Полный текст статьи
Печать

 Все чаще в современном мире актуализируется задача раскрытия возможностей человека, развития его самовыражения и творческих способностей. Все большее признание находит утверждение о том, что для успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе человек должен обладать способностями к активному самопреобразованию, развитию себя и своих жизненных условий.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, значимой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и трансформация его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогу осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие детей, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала, который является основой самоактуализации.

Модернизация системы образования современной России направлена на повышение качества образования и его доступности. В целях поддержки, развития таланта и сохранении здоровья у детей на современном этапе происходит постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

В данной статье мы будем рассматривать Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования, который был утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 17 мая в 2012 году [1]. Он представляет собой «совокупность требований, которые обязательны при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].

В качестве методологической базы в Стандарте заявлен системно-деятельностный подход, предполагающий широкий спектр образовательных траекторий. Он обеспечивает:

1) устремленность к саморазвитию и постоянному образованию;

2)планирование и конструирование образовательной среды школы, направленную на развитие ребенка;

3) выбор самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

4) построение процесса обучения с учётом индивидуальных, физиологических, возрастных, психологических особенностей здоровья ребенка [1].

В пункте пятом ФГОС СОО дается «портрет выпускника школы» [1], мы рассмотрели его в сопоставление с  портретом самоактуализированного человека А. Маслоу [2], на основе нашего теоретического анализа понятия «самоактуализация» в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставление портретов

 

А. Маслоу

ФГОС СОО

11

Имеет чувство человеческого родства

Любит свою Родину, уважает свой народ, культуру, принимает традиционные ценности, многонационального российского этноса, человечества

22

обладает креативностью

креативный и критически мыслящий, активно познает  окружающий мир, осознает  ценность образования и науки

33

стремится к здоровому образу жизни

осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового и безопасного образа жизни

44

принимает себя, окружающих и несет ответственность перед ними

осознает себя личностью, социально активный, уважает закон и правопорядок, осознает ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством

55

имеет приверженность какому-либо делу

подготовлен к осознанному выбору профессии, понимает значение профессиональной деятельности, а так же мотивирован на образование и самообразование в течение всей своей жизни

66

свежесть восприятия.

готов к сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, а так же мотивирован  на творчество и инновационную деятельность [1].

 

Проведенный анализ портрета выпускника школы и портрета самоактуализированного человека подтверждает, что конечной целью ФГОС СОО является формирование самоактуализированной личности выпускника школы.

Однако чтобы достичь этой цели, необходимы обоснования и методическое обеспечение возможных педагогических средств, способствующих запуску механизмов самоактуализации учащихся. Министерство  образования  с  помощью  ФГОС  устанавливает  требования  к  результатам  освоения  обучающимися  основной  образовательной  программы и оставляет  за  образовательными  учреждениями  право  на  выбор  методов, приемов, технологий, которые помогут достичь этих результатов.  Одним  из  способов  достижения  результатов  обучения,  указанных  во  ФГОС,  может  стать  технология  педагогической  поддержки  старшеклассника.

Технологию педагогической поддержки рассматривал в своих работах О.С. Газман. Он считает, что воспитание есть не что иное, как помощь ученику в его саморазвитии. В качестве предмета психолого-педагогической поддержки выступает процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий, способствующий развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в обучемости, самовоспитании, общении.

При решении базовых проблем ребенка по  укреплению  здоровья,  формированию  нравственности,  развитию  способностей  –  умственных,  трудовых,  художественных,  коммуникативных,  мы формируем у него способность к  самоопределению,  самореализации,  самоорганизации  и  самореабилитации [3]. 

Проблеме  педагогической  поддержки  посвящено  значительное  количество  трудов  современных  педагогов  Т.В.  Анохиной, В.П.  Бедерхановой,  Н.Б.  Крыловой, Н.Н.  Михайловой,  С.М.  Юсфина и  многих  других.  В исследованиях  разработан  и  описан  механизм  технологии  педагогической  поддержки.  Он  складывается  из  взаимодействия  школьника  и  педагога,  реализующегося  поэтапно:

− I  этап – происходит диагностика  предполагаемой  проблемы и установление  контакта  с  ребенком,  вербализация  постановки  проблемы;

− II  этап – организуется  совместно  с  ребенком  поиск  причин  возникновения  проблемы  (трудности),  взгляд  на  ситуацию  со  стороны  (прием  «глазами  ребенка»);

− III  этап – педагог и ребенок проектируют свои действия,  налаживают  договорные  отношения и  заключают  договора  в  любой  форме;

− IV  этап действует  сам  ребенок  и  действует  педагог  (одобрение  действий  ребенка,  стимулирование  его  инициативы  и  действий,  координация  деятельности  специалистов  в  школе  и  за  ее  пределами,  безотлагательная  помощь  школьнику);

− V  этап – совместное обсуждение  успехов  и  неудач  предыдущих  этапов  деятельности [4].

