаживать контакты с лицами других национальностей и близко с ними взаимодействовать и сотрудничать.

Мы предоставили респондентам следующее утверждение: «Люди других национальностей могут быть нормальными, но в друзья я предпочту их не брать» и проанализировали их ответы. Большинство респондентов – 58% (29 чел.) молодого и 68% (34 чел.) зрелого возраста не согласны с данным утверждением и отметили, что положительно относятся к людям всех национальностей и готовы с ними близко взаимодействовать. 8% (4 чел.) среди молодежи не только не согласны контактировать, но и негативны по отношению к другим этносам. Почти одинаковое количество испытуемых 28% (14 чел.) из группы молодого и 24% (12 чел.) из группы зрелого возраста абсолютно согласны с утверждением. Это может быть причиной того, что люди испытывают страх по отношению к другим национальностям, как уже было сказано выше, и соответственно не доверчивы к представителям некоторых этносов.

Опять же мы видим проявление более высокого уровня толерантности у взрослого поколения, нежели у молодежи.

Также респонденты оценили утверждение: «Если бы это было возможно, я бы общался с представителями только своего этноса», и мы получили вот такие результаты: 20% (10 чел.) из числа молодежи и 12% (6 чел.) из числа взрослых опрошенных согласились с утверждением. Не согласны с ним больше половины испытуемых молодого возраста – 64% (32 чел.) и зрелого возраста – 56% (28 чел.). Затруднились ответить 16% (8 чел.) молодых респондентов и 32% (16 чел.) взрослых.

Как мы видим, большая часть респондентов не хочет ограничивать свои социальные контакты только представителями своей национальности. Но есть и процент таких, которым бы этого хотелось. Можно предположить, что это та часть опрошенных, которые по результатам предыдущего вопроса негативно относятся к другим народностям или предпочитают держаться от них на расстоянии.

Затем мы выяснили, менялось бы отношение респондентов к лицам других национальностей, если бы они были более осведомлены об особенностях их жизнедеятельности. 68% (34 чел.) испытуемых молодого и 26% (13 чел.) зрелого возраста отметили, что при таких обстоятельствах их отношение к другим этносам менялось бы в лучшую сторону. Мнение 2% (1 чел.) из числа молодежи стало бы хуже. И 30% (15 чел.) молодых, 74% (37 чел.) зрелых респондентов не поменяли бы своего отношения.

В этом случае, можно предположить, что данный вопрос является показателем необходимости работы с молодым поколением. Так как высокий процент из числа молодых людей отметили возможность положительных изменений при более полном изучении особенности других народностей, что в последующем должно привести к изменению межэтнического взаимодействия в лучшую сторону.

Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Как видно из результатов исследования, молодежь по сравнению с респондентами зрелого возраста более интолерантна.

Поэтому, необходимо организовать работу и повышать уровень межэтнической толерантности в обществе в первую очередь с подрастающим поколением. Для этого необходимо применять инновационные методы и формы работы, что в последующем приведет к ожидаемым эффективным результатам. Подрастающее поколение будет воспитано на ценностях толерантности в общем и межэтнической толерантности в том числе. А также, терпимость к людям других национальностей будет проявляться не только как необходимое социально одобряемое поведение, навязанное кем-то со стороны, но и как личностная установка и черта характера.

В заключение хотелось бы добавить, что все народы ценны с точки зрения своей непохожести. Этнические особенности каждой нации заинтересовывают и сближают людей. И именно этническое разнообразие необходимо для развития человечества в целом. Учёт и уважение особенностей каждой этнической группы – главное требование для цивилизованного развития любого полиэтнического государства.