В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями [1].
По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.
В исследованиях Р.Г. Аслаевой, К. Барта, Т.А. Соловьевой отмечено, что практически в любом образовательном учреждении вместе со здоровыми детьми обучаются дети с особыми потребностями, среди которых:
1) детей с ЗПР от 15 до 25%;
2) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 10 – 12%;
3) детей с нарушениями сенсорных систем – 20% [2].
Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время осуществление данного подхода является проблематичным, поскольку в современных образовательных учреждениях педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом в работе с детьми с ОВЗ.
В ходе работы над курсовым проектом в 2014 году был проведен опрос педагогических работников образовательных учреждений с целью выяснения уровня их компетенции в рамках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ полученных данных показал, что:
- 47% респондентов считают, что педагогический коллектив образовательного учреждения не готов реализовать задачи инклюзивного образования;
- у 35% респондентов отсутствуют знания о психологических особенностях работы с детьми данной категории, при этом более половины из них уже имели опыт работы с ними.
Полученные данные еще раз указывают на отсутствие у педагогов необходимых умений в работе с данной категорией детей.
Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров [3].
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников [4].
По мнению С.И. Сабельниковой в рамках инклюзивного образования для личностной и профессиональной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения необходимы:
1) знания педагогов о том, что такое инклюзивное образование, каковы его особенности и в чем его отличие от других форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) знание психологических, личностных и возрастных особенностей развития детей в условиях инклюзивного образования;
3) знание методов проектирования педагогического процесса для грамотного построения психологического и дидактического совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих особых образовательных потребностей;
4) умение грамотно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса [5].
Работники образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ в массовых школах, а также, быть готовым к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
В исследовании, проведенным кандидатом педагогических наук И. А. Макаровой, были выделены 3 доминирующих компетенции педагогических работников в системе инклюзивного образования:
1) умение находить индивидуальный подход для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (мотивационный и операционный аспекты компетенции);
2) умение организовывать процесс обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (операционный аспект компетенции);
3) обладать знаниями о специфике физиологии и психических процессов детей с особыми образовательными потребностями (когнитивный аспект) [6].
Анализируя работы О.В. Бонина, Н.В. Кузьминой, С.И. Сабельниковой и И.А. Макаровой, были систематизированы педагогические компетенции, которыми должны обладать работники образовательного учреждения, функционирующего в условиях инклюзивного образования (см. табл. 1).
Таблица 1
Педагогические компетенции работника образовательного учреждения, функционирующего в условиях инклюзивного образования
Название компетенций |
Виды компетенций |
Компоненты компетенций |
профессиональные
|
когнитивные |
|
проектировочные |
|
|
конструктивные |
|
|
организаторские |
|
|
Личностные |
коммуникативные |
|
|
рефлексивно-перцептивные |
|
прогностические |
|
Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации курсов повышения квалификации с привлечением специалистов различных областей: дефектологов, неврологов, терапевтов, психологов, психиатров и т.п.