Ежедневно, молодёжь находится в центре внимания: о ней пишут книги, различные статьи; говорят в средствах массовой информации и обсуждают на уровне Правительства. Проблемы молодёжи обсуждаются экспертами всех уровней [1].
Разговор любого эксперта, как правило, опирается на данные полученные в ходе исследования [2].
Нами проведены исследования, выполненные за счёт средств гранта Российского научного фонда № 15-18-00038 «Экстремизм и этносоциальные конфликты в молодёжной среде полиэтничного региона: прогнозирование и профилактика». Анализ полученных в ходе исследований данных позволит составить ВОлне объективный образ современной молодёжи.
В опросе приняли участие 2658 респондентов из Краснодарского края, в возрасте от 10-ти до 32-х лет. Их них: 1183 юноши (44,5 %) и 1475 девушек (55,5 %).
Респондентам задавался ряд вопросов, один из которых относительно их интересов и наиболее популярных тем для обсуждения. Чем же интересуется наша молодёжь и что всегда готова активно обсуждать? Результаты анализа данных ответов представлены в таблице 1. Каждый из респондентов имел возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 1
Ты активно пользуешься и всегда готов обсуждать…
Варианты ответов |
Количество респондентов |
Процент |
Новости политики |
863 |
32,5 |
Новости культуры |
734 |
27,6 |
Экзотические страны, культуры |
824 |
31,0 |
Своих знакомых |
818 |
30,8 |
Будущую карьеру |
1330 |
50,1 |
Противоположенный пол |
980 |
36,9 |
Одежду и моду |
851 |
32,0 |
Компьютерные игры |
649 |
24,4 |
Новости и события интернета |
874 |
32,9 |
События в соцсетях |
853 |
32,1 |
Компьютерные технологии |
555 |
20,9 |
Вопросы о смысле жизни |
1044 |
39,3 |
Фильмы |
1616 |
60,8 |
Музыку |
1531 |
57,6 |
Новые книги |
914 |
34,4 |
Живопись |
512 |
19,3 |
Свою учебу |
856 |
32,2 |
Спорт |
1151 |
43,3 |
Не знаю, затрудняюсь ответить |
110 |
4,1 |
Другое |
78 |
2,9 |
Рассматривая вышеприведённые данные, мы видим, что наибольший интерес в подростково-молодёжной среде вызывают следующие темы: фильмы – 60,8 % респондентов; музыка – 57,6 %; будущая карьера – 50,1 %; спорт – 43,3 %; вопросы о смысле жизни – 39,3 %; противоположный пол – 36,9 %.
Для современного общества типично, что на первое место вышел кинематограф и музыка. Очевидно, что сказывается влияние средств массовой информации, навязывающих ценности поп-культуры. Карьера и отношения с противоположным полом во все времена вызывали интерес у молодёжи. Стоит заметить и то, что в приоритетные интересы не вошла учёба [3].
С целью организации эффективной работы важно учитывать источники, из которых молодёжь получает наиболее важную и полезную для себя информацию. Результаты анализа данных ответов представлены в таблице 2. Каждый из респондентов имел возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 2
Самое интересное и полезное для себя ты обычно узнаёшь…
Варианты ответов |
Количество респондентов |
Процент |
По телевидению |
1228 |
46,4 |
По радио |
237 |
9,0 |
Из журналов, газет |
401 |
15,1 |
Не могу сказать точно где |
193 |
7,3 |
В церкви, мечети, храме |
176 |
6,6 |
От друзей в своей компании (во дворе, на улице) |
1268 |
47,9 |
В Интернете на сайтах |
804 |
30,4 |
В Интернете, в социальных сетях |
1213 |
45,8 |
От родителей и родственников |
761 |
28,7 |
Из книг (не учебников) |
708 |
26,7 |
Из учебников |
341 |
12,9 |
От учителей в школе |
431 |
16,3 |
От одноклассников в школе |
241 |
9,1 |
От служителей моей религии |
72 |
2,7 |
Другое |
32 |
1,2 |
Из общего количества ответов, можно выделить три приоритетных источника, от куда молодёжь узнаёт самое интересное и полезное для себя: от друзей в своей компании (во дворе, на улице) – 1268 человек (47,9 %); по телевидению – 1228 человек (46,4 %); в Интернете, в социальных сетях – 1213 человек (45,8 %). Но если взять во внимание ответ в Интернете, на сайте, на который ответили 804 человека (30,4 %), мы видим, что в целом на первое место выходит интернет-источник.
Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Многие пользователи уделяют огромное внимание популярным социальным сетям. В популярных социальных сетях зарегистрированы миллионы людей, разного возраста, пола и национальностей.
Кроме нужной и полезной информации, в Интернете есть большое количество информации, призывающей к насилию, призывающей к межнациональным конфликтам и другой негативной информации.
