Полный текст статьи
Печать

С каждым годом педагогам всё труднее находить общий язык с родителями своих учеников. Советы учителя по воспитанию ребенка многими воспринимаются как вмешательство в личную жизнь семьи. Родители считают, что они знают своего ребенка и учитель, чужой человек, вряд ли может посоветовать что-либо стоящее.

Как бы сложно не складывались отношения между семьей и школой, работа классного руководителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Необходимо придти к единому мнению в вопросе нравственных основ воспитания, которые будут являться истоком формирования личности человека, его будущей семьи. Учитель и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни, развития и индивидуальности школьника в рамках школы и семьи. Это взаимодействие в гимназии им. А. Грина» г. Кирова осуществляется по следующим направлениям.

1. Психолого-педагогическое сопровождение родителей.

В рамках родительского всеобуча психологи проводят общешкольные родительские собрания на актуальные темы с учетом возрастных особенностей и пожеланий родителей при выборе тем для их просвещения.

2. Психолого-педагогическая диагностика.

В гимназии создан банк диагностических материалов. Диагностические  работы помогают выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дают возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения и осуществить подбор тем для бесед на родительских собраниях и классных часах. Психолого-педагогические диагностики дают возможность качественного анализа уровня воспитанности школьников.

3. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Классный руководитель знакомит родителей с уставом и  традициями гимназии, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; гордостью педагогического коллектива. Кроме того, знакомит родителей с особенностями проведения уроков, ведениями дневников и тетрадей, с критериями оценок. В гимназии существует день открытых дверей. В одну из суббот родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках, увидеть процесс обучения изнутри, взглянуть на своего ребенка со стороны.

Происходит активное привлечение родителей к внеклассной работе (выходы в театр, походы и веселые старты), кружковой работе  и творческим проектам (совместные поделки, составление генеалогического древа).

4. Коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи, поддержке в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием. Взаимопонимание и активная поддержка родителями воспитательного процесса увеличивает эффективность работы классного руководителя. В общении с родителями, классному руководителю необходимо проявить активность и учитывать эмоциональное состояние собеседника, излагать мысли конкретно и воздерживаться от поучений, быть доброжелательным и сохранять конфиденциальность информации. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.

Ведущими формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы с родителями в гимназии относятся родительские собрания, конференции, литературная гостиная, участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, праздник чести гимназии. Такие  формы работы предполагают встречи с администрацией, педагогами, по текущим  вопросам и совершенствования работы гимназии. Родители, в свою очередь, участвуют в работе общегимназического родительского актива.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно планироваться и  анализироваться классным руководителем.

Таким образом, семья и школа – два общественных института, которые стояли и стоят у истоков нашего будущего. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной цели – воспитание всесторонне развитой, активной личности школьника.