Полный текст статьи
Печать

Семья проходит определенные этапы становления, каждый из которых решает, как задачи развития, так и вопросы жизнедеятельности. Образование семьи происходит в русле социализации, процессе адаптации, то есть приобретается автономность одновременно под воздействием разного рода факторов. Обзор социализированной теории влечёт за собой вывод, что семья является субъектом (циклической теории социализации, гуманистической модели, а также факторной) и объектом социализации (с точки зрения теорий: культурной, биологической, сенсорной, психологической, социальной адаптации, ролевой, факторной модели социализации).

Связь общественных учреждений и специализированных, негосударственных организаций в профилактике семей находящиеся в ситуации кризиса опирается на ряд методологических устоев.

Предназначенные учреждения для семей, попавших в ситуацию кризиса, нуждающихся в реабилитации, составляют лишь одну из частей России, которые находятся в ведении государственных структур. Государственные структуры владеют, правом на строения отчетно-проверочной и контрольно – санкционирующей деятельности всех организаций, а также на издание нормативных ведомственных документов, созданных в каждом регионе страны. В рамках этой доли общества разрабатывается государственная социальная политика. Действуя в соответствии с бюджетом, специализированные учреждения решают проблемы кризисного положения в семьях.

Социальные и политические институты, организации являются важнейшими элементами системы предупредительных мер. Сегодняшняя превентивная работа, которую ведут социальные институты и организации в нашей стране, в большинстве своем не взаимодействует друг с другом.

С.С.Фролов проведя анализ зарубежных научных материалов представляет следующее определение социального института: «Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» [1]. Сферы жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения разделяют на: семейно-брачные институты, которые обеспечивают биологическое воспроизводство населения; экономические институты – обеспечивают добывание средств к существованию; политические институты – организовывают безопасность и порядок, руководство обществом; социокультурные, направленны на обеспечение социализации людей, передачу знаний, подготовку кадров и культурных ценностей; религиозные институты – организовывают решение проблем связанных с духовностью и ответов на вопросы веры и смысла жизни.  Социальные институты как организованные социальные системы характеризуются крепкой структурой и обладают набором некоторых элементов, которые оформлены в зависимости от типа института.

Институт четко определяет свои функции, он имеет цель деятельности, а также права и обязанности участников, обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели (материальные, идеальные и символические), он предусматривает определенную систему санкций, обеспечивающих поощрение или подавление. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют девиантное поведение[2].

На сегодняшний день создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги семье, детям, оказавшимся в кризисной ситуации. Так в законе Краснодарского края от 29 декабря 2004г. № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края», приведён перечень учреждений занимающихся социальной работой такие как: реабилитационные центры; центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;  геронтологические центры;   дома-интернаты для престарелых и инвалидов;  специальные дома – интернаты для престарелых и инвалидов; центры социальной помощи семье и детям; психоневрологические интернаты; детские дома – интернаты для умственно отсталых детей; дома милосердия; комплексные центры социального обслуживания населения; социальные приюты для детей; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; центры психолого – педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; кризисные центры для женщин; центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий; социально–оздоровительные центры;  центры социальной реабилитации инвалидов; социальные гостиницы; дома ночного пребывания;  комплексные центры реабилитации инвалидов; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги населению.  Функции учреждений такого рода, разнообразны, но иногда не связанны между собой. Ту многозначная роль, которую они выполняют в соответствии с потребностями общественной системы, составляющих её классов, социальных групп, индивидов, в том числе и с потребностями семьи [3].

Социально-педагогическая работа – это деятельность, которая осуществляется в некоторой социальной   институции, которая обращена на конкретный объект воздействия. Разновидности определения «социальной работы» имеют целый ряд одинаковых характеристик, которые выступают инструментом быстрой и успешной социализацией и развитии семьи, личности, в контексте разрешения кризисных ситуаций. Социальный педагог выполняет предназначенную ему работу, которая проходит в рамках возложенных на него функциональных обязанностей и полномочий, его деятельность является профессиональной и характеризуется через деятельность, функции и систему работы. Мы определяем его функции как отображение перечных групп, задач профессионально обозначенных, работой практического социального педагога, которые вместе с целью определяют ее содержание, отражают особенность его профессиональной деятельности. Исследователи современной эпохи предоставляют следующие профессиональные функции социального педагога, которые выделяют на основе профессиональных задач свойственных социальному педагогу: коммуникативную; охранно-защитную; социально-терапевтическую; предупредительно – профилактическую; организационную; коррекционно-реабилитационную; диагностическую; прогностическую; мотивационную[4]. Проводя анализ теоретических особенностей социально–педагогической работы с семьей, находящейся в кризисном положении, нами был проведён анализ методологических, теоретических подходов к работе с семьей. Как показывает осуществлённый анализ, существующие научные подходы в какой-то мере раскрывают теоретические основы социально – педагогической работы с семьей, находящейся в кризисном положении, но без учёта ее целостности. 

Исследование научной литературы позволили предложить следующие виды социальной работы с семьями, которые оказались в кризисной ситуации, такие ка: социальное обслуживание, профилактика, реабилитация и социальное сопровождение.