Одним из актуальных пунктов в последнее время стоит назвать то, что интернет активно использует запрещённая в нашей стране международная террористическая организация «Исламское государство» (ИГИЛ) с целью вербовки граждан, а в большей массе молодёжи. Примером тому служит всем известный случай со студенткой Московского государственного университета Варварой Карауловой; случай со студенткой Финасовой академии, сотрудницей модного бутика Питулай Абдулаевой и Мариам Исмаиловой из Российской академии народного хозяйства. И таких случаев довольно много, что тревожит внимание.
Следующий вопрос, задаваемый респондентам, касался структуры их свободного времени. Результаты анализа данных ответов представлены в таблице 3. Каждый из респондентов имел возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 3
Как ты обычно (т.е. чаще всего) проводишь своё свободное время...
Варианты ответов |
Количество респондентов |
Процент |
Читаю книги (не учебники) |
908 |
34,2 |
Занимаюсь творчеством (музыкой, рисованием, танцами) |
691 |
26,1 |
Смотрю телевизор или видео |
691 |
26,1 |
Хожу на дискотеки, в клубы |
264 |
10,0 |
Слушаю музыку дома |
851 |
32,1 |
Готовлюсь к занятиям, делаю уроки |
509 |
19,2 |
Ничего не делаю, скучаю, лежу на диване |
196 |
7,4 |
Присматриваю за своим братом/ сестрой/ другими родственниками |
258 |
9,7 |
Ухаживаю за домашними питомцами |
236 |
8,9 |
В церкви (мечети, собрании верующих) |
82 |
3,1 |
Участвую в деятельности движения |
114 |
4,3 |
Занимаюсь хобби, увлечением |
325 |
12,3 |
Путешествую по сайтам Интернета |
344 |
13,0 |
Сижу в социальных сетях |
624 |
23,5 |
В компании друзей |
801 |
30,2 |
Занимаюсь спортом |
639 |
24,1 |
Играю на компьютере |
372 |
14,0 |
Общаюсь с друзьями по телефону |
243 |
9,2 |
Со своей(им) девушкой, парнем |
313 |
11,8 |
Подрабатываю |
236 |
8,9 |
Общаюсь с семьёй, родственниками |
356 |
13,4 |
В библиотеке |
78 |
2,9 |
В интернет-библиотеке |
62 |
2,3 |
Другое |
45 |
1,7 |
Согласна ответам респондентов, большую часть свободного времени занимают: чтение книг (не учебников) – 908 человек (34,2 %); прослушивание музыки дома – 851 человек (32,1 %); пребывание в компании друзей – 801 человек (30,2 %); занятие творчеством (музыкой, рисованием, танцами) – 691 человек (26,1 %); просмотр телевизора или видео – 691 человек (26,1 %).
Хотя и сложилось мнение, что современная молодёжь книг не читает. Примечательно, что во главе рейтинга по свободному времяпрепровождению оказалось чтение книг. Художественная литература развивает фантазию, вырабатывает навыки построения правильной речи. Стоит заметить, что наиболее популярные среди респондентов: Эдмон Дантес – главный герой приключенческого романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо»; Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина; центральный персонаж повести И.С. Тургенева «Муму» – Герасим; Наташа Ростова – героиня романа Л. Толстого «Война и мир» и многие другие.
Традиционной остаётся и форма времяпрепровождения – общение со сверстниками и развлекательные виды деятельности – прослушивание музыки, просмотр телевизора, времяпрепровождение в социальных сетях.
В свободных ответах, респонденты указали, что участвуют в различных общественных движениях. Наиболее распространённые: студенческий совет, казачество, волонтёрство, молодёжные движения. Также респонденты отмечают, что участвуют в футбольном фанатском движении. Незначительные цифры участников такого движения, говорят о том, что такие явления присутствуют в обществе, но не оказывают весомого влияния на общественную жизнь или же попросту находится под жёстким контролем правоохранительных органов.
Следующий вопрос направлен на определение значимых в социальном окружении для респондентов людей.
Результаты анализа данных ответов представлены в таблице 4. Каждый из респондентов имел возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 4
Есть ли в твоей жизни авторитетный человек, к мнению которого ты прислушиваешься и готов взять с него пример? Если «да», то кто он?
Варианты ответов |
Количество респондентов |
Процент |
Нет, такого человека не существует, а жаль |
252 |
9,6 |
Да, это один из родителей (опекун) |
1231 |
46,8 |
Да, это один из родственников |
539 |
20,5 |
Да, это старший брат, сестра |
350 |
13,3 |
Нет, я сам себе пример |
325 |
12,4 |
Да это тренер, руководитель творческого кружка |
342 |
13,0 |
Да, это мой друг или знакомый |
527 |
20,0 |
Да, это мой виртуальный друг по сети Интернет |
143 |
5,4 |
Да это один из моих учителей |
359 |
13,6 |
Да, это священник (религиозный наставник) |
87 |
3,3 |
Другое |
133 |
5,1 |
Как видно из вышеприведённых данных на первом месте родители – 1231 человек (46,8 %); затем родственники – 539 человек (20,5 %) и друзья – 527 человек (20 %). На первый взгляд неплохой результат. Однако, стоит задуматься – родители являются авторитетом и примером менее, чем для половины респондентов. Некоторые указали на отсутствие значимых авторитетов в своём окружении и лишь единицы жалеют об этом.
