Полный текст статьи
Печать

Существующие в современном мире социальные патологии (аддиктивное, суицидальное, делинквентное поведение, бродяжничество, экстремистское поведение, гомосексуализм и другие) определяют актуальность научной мысли и практики в русле разработки и внедрении эффективных программ по профилактике девиантного поведения подростков.

Наблюдается недостаточная готовность педагогов к осуществлению диагностических и превентивных  мер относительно девиантного поведения. Достаточно распространены в педагогической среде ошибочные представления педагогов о причинах, мотивах проявлениях девиантного поведения. Речь идет и об отсутствии психологической безопасности в школьной среде [1]. Порой сами поступки педагогов становятся фактором отклоняющегося поведения учащихся, что связано с проблемой педагогического насилия в школе, рассмотренной многими авторами [2]. Создавшаяся ситуация в педагогической практике, ориентирует на изучение готовности педагогов к профилактике девиантного поведения.

Считаем возможным согласиться с выводами О.А. Матайс [3], которая, проанализировав ряд исследований, определяет три подхода к определению понятия «готовность»: как к свойству личности, как к состоянию личности, как к наличию определенных способностей. Важность психологического компонента готовности также отмечена в работе О.А. Ус [4].

Так, Е.Ю.Ибатуллина, проведя теоретический анализ готовности педагога к деятельности, определила, что это устойчивое многомерное, многокомпонентное свойство педагога, включающее в себя мотивационный, эмоциональный, познавательный и деятельностный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условиям формирования готовности педагога к инновационной деятельности [5]. Мы разделяем позицию Н.В.Кузьмина, определившего готовность как оптимальное рабочее состояние, которое характеризуется длительным сохранением работоспособности, наиболее быстрым втягиванием и возобновлением сил; адекватной реакцией на внешнее влияние; сложностью в работе всех систем, ритмичностью, синхронностью [6]. Серова А.Н. понятие «готовность» обозначает как интегральное образование, характеризующееся признаками с разных позиций рассмотрения: педагогическая готовность, мобилизационная готовность, профессиональная готовность, готовность к труду, деятельности, готовность в спорте [7].

Очевидно, что вышеописанное многокомпонентное свойство личности педагога является сложным по своей структуре и содержанию. Но в отличие от последних, педагогическая готовность формируется в процессе специального обучения будущих педагогов. В настоящее время актуализируется острая потребность в «новой» профессиональной подготовке консервативного учителя в связи с появлением прогрессирующих форм девиантного поведения учащихся.

В.А. Сластениным выделены компоненты профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности: психологическая готовность, научно-теоретическая готовность, практическая готовность, психо-физическая готовность [8].

Структура готовности учителя к профилактике девиантного поведения, в составе которой выделены мотивационно-ценностный, когнитивно-мировоззренческий, деятельностно-поведенческий и личностный компоненты, представляется следующим образом.

Ведущая роль мотивационно-ценностного компонента готовности педагога принадлежит мотиву, так как именно он является побудительным стимулом любого действия. Когнитивно-мировоззренческий компонент такой готовности определяется  совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления профилактического процесса. Деятельностно-поведенческий компонент обусловлен предстоящей практической деятельностью, требующей перехода от теории к практике. Личностный компонент готовности характеризуется профессиональной направленностью, личностными профессионально значимыми качествами, которые обеспечивают эффективное влияние  педагога на учеников [9].

Серова А.Н., проведя анализ научно-методических публикаций заключила, что ученые предлагают обеспечение профессиональной подготовки данных специалистов на основе суммации отдельно представляемых предметных знаний по педагогике, психологии, теории и методики физической культуры, но без должной системы их интеграции. Совершенствование данного процесса рассматривается как объективная необходимость в настоящее время. Автор предлагает (на примере формирования готовности у учителей по физической культуре к работе с подростками девиантного поведения), что формирования готовности будущих педагогов будет эффективным при следующих педагогических условиях: 1. Интегральное, межпредметное обеспечение теоретического и практического направления профессиональной подготовки; 2. Возможность измерения уровней готовности; 3. Активизация учебной деятельности студентов на основе адекватного содержания профессиональной подготовки функциям профессиональной деятельности, системы технологий обучения, мониторинга уровня готовности; 4. Апробация и внедрение результатов исследования [7].