Результатом  использования  педагогической  поддержки  можно  считать  личность  ученика,  способную к самостоятельной деятельности и  реализации собственных интересов, потребностей.

Использование  технологии  педагогической  поддержки  старшеклассника  будет  способствовать  достижению  метапредметных  и  личностных  результатов,  указанных  во  ФГОС  СОО. 

Среди  метапредметных  результатов  и  универсальных  учебных  действий,  сформированных  у  выпускника  старшей  школы,  во ФГОС  СОО  указаны  такие  как:

1)самостоятельность  в  планировании  и  осуществлении  учебной  деятельности, а так же организации  учебного  сотрудничества  с  учителями  и  сверстниками, 

2) способность  к  построению  индивидуальной  образовательной  траектории, 

3)владение  навыками  учебно-исследовательской,  проектной  и  социальной  деятельности,

4)способность  использования  универсальных  учебных  действий  в  познавательной  и  социальной  практике [1].

Рассмотрим  подробнее,  как  перечисленные  требования  соотносятся  с  технологией  педагогической  поддержки:

1)технология  педагогической  поддержки  подразумевает,  что  работа  педагога  начинается  с  определения  трудностей  старшеклассника.  Педагог  помогат  обучающемуся  выбрать  индивидуальный  путь  решения  проблемы,  спланировать  деятельность  и  поддерживает  старшеклассника  в  процессе  выполнения  этой  деятельности.  Многократно  повторенные,  подобные  действия  формируют у обучающегося у мения  планирования  деятельности  и  ее  реализации.  Одновременно  старшеклассник  приобретает  навыки  сотрудничества  с  педагогом  (сверстниками,  если  в  процессе  выполнения  деятельности  необходимо  было  сотрудничество  со  сверстниками).  Также  процесс  поддержки  старшеклассника  способствует  личностному  развитию.

2)главное  достоинство  технологии  педагогической  поддержки  заключается  в  решении  трудностей  конкретного  ребенка,  что  позволяет  педагогу  сформулировать  конкретную  цель,  в  которой  заинтересован  старшеклассник,  и  выбрать  индивидуальный  путь  решения  трудности,  соответствующий  запросам  старшеклассника  и  его  уровню  развития.

3)технология  педагогической  поддержки  описывает  модель  сотрудничества,  план  деятельности  педагога  и  старшеклассника,  не  ограничивая  эту  деятельность  предметной  областью  или  внеурочной  деятельностью,  следовательно,  технология  применима  в  любой  деятельности  обучающегося:  учебной  или  социальной.  Подобная  универсальность  технологии  позволяет  применять  ее  при  подготовке  проектов  и  исследований  в  различных  областях  жизнедеятельности  старшеклассника.

4)метапредметная  компетентность  старшеклассника,  сформированная  в  результате  педагогического  сотрудничества,  может  быть  реализована  в  любой  сфере  деятельности  старшеклассника,  связанной  с  личными  потребностями  и  запросами [4]. 

Личностные  результаты  обучения  представлены  во  ФГОС  СОО  таким  образом:  выпускник  должен  обладать  или  проявлять

1)«готовность  и  способность  к  самостоятельной,  творческой  и  ответственной  деятельности;

2)готовность  и  способность  вести  диалог  с  другими  людьми,  достигать  в  нём  взаимопонимания» [1].

Сравнивая  возможности  педагогической  поддержки  и  личностные  результаты  образования  ФГОС  СОО,  можно  заметить,  что

1)технология  педагогической  поддержки  способствует  формированию  ответственности  у  старшеклассника  вследствие  помощи  педагога  на  протяжении  всей  деятельности  по  реализации  задуманного.  Творческая  деятельность  старшеклассника  без  поддержки  педагога  не  может  быть  осуществлена;

2)указанные  личностные  качества  формируются  в  процессе  сотрудничества  с  педагогом  и  сверстниками. 

«Исследователями  выявлено,  что  осуществление  педагогической  поддержки  значительно  актуализирует  личностный  потенциал  школьника,  способствует  развитию  его  субъектности  и  мотивов  саморазвития» [5].

Краткий  анализ  требований  ФГОС  СОО  и  возможностей  технологии  педагогической  поддержки  показал,  что  технология  педагогической  поддержки  способствует  формированию  личностных  качеств  и  метапредметных  умений,  заявленных  в  качестве  результатов  ФГОС.

Таким  образом,  технология  педагогической  поддержки  старшеклассника  соответствует  требованиям  ФГОС  СОО  и  является  актуальной  для  современного  школьного  образования.