Полный текст статьи
Печать

Подростковый алкоголизм является одной из форм аддиктивного поведения. Данная разновидность зависимого поведения имеет сложную природу, которая обусловлена различными факторами. Рассматривая само понятие алкоголизма необходимо обратиться к его трактовке. В отечественной науке существует несколько его определений. Первое -  интерпретация с медицинской точки зрения: алкоголизм - это хроническое, прогрессирующее заболевание, предопределенное воздействием алкоголя как наркотического вещества.  Второе – с позиции социологической науки: алкоголизм рассматривается как форма аддиктивного поведения, которая характеризуется патологическим влечением к алкоголю и дальнейшей общественной деградацией личности [1].

Современные статистические данные о подростковом алкоголизме в России показывают, что детей, которые не потребляют алкогольные напитки, значительно меньше, чем тех, которые их потребляют [2]. По данным различных исследований, средний возраст ребенка, употребляющего спиртные напитки, снизился у мальчиков до 12,5 лет, у девочек до 12,9. Это относится отнюдь не только к юношам, но и к девушкам. Сам факт потребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, не зависимо от того сколько было употреблено спиртного. Причины формирования зависимости могут быть разнообразными, но последствия всегда разрушительны. Алкоголизм в подростковом возрасте развивается в разы быстрее, нежели у взрослых. Как следствие злоупотребление спиртным в 13-14 лет, уже к 18 годам в 20% случаев получает болезненный характер.

Стремительное увеличение тех, кто употребляет алкоголь в подростковом возрасте, не только обусловили заинтересованность авторов данной проблемой, но и исследование причин и предпосылок, влияющих на потребление спиртного. При этом важным становится выявление взаимосвязей между аддикциями и влияниями социума на формирование пагубных привычек. Необходимо отметить, что на формирование зависимого поведения у подростков, в большей мере влияет микросоциум. Он оказывает давление посредством базовых ценностей, установок, индивидуальных или общественных ожиданий, обстановкой в семье, наглядным примером родителей или близкого окружения, эмоциональным настроем и пр.

Основной вопрос исследователей, изучающих данную проблему, заключается в определении факторов, влияющих на обращение молодых людей к алкоголю, причин употребления спиртного. Так, М.А. Галагузова, В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт указывают, что потреблению алкоголя способствует целый комплекс факторов как биофизиологического, так и социального плана. В ключе данного исследования, прежде всего необходимо рассмотреть социальные условия, которые можно разделить на две группы: макросоциум (общество в целом) и микросоциум (окружение подростка, те с кем он общается, от кого зависит, с кем дружит или же наоборот).

Известно, что первой социальной средой ребенка является его семья. Она играет важнейшую роль в воспитании ребенка, его жизненных нравов и принципов, именно семья вырабатывает стереотипы по отношению к окружающему ребенка миру. Ведь не зря, именно в неблагополучных семьях, дети, зачастую следуя наглядному примеру родителей, становятся алкоголиками. Другой причиной является социальное окружение в школе и на улице, во дворе. Стремление выделиться или наоборот, быть как все и приводит к тому, что в итоге вся компания начинает употреблять спиртное.

Неудачи в жизни, неумение рационально использовать свободное время также являются причинами подросткового алкоголизма. Одни считают, что это круто, тем самым они самоутверждаются, другие просто из любопытства проверяют свои состояния после употребления различных напитков. В свою очередь медики и психологи основываются на том, что причины употребления алкогольных напитков в раннем возрасте, кроются в физиологии (наследственность, генетические заболевания, личностные особенности). В доказательство своих взглядов исследователи выдвигают различные теории происхождения данной зависимости:

Генетотрофическая теория. Трактует алкоголизм с точки зрения нарушения обмена веществ, когда организму просто жизненно необходим тот или иной продукт.

Генетическая теория. Объясняет алкоголизм с точки зрения наследственной предрасположенности.