Результаты специального исследования Пацеки И.М., описанные ею в диссертации «Подготовка учителей начальных классов к работе по ранней профилактике девиантного поведения учащихся в системе внутришкольного повышения квалификации», показывают, что педагогические работники оказываются в недостаточной мере готовыми к работе по ранней профилактике девиантного поведения у младших школьников. Исследователь выделяет причины такого положения: во-первых, отсутствие системной подготовки учителей в средних и высших учебных заведениях к описанной профилактике; во-вторых, фрагментарность и неэффективность подготовки; в-третьих, недостаточная теоретическая и технологическая разработанность проблемы. По мнению автора, актуальным в решении данной проблемы является система внутришкольного повышения квалификации учителей. В настоящее время повышение квалификации педагогов, по мнению исследователя, ориентируется на трансформацию менталитета педагогов, развитие у них восприимчивости к новейшему научному знанию, что от личности учителя гибкости и конкретного набора личностных качеств. Автором обозначено шкала сформированности профессиональной готовности учителя начальных классов к работе по ранней профилактике девиантного поведения учащихся: критический, допустимый и оптимальный уровни [10].

Анализ диссертационных исследований позволил нам детализировать феноменологию такого явления как педагогическая готовность.

Наиболее обострившейся социальной болезнью на сегодняшний день считает наркомания. Директора школ консервативно относятся к таким ученикам-аддиктам и исключают их из учебного заведения. Руководители демократического типа  считают, что педагоги должны терпеть «трудных» подростков. Учителя обеспокоены таким положением дел и отмечают свою не готовность к работе с такими учениками и имеют потребность в дополнительных консультациях по данной проблеме.

По данным исследования Беркалиева Т.Н. среди молодежной субкультуры бытует мнение, что употребление наркотиков есть норма. Он выделяет специфику мотиваций употребления наркотиков среди школьников: 1) получить необычное удовольствие; 2) эмоциональная напряженность; 3)интерес; 4) не быть «белой вороной». Исследователем уточняется, что профилактика такого явления, как наркомания, должна учитывать следующие контексты: социальный, педагогический и психологический. А именно, цели ее реализации – это взаимоотношения школьников с родителями, школой, сверстниками, обществом в целом [11].

Продолжение мысли отражено в диссертационном исследовании Разживина О.А. «Педагогическая технология подготовки будущих учителей к профилактике наркомании». По его умозаключению, одним из главных критериев эффективности антинаркотической деятельности выступает готовность выпускников педвузов к такой деятельности. Другой аспект – сформированная устойчивость к наркотическим веществам у будущих педагогов. Автор предлагает применение средового подхода в профилактике учителями наркомании среди школьников, так как ведущую роль в приобщении молодежи к данному типу девиантного поведения принадлежит социальному окружению. С позиции средового подхода подготовка будущих учителей к профилактике наркомании в школе выступает как процесс формирования у них опыта педагогически оправданного и целенаправленного изменения различных параметров воспитательной среды, в условиях которой находятся школьники. Такая среда призвана  подвести подростков к отказу от употребления наркотических средств [12].

Шаталовой Е.А. обозначено противоречие между необходимостью формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике наркозависимости молодёжи и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике. В ходе исследования, прошедшего три этапа (организационный, экспериментальный, обобщающий) с 2007 по 2013 гг., Шаталовой Е.А. были сформулированы принципы профессиональной готовности педагогов: индивидуальности, преемственности, гуманизации, координации, межведомственности.

