Полный текст статьи
Печать

Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде является важным условием полноценного развития формирующейся личности, а именно, сохранения и развития ее психологического здоровья, формирования гуманистических установок личности, толерантности. В качестве основной угрозы психологической безопасности в образовательной среде ученые выделяют такую форму насилия как буллинг [1], изучение которого в отечественной психологической и социально-педагогической науке только начинается.

Термин «буллинг» образован от английского «bullying», под которым понимается запугивание, травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников [2]. Согласно исследованию Европейского регионального бюро ВОЗ, 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет – 39%, в возрасте 15 лет – 25%, что ставит Россию соответственно на 5, 6 и 8-е места по количеству жертв буллинга [2], а также определяет актуальность нашего исследования.

Исследователи А.Я. Анцупов, М.Ю. Шевчук и Т.А. Полозова [1] среди факторов, влияющих на проявление буллинга, выделяют следующие: социально-психологические (ограниченные способности человека к децентрации, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия и др.), личностные (низкий уровень социально-психологической компетентности (толерантность, эмпатия), несформированность «образа Я» и др.).

С целью выявления состояния проблемы нами была организована на базе МОАУ Лицей № 21 г. Кирова опытно-экспериментальная работа. В исследовании приняли участие 67 учащихся 5-х классов. В исследовании была использована адаптированная методика К. Ригби.

На этапе констатирующего этапа эксперимента выявлено, что 24% респондентов «обижали» своих одноклассников; 36% респондентов становились жертвами обид несколько раз; 51% - никогда; 3% - чаще, чем раз в неделю. Были выявлены способы, проявления жестокости: 25% респондентов подвергались поддразниваниям, 18% - игнорированию,    19% - оскорблениям, 9% - нецензурной брани, портили или крали вещи у 4%. Лицами, которым дети рассказали о том, что их обижали в классе, являются в 21% случаев - родители, в 21% - друг, кто-то другой – 3%, 34% - никому не рассказывают. Среди чувств, которые дети испытывали, когда над ними издевались, ответы распределились следующим образом: 28% - злость, 10% - плачь, 7% - беспомощность, отчаяние. 46% респондентов несколько раз становились свидетелями того, как обижают их одноклассников, 22% - никогда этого не замечали, 1,5% - примерно раз в неделю, каждый день - 1,5%. На вопрос «Какие виды издевательств в классе вы видели?» ребята ответили: поддразнивание - 46%, 15% - игнорирование, 19% - толчки, пинки, 9% - оскорбление, 9% - порча или кража вещей, 10% - нецензурная брань, 10% - злобные записки, 10% - обидные смс-сообщения по телефону, Интернет. К числу тех, кто может остановить травлю в классе, были отнесены респондентами: те, кто издевается – 16%; те, над кем издеваются – 6%; свидетели травли – 13%; учителя – 40%; директор - 15%; родители «булли» - 9%; 12% - родители «жертвы»; 4% - все перечисленные. Поведение респондентов, когда являются свидетелем унижения другого человека, оказывается следующим: 7% - позиция «зрителя», 52% - заступятся, 1,5% - присоединятся к обидчику, 15% – позовут учителя, 1,5% испытывают облегчение, что это происходит не с ними, 1,5% респондентов испытывают страх оказаться на месте жертвы. Среди причин унижения детей называют:  16% - зависть, 12% - стремление к власти, 12% - самоутверждение, 10% - ощущение превосходства над другими, 4% – провокация «жертвы», 4% - желание завладеть чужой собственностью, 19% - месть, другое - 10%. Анализ полученных данных свидетельствует о проявлениях буллинга у младших подростков. Следовательно, эта проблема требует организации не только коррекционной, но и профилактической работы.

На этапе формирующего этапа эксперимента нами была разработана и реализована соответствующая программа, которая включает 4 блока, выделенных в соответствии с факторами, влияющими на проявление буллинга.

Блок «Социальная толерантность как фактор профилактики буллинга» направлен на развитие толерантности.

Блок «Развитие эмпатии у младших подростков как фактор профилактики буллинга» обеспечивает развитие эмпатии.

Блок «Формирование «образа Я» способствует осознанию себя как личности, коррекции самооценки.

Блок «Формирование навыков конструктивного взаимодействия»  нацелен на повышение мотивации к взаимодействию друг с другом; развитие навыков адекватного реагирования и конструктивного разрешения жизненных ситуаций, обучение правилам межличностного общения.

Результаты реализации программы, выявленные на контрольном этапе эксперимента, свидетельствует об эффективности проведенной работы.