Полный текст статьи
Печать

Проблема развития межличностных отношений детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность, так как является важным фактором социализации ребенка. Опыт первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и в большей степени обуславливает особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поступки и состояние среди людей. Одним из эффективных способов развития межличностных отношений дошкольников является участие в разновозрастных объединениях.

Изучение влияния межличностных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных ученых: Л. И. Божович Л. С. Выготского, А.В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Исследованиями межличностных отношений в рамках различных подходов занимались Г. А. Золотнякова, В.Р. Кисловская, Я. Л. Коломинский, А.В. Кривчук, М. И. Лисина, Р.А. Максимова, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Т. А. Репина и др..

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [1]. По мнению Л. В. Байбородовой, В. М. Бутенко, Е. О.Смирновой, В. Г.Утробина, В. Н. Холмогорова, разновозрастные объединения обеспечивают лучшие условия для развития межличностных отношений у детей, которые в разновозрастных объединениях имеют свою специфику и существенные отличия от межличностных отношений в гомогенной группе:

  • межличностные отношения в разновозрастных объединениях детского сада в сравнении с одновозрастными отличаются более широкой вариативностью;
  • в каждом одновозрастном объединении доминирует какой-либо один тип отношений между детьми. В отличие от этого в разновозрастном объединении более равномерно представлены разные типы межличностных отношений.
  • отношения детей в разных разновозрастных объединениях имеют либо выраженную личностную направленность, либо доминирование предметного начала. В одновозрастном объединении разрыв между предметным и личностным началом в отношениях детей выражен менее ярко.

Главная цель деятельности психолога заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких людей. Основополагающими принципами работы с детьми по развитию межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях в дошкольного образовательного учреждения являются:

– принцип единства диагностики и коррекции – психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;

– принцип личностного подхода – подход к ребёнку как целостной личности с учётом всей её сложности и всех её индивидуальных особенностей;

– принцип деятельностного подхода – личность проявляется и формируется в процессе деятельности;

– принцип доступности – добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения. Опираться на уровень подготовленности детей, на их возможности, учитывать их жизненный опыт, интересы, особенности развития.

Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях предполагает активное взаимодействие всех субъектов социального пространства дошкольного учреждения (детей, педагогов, родителей). Такое взаимодействие включает в себя работу педагога-психолога по следующим направлениям:

1.      Непосредственная работа педагога-психолога с детьми по развитию межличностных отношений в разновозрастных объединениях.

2.      Работа психолога с родителям.

3.      Работа психолога с педагогами дошкольной образовательной организации (ДОО).

Таким образом, разновозрастное окружение в ДОО обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствут развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.