Полный текст статьи
Печать

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ  в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями [1].

По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.

В исследованиях Р.Г. Аслаевой, К. Барта, Т.А. Соловьевой отмечено, что практически в любом образовательном учреждении вместе со здоровыми детьми обучаются дети с особыми потребностями, среди которых:

1)                      детей с ЗПР от 15 до 25%;

2)                      детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 10 – 12%;

3)                      детей с нарушениями сенсорных систем – 20% [2].

Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время осуществление данного подхода является проблематичным, поскольку в современных образовательных учреждениях педагоги  не обладают достаточными знаниями и опытом в работе с детьми с ОВЗ.

В ходе работы над курсовым проектом в 2014 году был проведен опрос педагогических работников образовательных учреждений с целью выяснения уровня их компетенции в рамках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ полученных данных показал, что:

- 47% респондентов считают, что педагогический коллектив образовательного учреждения не готов реализовать задачи инклюзивного образования;

- у 35% респондентов отсутствуют знания о психологических особенностях работы с детьми данной категории, при  этом более половины из них уже имели опыт работы с ними.

Полученные данные еще раз указывают на отсутствие у педагогов необходимых умений в работе с данной категорией детей.

Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров [3].

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников [4].

По мнению С.И. Сабельниковой в рамках инклюзивного образования для личностной и профессиональной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения необходимы:

1)                      знания педагогов о том, что такое инклюзивное образование, каковы его особенности и в чем его отличие от других форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

2)                      знание психологических, личностных и возрастных особенностей развития детей в условиях инклюзивного образования;

3)                      знание методов проектирования педагогического процесса для грамотного построения психологического и дидактического совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих особых образовательных потребностей;

4)                      умение грамотно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса [5].

Работники образовательного учреждения, прежде всего, должны быть готовы к созданию благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ в массовых школах, а также, быть готовым  к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

В исследовании, проведенным кандидатом педагогических наук И. А. Макаровой, были выделены 3 доминирующих компетенции педагогических работников в системе инклюзивного образования:

1)                      умение находить индивидуальный подход для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями (мотивационный и операционный аспекты компетенции);

2)                      умение организовывать процесс обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (операционный аспект компетенции);

3)                      обладать знаниями о специфике физиологии и психических процессов детей с особыми образовательными потребностями (когнитивный аспект) [6].

Анализируя работы О.В. Бонина, Н.В. Кузьминой, С.И. Сабельниковой и И.А. Макаровой, были систематизированы педагогические компетенции, которыми должны обладать работники образовательного учреждения, функционирующего в условиях инклюзивного образования (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Педагогические компетенции работника образовательного учреждения, функционирующего в условиях инклюзивного образования

Название компетенций

Виды компетенций

Компоненты компетенций


профессиональные


 

когнитивные

  1. Метазнания педагога;
  2. Знания документов, регулирующих  права обычных детей и детей с ОВЗ;
  3. Способность эффективно работать с информацией;
  4. Знание и освоение здоровьесберегающих образовательных технологий;
  5. Знание теоретических, методологических и технологических особенностей организации инклюзивного образования;
  6. Знания о физиологических, психологических, личностных и возрастных особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

проектировочные

  1. Умение правильно построить педагогический маршрут;
  2. Умение правильно подобрать методы, которые в конкретной образовательной ситуации будут наиболее эффективны.

конструктивные

  1. Умение грамотно составлять планы занятий, которые помогут в достижении поставленной педагогической задачи.

организаторские

  1. Умение эффективно организовывать свою собственную работу, а также работу всего ученического коллектива;
  2. Умение находить доступные методы для сплочения и мотивации ученического коллектива.

Личностные

коммуникативные

  1. Умение находить способы взаимодействия в учебной деятельности с любым учеником;
  2. Умение ясно и четко передавать свои мысли не только с помощью речи, но и с помощью средств невербальной коммуникации (мимики и пантомимики);
  3. Обладание педагога суггестивными свойствами.

 

рефлексивно-перцептивные

  1. Способность понимать внутреннее состояние ученика, проникать в его внутренний мир;
  2. Умение проводить рефлексию своей работы;
  3. Обладание психологической и педагогической наблюдательностью.

прогностические

  1. Умение прогнозировать развитие необходимых личности ребенка качеств (воспитательное проектирование личности ребенка)

 

Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации  инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями  необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации курсов повышения квалификации с привлечением специалистов различных областей: дефектологов, неврологов, терапевтов,  психологов, психиатров и  т.п.