С каждым годом педагогам всё труднее находить общий язык с родителями своих учеников. Советы учителя по воспитанию ребенка многими воспринимаются как вмешательство в личную жизнь семьи. Родители считают, что они знают своего ребенка и учитель, чужой человек, вряд ли может посоветовать что-либо стоящее.
Как бы сложно не складывались отношения между семьей и школой, работа классного руководителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Необходимо придти к единому мнению в вопросе нравственных основ воспитания, которые будут являться истоком формирования личности человека, его будущей семьи. Учитель и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни, развития и индивидуальности школьника в рамках школы и семьи. Это взаимодействие в гимназии им. А. Грина» г. Кирова осуществляется по следующим направлениям.
1. Психолого-педагогическое сопровождение родителей.В рамках родительского всеобуча психологи проводят общешкольные родительские собрания на актуальные темы с учетом возрастных особенностей и пожеланий родителей при выборе тем для их просвещения.
2. Психолого-педагогическая диагностика.В гимназии создан банк диагностических материалов. Диагностические работы помогают выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дают возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения и осуществить подбор тем для бесед на родительских собраниях и классных часах. Психолого-педагогические диагностики дают возможность качественного анализа уровня воспитанности школьников.
3. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.Классный руководитель знакомит родителей с уставом и традициями гимназии, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; гордостью педагогического коллектива. Кроме того, знакомит родителей с особенностями проведения уроков, ведениями дневников и тетрадей, с критериями оценок. В гимназии существует день открытых дверей. В одну из суббот родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках, увидеть процесс обучения изнутри, взглянуть на своего ребенка со стороны.
Происходит активное привлечение родителей к внеклассной работе (выходы в театр, походы и веселые старты), кружковой работе и творческим проектам (совместные поделки, составление генеалогического древа).
4. Коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи, поддержке в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием. Взаимопонимание и активная поддержка родителями воспитательного процесса увеличивает эффективность работы классного руководителя. В общении с родителями, классному руководителю необходимо проявить активность и учитывать эмоциональное состояние собеседника, излагать мысли конкретно и воздерживаться от поучений, быть доброжелательным и сохранять конфиденциальность информации. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.
Ведущими формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым формам работы с родителями в гимназии относятся родительские собрания, конференции, литературная гостиная, участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, праздник чести гимназии. Такие формы работы предполагают встречи с администрацией, педагогами, по текущим вопросам и совершенствования работы гимназии. Родители, в свою очередь, участвуют в работе общегимназического родительского актива.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно планироваться и анализироваться классным руководителем.
Таким образом, семья и школа – два общественных института, которые стояли и стоят у истоков нашего будущего. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной цели – воспитание всесторонне развитой, активной личности школьника.