Социально-генетическая теория. Поясняет природу пьянства спецификой общественных условий и взаимоотношений людей, алкогольными традициями микросреды, производственными и финансовыми отношениями.

Психологическая теория. Объясняет алкоголизм как неспецифический признак общественно-психологической бедности личности, неразвитости её высоконравственной, ценностной, потребностной области.

Этаноловая теория. Главной предпосылкой алкоголизма находит своеобразное влияние на организм спиртного. В соответствии с этой теорией общество разделяют на «алкоголеустойчивых» и «алкоголенеустойчивых».

Адренохромная теория. Объясняет спиртную зависимость нарушениями ктехоламинового обмена, приводящим к непрерывному психологическому напряжению.

Эндокринопатическая теория. Тяготение к спиртному объясняет подавленностью эндокринной системы, вследствие чего с целью адекватных эмоциональных состояний необходима её непрерывная искусственная активизация, в особенности в сверхэкстремальных ситуациях.

Психопатологическая теория. Акцентирует внимание на значимости психических, в большей степени характерологических, особенностей личности, влияющих на развитие спиртной зависимости.

Биоэнергетическая теория. Отталкивается от того, что спиртное воздействует на водно-ионную текстуру организма, нарушая её постоянство. Потребление спиртного приводит к утрате постоянства биоэнергетических структур организма и зависимости от алкоголя.            

Коробкина З.В., Лунина И. В.,   Попова В.А. и другие  указывают следующие основные факторы, влияющие на потребление алкоголя [2,3]:

1) социально - психологические: к социальным можно отнести неблагополучную семью, где ребенку уделяется недостаточное количество заботы и внимания или же неудовлетворительная ситуация в социальном развитии (проблемы во взаимоотношениях в его кругу общения). К психологическим относятся особенности индивидуума, а именно волевые качества, авантюризм, повышенная возбудимость, неустойчивость поведения;

2) конституционально - психологические: наследственные психологические или наркологические заболевания;

3) эпидемиологические и культурные: распространенность алкогольной зависимости и её рекламы обществе, семейные традиции.

После употребления алкоголя происходит изменение сознания, которое проявляется в поведении подростка. Первоначально – возбуждение: появляется состояние эйфории, улучшается настроение, возникает потребность в общении, подросток раскрепощается, повышается самооценка, проявляется смелость. Впоследствии апатия: снижается настроение, проявляется недовольство окружающими, возникает конфликтность, агрессивность.

Из-за активного роста и созревания организма, происходит формирование очень важной составляющей человека – развитие его нервной системы.  Результаты подросткового пьянства для психики особенно разрушительны, в силу того, что возвратиться в обычное состояние в процессе лечения, будет фактически невозможно. Спиртное в подростковом возрасте стремительно приводит к нарушению памяти, патологии нормального сна. Вторичной составляющих этих последствий является развитие константной утомленности, нарушение восстановления организма после физиологических и эмоциональных нагрузок, систематическое напряжение, которое подросток стремиться снять спиртным. Получается замкнутый круг.

В то же время, у школьника начинает меняться настроение, он становиться угнетённым, агрессивным, впадает в депрессию, со временем возникают алкогольные психозы. Одновременно с этим прослеживается значительная трансформация личности. Однако последствия подросткового пьянства опасны не только для нервной системы. Развиваются тяжелые патологии в работе значимых систем и функций организма. Происходят кардинальные перемены в деятельности сердечнососудистой, эндокринной, физиологический системы, желудочно-кишечного тракта, нарушается деятельность иммунной системы, появляются воспалительные процессы в лёгких, бронхах, глотке, почках и мочевыводящих путях. В особенности страдает половая деятельность.

Разрушение печени под воздействием спиртного приводит к хроническому гепатиту и циррозу печени. Спиртное подавляет обычную работу поджелудочной железы. Сердечная мышца прекращает правильно работать, появляется аритмия и другие отклонения в работе сердца. Замечаются периодические боли и тяжесть в грудине. В совокупности данные симптомы могут стать причиной к смертельному исходу.