В некоторой мере эти ответы отражают вечную проблему «отцов и детей», указывают на травмирующие последствия современного разрыва поколений. Это требует особого внимания взрослых к этой проблеме.
Также в свободных ответах в качестве авторитетных людей респонденты указывали: А. Гитлер, Ю. Гагарин, Л.Н. Толстой, К. Маркс, Д. Карнеги, А.П. Чехов, В.В. Путин, Иисус Христос; указывали своё начальство, супругов; указывали определённых педагогов и других.
Следующий вопрос уточняющего характера. Результаты анализа данных ответов представлены в таблице 5. Каждый из респондентов имел возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 5
С кем ты чаще всего делишься своими проблемами, советуешься...
Варианты ответов |
Количество респондентов |
Процент |
С родителями |
938 |
35,3 |
С друзьями (с которыми знаком лично) |
972 |
36,6 |
С друзьями и знакомыми, которых знаю только по Интернету |
125 |
4,7 |
Со священником |
38 |
1,4 |
С учителем, тренером |
29 |
1,1 |
С братом, сестрой |
113 |
4,3 |
С кем угодно, по-разному |
86 |
3,2 |
Ни с кем |
220 |
8,3 |
С кем-то другим |
130 |
4,9 |
Не ответили |
7 |
0,3 |
Последний вопрос был направлен на выявление ценностно-целевых ориентаций респондентов. Результаты анализа данных ответов представлены в таблице 6. Каждый из респондентов имел возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 6
В будущем ты бы больше всего хотел(а)...
Варианты ответов |
Количество респондентов |
Процент |
Иметь высокооплачиваемую работу |
1048 |
39,5 |
Иметь семью, воспитывать детей |
1392 |
52,5 |
Иметь любимую, интересную работу |
1063 |
40,1 |
Быть самостоятельным, чтоб помогать близким |
631 |
23,8 |
Встретить любовь |
497 |
18,8 |
Сделать мир вокруг себя лучше |
337 |
12,7 |
Посвятить свою жизнь религии |
100 |
3,8 |
Сделать что-то полезное для людей, общества |
318 |
12,0 |
Стать известным, прославиться |
287 |
10,8 |
Быть богатым, позволять себе все, что хочется |
415 |
15,7 |
Быть самостоятельным ради своего благополучия |
331 |
12,5 |
Заботиться об экологии, животных, окружающей среде |
153 |
5,8 |
Путешествовать, посмотреть разные страны |
704 |
26,6 |
Делать то, что хочется |
286 |
10,8 |
Служить своей стране России и её величию |
241 |
9,1 |
Служить своей нации, национальности |
113 |
4,3 |
Ещё не решил(а) |
84 |
3,2 |
Другое |
52 |
2,0 |
Ответы респондентов распределились следующим образом: иметь семью, воспитывать детей – 1392 человека (52,5 %); иметь любимую, интересную работу – 1063 человека (40,1 %); иметь высокооплачиваемую работу – 1048 человек (39,5 %). Полученные результаты вписываются в ценностные ориентации современного общества по западному образцу (быть самостоятельным, иметь семью и быть успешным в карьере), который активно показывается в средствах массовой информации и другими источниками, соответственно оказывает влияние на формирование их ценностно-целевых установок. На третьем месте – высокооплачиваемая работа. Это свидетельствует о том, что у молодёжи формируется понимание того, что благополучие достигается посредством труда.
Что же касаемо тревожных тенденций стоит отметить, что молодёжь мало интересуют социально-значимые цели, такие как: сделать мир вокруг себя лучше – 337 человек (12,7 %); служить своей стране России и её величию – 241 человек (9,1 %); сделать что-то полезное для людей, общества – 318 человек (12 %); заботиться об экологии, животных, окружающей среде – 153 человека (5,8 %).
Это в несколько раз меньше тех, кто хотел бы попутешествовать и посмотреть разные страны. Так ответили – 704 человека (26,6 %).
Можно сказать о том, что наблюдается крайне низкий потенциал гражданской и социальной ответственности. Хорошо дополняют эту картину свободные ответы, данные респондентами. Приведём некоторые из них: уехать в другую страну; куражить; быть феей; купить Chevrolet lmapla 1967 года и многое другое.
Можно предположить, что в ситуации доминирования ценностей индивидуального благополучия, любое препятствие на пути реализации этих ценностей может стать мощным стрессогенным фактором, который приведёт к активизации протестных настроений молодёжи.
Представляется, что работа в сфере ценностного воспитания молодёжи в рамках профилактики межнациональных конфликтов и ксенофобии может строиться на двух направлениях: продвижение в подростково-молодёжной среде ценностей альтруистических – патриотизм, социальная ответственность и другие; поддержка ценностей семейного благополучия.