 Раскрывая специфику видов деятельности, нужно обратить внимание на термин «Социальное обслуживание» – вид социальной работы, направленный на удовлетворение потребностей и решение насущных проблем, разлад семьи, в процессе ее жизнедеятельности через предоставление всевозможной помощи семе и ее членам. В чем же заключается социальная помощь? В предоставлении семьям услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения, медицинского обслуживания, оздоровления, отдыха, в трудоустройстве, профессиональной подготовки и т.д. Обслуживание семьи, оказавшейся в ситуации кризиса осуществляется по средствам:

  1. организации досуга, отдыха, оздоровления;
  2. обучения семейному бизнесу;
  3. разработки планов развития для улучшения семейных отношений, жизнедеятельности, развития семьи и каждого ее члена;
  4. консультирования семьи;
  5. коррекции семейных отношений.

 Обслуживание базируется на целостной и сбалансированной структуре как на программах частного характера, государственного и общественного, а также на взаимосвязи их функций [5]. Социальная реабилитация включает в себя комплекс мероприятий, которые направленны на восстановление нарушенных или утраченных индивидом и семьей общественных связей и отношений вследствие ухудшения состояния здоровья, устойчивых расстройств функций организма (инвалидность), изменения статуса (престарелые, безработные, беженцы), условий жизни (смерть члена семьи, потеря жилья и т.п.). Цель таких мероприятий направленна на возобновление семьёй выполнять предназначенные для неё функций, формировать у личности позитивное отношение к жизни, труду и учебе. Объектами социальной реабилитации являются семьи, которые оказались в состоянии кризиса, а именно: дети – инвалиды и их родители, дети – сироты, женщины и дети, которые подверглись различным формам насилия; безработные, престарелые. Реабилитационная работа направлена на определённую личность или семью, но в конкретном социуме, что определяет выбор тех или иных мероприятий направленных на восстановление их возможностей, потенциала при учете связей с микросредой, ее особенностями[6]. Социально – педагогическая реабилитация семьи должна быть направлена на восстановление социального и воспитательного потенциала семьи, защиту ее прав в кризисных ситуациях, что позволит ей вернуться к функциональной способности в обществе, найти цель жизнедеятельности и место в микро – и макросреде, самостоятельно решать сложившиеся проблемы. Реабилитация осуществляется как специалистами, так и самой личностью в совместной деятельности, которая предусматривает комплекс мероприятий, их непрерывность, интенсивность, подчиненность цели, индивидуальность отбора, преемственность, комплексность мероприятий, сотрудничество с клиентом и его окружением, осуществление мероприятий в начале возникновения проблемы, профилактика рецидивов. Реабилитация предусматривает оказание помощи личности или семье, пока они не возобновили свои функции, жизнедеятельность. Эта помощь зависит от потребностей клиента, характера его проблем. Восстановление организма и потенциала человека в реабилитации предполагает наличие ориентиров для выявления границ и степени помощи. Таким ориентиром является качество жизни – степень восприятия отдельным лицом или группой людей факта удовлетворения своих потребностей, наличие возможностей для достижения счастья и самореализации. Сюда относятся условия жизни человека, домашние обстоятельства, удовлетворенность трудом или учебой, окружение, социальные и политические условия. Измеряется качество жизни через оценку таких показателей, как: физическое состояние и функции; психологическая сфера (познавательная деятельность, эмоциональная сфера, самооценка); уровень независимости; социальные отношения; окружающая среда. Поэтому социально – педагогическая реабилитация должна осуществляться в зависимости от проблем семьи и личности в комплексе с медицинской, психологической, социальной, которые с разных сторон решают проблемы ребенка или семьи. Осуществляемая реабилитация на базе специализированных служб, в состоянии выполнять такие функции как: защитную, восстанавливающую, компенсаторную и профилактическую. Осуществление вторичная профилактика, с целью предупреждения повторов стрессовых факторов и ситуаций кризиса. Для реабилитации личности и самой семьи создаются условия в обществе, микросреде, дома. В обществе предоставляться реабилитационные и кризисные центры, программы по реабилитации, разработанные специалистами; в микросреде – предоставление общения и разного рода деятельности, несмотря на ограничения существующие в мире, обучение самообслуживанию и самопомощи, формирование или восстановление социального опыта; в семье – работа с укреплением семейных связей, налаживанием детско-родительских отношений, коррекция развития детей [7].

В настоящее время превентивную помощь оказывают семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада. Заниматься профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальных институтов стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы превенции семейных кризисов, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.

Семья в настоящее время сталкивается с проблемами, часть из которых она не в силах самостоятельно разрешить [8]. Большой спектр функций по оказанию помощи нуждающимся традиционно выполняют люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления. Для осуществления помощи семьям необходимо использовать уже имеющиеся ресурсы. Так, например, участковая социальная служба   семей решают проблемы, связанные с созданием условий успешной социализаций и развития воспитанников; служба психологической помощи семьям с детьми занимается оказанием помощи семьям, переживающим нормативные и ненормативные кризисы функционирования, и др.