Полный текст статьи
Печать

Информационные технологии настолько плотно вошли в жизнь современного человека, что большинство из нас не представляют ни работу, ни обучение, ни отдых без их использования. Однако большинство пользователей не могут без затруднения ответить на вопрос: «Что нового и полезного дали им компьютерные технологии?». Зададимся вопросом: настолько ли необходимо повсеместное использование компьютера, например, в обучении. Очевидно лишь одно, качественный результат от использования информационных технологий возможен лишь при условии высоких затрат, кроме того, их применение связано с целым рядом сложно разрешимых проблем.

Безусловно, существует масса плюсов от использования в обучении современных технологий: практически неограниченная доступность информации, возможность молниеносной ее передачи в большом объеме и на дальние расстояния, возможности дистанционного обучения, интерактивность и пр. Однако на практике все не так радужно, как это кажется на первый взгляд. Сегодня в родном городе автора Риге каждая школа оснащена компьютерной техникой, педагоги стараются осваивать  новые методики преподавания с применением компьютерных программ и многие справляются с этой задачей на доступном для них уровне. Также повсеместно используются программы для администрирования учебного процесса, например, электронные журналы, которые позволяют педагогам, школьникам и родителям контролировать процесс, знакомиться с отметками, получать сообщения о предстоящих мероприятиях и т.д. Однако основная проблема применения компьютерных технологий в школе связана с тем, что большая часть педагогов находится в предпенсионном или пенсионном возрасте и все еще испытывает большие трудности при работе с компьютером, в то время как для эффективного использования компьютерных технологий педагогу необходимо переработать учебный курс для его компьютеризации, построить учебный процесс с применением компьютера, определить какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера, как и какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений, какие информационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач. Чтобы решить все эти задачи педагог должен быть не только хорошим методистом и быть информированным о стремительно развивающихся возможностях информационных технологий, он должен обладать многими специфическими навыками, чтобы составить и оформить электронный материал, например, навыками монтажа, графического дизайна, технического компьютерного редактирования, звукового и видеооформления и т.п. При достаточной квалификации в области новых информационных технологий, умении работать на компьютере с прикладными системами, а также подготовленных специалистами библиотек типовых графических фрагментов для обеспечения общего направления дизайна и библиотек фрагментов учебного материала, модификация конкретной обучающей программы (при сохранении высокого качества исходного продукта) станет под силу отдельным преподавателям и малым творческим коллективам. Цель модификации – создание компьютеризированных курсов для обеспечения их персонификации и настройки на каждого обучаемого.

Казалось бы, многие перечисленные задачи могут решить другие специалисты, но, во-первых, педагог и сам должен иметь хоть какое-то представление о предстоящей работе, и, во-вторых, как правило, подобные специалисты школам недоступны, главным образом, по финансовым причинам. В итоге использование информационных технологий в учебном процессе находится на весьма скромном уровне и ограничивается использованием электронных материалов из интернета, иногда возможностей интернет трансляций, например, видеоконференций и др., реже школы закупают электронные курсы, материал которых готов для использования на уроках.

Несмотря на то, что сегодня создается огромное количество более или менее доступного и несложного в применении программного обеспечения для поддержки учебного процесса, например, базы данных – информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику и видео, компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие осуществлять администрирование учебного процесса, применяется подобное программное обеспечение эпизодически. Систематическое применение затруднительно не только из-за того, что школы не получают достаточного финансирования, и не из-за того, что не хватает педагогов, способных работать с компьютерными программами, а потому что необходимо перестроить традиционные учебные курсы для их компьютеризации, а также обучить школьников работать с этими курсами. Сегодня большинство школ к подобной работе не готовы. Для эффективного использования информационных технологий в школе нужна система разработки компьютеризированных курсов, поддерживаемая государством,  и, параллельно с ней, система подготовки и переподготовки преподавательских кадров, умеющих применять информационные технологии в учебном процессе. Также необходима модернизация курса информатики, на уроках которой учащиеся могли бы совершенствовать свои навыки работы с обучающим программным обеспечением.