Результаты подросткового пьянства сказываются и характере школьника. Формируются различные отрицательные качества и черты характера: бесцеремонность, враждебность, легкомысленность, безответственность, леность, безжалостность и т.д. Человек утрачивает заинтересованность к трудовой деятельности, падает общественная инициативность. Под воздействием спиртного у школьника начинает стремительно меняться образ жизни.

Таким образом, стало возможным выделить главные последствия подросткового пьянства.

                                                                                                                    Таблица 1

Последствия подросткового алкоголизма 

Социальные

 

Психологические

Физиологические

Растёт преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень.          

Утрата всех интересов, исключая утилитарные, появление косности в привычках, сужается круг представлений, мышление становится рутинным. В более тяжелых случаях подростки не могут отделять главное от второстепенного. Характерны резкая истощаемость и неспособность к концентрации внимания.                                                                                                                      

Происходит влияние на головной мозг, нарушение памяти, патологии нормального сна, развивается цирроз печени, ускоряется биологическое старение.               

 

Как правило, подростки-школьники не готовы осознать все пагубные последствия, к которым приводит постоянное употребление спиртных напитков. Опасения и советы старших остаются не услышанными. Но только понимание проблемы самим ребенком может быть залогом эффективного лечения и предотвращения вредных последствий пьянства.

Профилактика зависимого поведения подростков просто необходима и актуальна в настоящее время. На основе выполненного анализа определений профилактики, таких авторов, как С.А. Беличева, В.Т. Кондрашенко, З.В. Коробкина, Н.А. Сирота и других, можно утверждать, что профилактика - это система мероприятий на различных уровнях социальной организации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья и искоренение факторов риска. На сегодняшний день существует несколько видов профилактики, которые мы представим ниже:

Первичная профилактика (превенция) - это комплекс мероприятий, которые направлены на предотвращение употребления ПАВ. Эта форма профилактики ориентированна на работу с той частью населения, которые ещё не знакомы с действием ПАВ. Программы первичной профилактики включают в себя антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, вовлечение детей в творческую, полезную деятельность, организацию досуга, занятий спортом, проведение соревнований и т.д.

Задачи первичной профилактики:

1. внедрение профилактики в школьные уроки, проведение лекций и бесед о вреде наркотиков, алкоголя и прочих ПАВ;

2. По разработанным методикам заранее выявлять группы риска;

3. Донести до родителей информацию по проблеме употребления ПАВ;

4. Подготовка педагогического коллектива по проведению уроков по выявлению группы риска и первичной профилактике.

Вторичная профилактика направленна уже непосредственно на группу риска. Действующими лицами в данной форме профилактике являются дети, подростки и юноши, а также лица подверженные к потреблению ПАВ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление употребления ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и т.д.

Задачи вторичной профилактики:

1. Выявление зависимостей и создание программ для работы с детьми группы риска;

2. Создание центров реабилитации;

3. Проведение лекционных и практических занятий для родителей данной группы.

Третичная профилактика - это оказание помощи тем, кто уже страдает алкоголизмом и наркоманией. Включает в себя диагностику, лечение и реабилитацию. Цель третичной профилактики - предупреждение последующего распада личности и поддержание дееспособности индивидуума. В этой ситуации речь идёт уже о заболевании. Подросток попадает под наблюдение специалистов уже с сформировавшимся заболеванием, когда помощь уже не эффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Реабилитация путём проведения различных методик;

2. Создание групп взаимопомощи;

3. Взаимодействия с анонимными группами зависимых от ПАВ.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что системная организация работы с подростками, направленная на борьбу с алкоголизмом может дать желаемые результаты. В настоящее время существует реальная потребность в разработке комплекса мер, вплоть до проекта социальной политики страны, направленного на профилактику, нейтрализацию и предотвращение последствий алкоголизма в интересах индивида и общества.