Полный текст статьи
Печать

По данным статистики прокуратуры РФ [1] за 2015 год видно, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием выросло по сравнению с предыдущим годом на 3 %. Статистические данные, приведенные на сайте МВД России, отражают следующее: в январе – декабре 2015 года зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений или на 8,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продолжая анализировать статистику, о преступности несовершеннолетних можно сказать следующее: на фоне общего роста преступности в Российской Федерации, каждое двадцатое преступление совершено несовершеннолетними или при их участии.  Выяснением причин такого роста занимаются специалисты многих областей науки: юристы, социологи, педагоги, и конечно же, психологи. Мы, как психологи – девиантологи, очень озабоченны данной ситуацией. Наша задача – отыскать причины такого поведения подростков. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо бороться с причинами, а не с последствиями девиантного поведения подростков.  В данной статье мы попытаемся проследить взаимосвязь самооценки подростка с девиантным поведением.

Р. Бернс говорит о том, что   самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Самооценка -оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди). Такое определение самооценки дают нам в своем словаре Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. В своем исследовании Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер  используют обобщенное понятие самооценки. Оно понимается как «продукт отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного,  общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов».

Мы считаем, что, прежде чем, приступить к рассмотрению взаимосвязи самооценки подростка и девиантного поведения, необходимо выяснить, что происходит с человеком в подростковом возрасте, в частности в период пубертатного кризиса. Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой всего организма ребенка. Это сложный этап в жизни не только самого подростка, но и его семьи, т.к.  проявления кризиса иногда и ставят в тупик взрослых. Между тем, данный кризис – есть  переходная ступенька ребенка на новый возрастной этап.

 Подростковый возраст является  этапом  психического развития и  характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственной ниши в социуме. Завышенные требования, не всегда адекватное мнение о своих возможностях приводят к регулярным конфликтам подростка с учителями и родителями.

Специалисты отмечают, что даже  нормально протекающему подростковому периоду присущи рассинхронность, дисгармоничность и скачкообразность развития. Наблюдается интраиндивидуальная неравномерность (например: интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низкий) и  интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного возраста).

Отечественные психологи считают, что кризисные явления могут затягиваться из – за такого обстоятельства, как отсутствие мест общения подростков и продуктивной деятельности. Здесь подразумевается наличие у молодых людей большого количества свободного времени, которое, если не заполняется какими – либо полезными занятиями, способствует росту продолжительности кризиса.  Кулагина И. Ю. и Колюцкий В. Н. отмечают, что в подростковом возрасте в самосознании молодого человека появляются два новообразования: чувство взрослости и «Я - концепция». Так называемое чувство взрослости – это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя  взрослым человеком. Чувство взрослости, по мнению Д.Б. Эльконина, это психологический признак начала подросткового возраста. Оно отличается  стремлением подростка иметь те же права и быть максимально включенным в среду взрослых. Он претендует на равноправие в отношениях со стар­шими и идет на всевозможные конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к полной самостоятельности, желании оградить свою жизнь от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешнего вида, отношений со сверстниками,  учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних зада­ний, но и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, вырабатывается собственная линия поведения. Подросток всеми силами отстаивает свои убеждения (будь то при­страстие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на нео­добрение окружающих. Поскольку в подростковом возрас­те все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения подросток  будет так  же эмоционально. Чувство взрослости считается центральным ново­образованием младшего подросткового возраста (11—13 лет).

Второе новообразование подросткового возраста, которое формируется к концу периода, примерно к  15 годам, это «Я - концепция». По мнению Р. Бернса «Я – концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Ее структура выглядит следующим образом: реальное «Я» (когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты) и идеальное «Я». Когнитивная составляющая «Я - концепции» включат в себя представления человека о самом себе, которые кажутся ему верными и убедительными, не зависимо от того, являются ли они объективными или нет. Оценочную составляющую «Я – концепции» по другому можно назвать самооценкой. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, а в крайних случаях и самоагрессию. 

Поведенческая составляющая Я - концепции подразумевает, что человек не всегда ведет себя в соответствии со своими убеждениями. Мы живем в обществе, и соблюдение норм и правил поведения заставляет нас подстраивать свои поступки как минимум под закон нашей страны [2, 3].

Самооценка в подростковом возрасте по своему об­щему уровню оказывается низкой и неустойчивой из-за активного роста и перестройки всего организма, выработки гормонов.

Из возрастной психологии нам известно, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, поиск себя, своего места в социуме. И именно в этот период и происходит окончательное становление самооценки, по мнению Д. Б. Эльконина. Основная потребность подростка в данный период – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство с ней.

Г. Каплан – американский психолог, является автором гипотезы, согласно которой низкая самооценка является сопутствующей причиной девиантного поведения подростка. Он полагает, что одним из ведущих мотивов человека является мотив самоуважения. Когда у подростка,  по каким-либо причинам,  формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении очень обостряется и заставляет искать способы ее удовлетворения. Если при этом подростку не удается исправить положение способами, не наносящими вреда окружающим, он начинает выбирать альтернативные модели поведения. Здесь важную роль играет референтная группа, т.е. реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. С.Л. Рубинштей же считает, что завышенная самооценка способствует тому, что человек перестает считаться с мнением окружающих.

Как отмечает ряд отечественных специалистов, еще одной особенностью, объясняющей трудность протекания подросткового периода, а также неадекватность некоторых подростковых реакций, является одновременное присутствие у подростка детских моделей поведений (они остались из прошлого жизненного период) и уже формирующихся взрослых. В данном возрасте часто сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые, как правило, характерны для более младшего возраста. К ним автор относит следующие [4, 5]:

1. Реакция отказа: oна выражается в отказе от привычных ранее контактов, учебы, домашних обязанностей, и т. д. Причиной чаще всего служит резкая перемена обычных условий жизни (переезд семьи, смена  школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

 2. Реакция оппозиции, протеста: Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративных  прогулах, побегах из дома, кражах и даже непонятных на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для проявления данной реакции чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами соответсвующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (в физической сфере – настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости – к общественной деятельности и т.д.).

Также в своей работе автор прописывает психологические реакции, которые присущи именно подростковому возрасту:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях среды эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Этой реакцией объясняется такое явление как образование спонтанных подростковых групп с собственным стилем поведения и особой системой внутригрупповых взаимоотношений, а также с собственной структурой. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением

Как мы видим, данные реакции при неблагоприятных условиях очень легко перетекают в девиации.

 На основании этого можно сделать вывод о том, что неадекватная оценка себя, а особенно в подростковом возрасте, может насести вред как самой личности, так и окружающим.

 Здесь то и кроется главная опасность: участие в группе дает молодому человеку новые способы повышения самооценки и самоутверждения, и не всегда законные. В погоне за одобрением своей референтной группы подросток может совершать необдуманные и наносящие вред кому – либо поступки. Об этом свидетельствует статистика совершения преступлений несовершеннолетних в составе преступной  группы, согласно которой число таких преступлений только растет.

В заключение можно сказать, что взаимосвязь между девиантным поведением и самооценкой прослеживается. И это является одной из причин такого поведения. И если мы хотим хотя бы сократить случаи совершения преступлений подростками, то стоит задуматься о способах формирования адекватной и устойчивой самооценки у подростков.