На их основании Шаталовой Е.А. разработано содержание взаимосвязанных структурных компонентов готовности:

1.  Стимулирующе-мотивационный компонент, состоящий в том, чтобы сформировать у будущих социальных педагогов потребность в организации профилактики наркозависимости несовершеннолетних.

2.  Содержательно-деятельностный компонент, включающий общекультурные, психолого-педагогические, общепредметные знания; реализуется через учебную, научную, воспитательную деятельность и организацию деятельности во время прохождения педагогических практик.

3.  Технологический компонент, содержащий пропедевтический (осуществляется первичное знакомство с проблемой, формируется личностно-профессиональная позиция студентов под влиянием социальных факторов и содержания учебного процесса, этот этап преимущественно имеет теоретическую направленность), организационно-коммуникативный и рефлексивно-оценочный этапы.

4.  Контрольно-результативный [13].

Проблема алкогольной зависимости школьников также масштабна по своему распространению в современной молодёжной среде. Неустроева А.Н. в рамках своей диссертации «Подготовка социальных педагогов в вузе к профилактике алкогольной зависимости среди подростков» провела анализ учебных планов и рабочих программ, в ходе чего выявила незначительное количество часов, отведенных формированию готовности у будущих социальных педагогов к профилактике отклоняющегося поведения. С целью повышения эффективности теоретической и технологической подготовки социальных педагогов автором был описан и внедрен спецкурс «Проблемы алкогольной зависимости детей и подростков», а также внедрена программа подготовки студентов в ходе непрерывной практики. Исследователем была разработана модель профессиональной подготовки социальных педагогов к профилактике алкогольной зависимости среди подростков, включающей три модуля: теоретико-методологический, профессионально-практический и модуль самосовершенствования. Неустроева А.Н. обозначила средства формирования (активные методы обучения) профессиональной готовности к профилактической работе с подростками такие, как: как имитационные ролевые игры, тренинги, семинары, творческие лаборатории, решение педагогических задач, дискуссии и другое [14].

Ершова И.А. в автореферате «Подготовка педагога к профилактике девиантного поведения подростков в отечественном и зарубежном социально-педагогическом опыте» под определением «профессиональная подготовка» подразумевает динамический процесс, конечной целью которого является сформирование такого профессионального качества, каким выступает «готовность». В основе последнего лежат закономерности: 1. Соответствие системы общепедагогической готовности потребностям социально-педагогического и духовного развития общества, задачам области формирования личности; 2. Соответствие содержания, форм и методов общепедагогической подготовки уровню развития педагогической науки и практики, характеру и содержанию педагогического труда; 3. Воспитание и развитие будущих педагогов в процессе общепедагогической подготовки. Ершова обозначает противоречие между необходимостью профилактической работы социального педагога с девиантными подростками и низким уровнем практической готовности социального педагога к данному виду деятельности.

В США обучение таких специалистов разбит на самостоятельные циклы, по прохождению которых студент получает соответствующее свидетельство. За рубежом существуют специализированные центры подготовки персонала для социальной работы с девиантными подростками. Подготовка социальных педагогов к профилактике девиантного поведения подростков включает вариативную часть, заключающую в себе основы наук, широкие области знания, общие методики; конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Студенты имеют возможность получить диплом по программе «Профессионального совершенствования».

Исследователем были систематизированы основные научные подходы  проблеме девиантного поведения в России, США и Великобритании. В данных странах девиантное поведение рассматривается как отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные поведенческие реакции, психические состояния, а также развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Тем не менее, перенять зарубежный опыт подготовки специалистов к профилактике отклоняющегося поведения подростков российские специалисты «в чистом виде» не могут силу различных социально-экономических, социокультурных ситуаций; этических норм, традиций, семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и превентивная практика [15].

В ходе научной мысли поднимается вопрос о способности современного педагога к реализации заявленных требований. Книжниковой С.В. в диссертационном исследовании затронута проблема, которая состоит в установлении педагогических возможностей профилактики суицидального поведения, их теоретического и опытно-экспериментального обоснования на основе формирования жизнестойкости подростков. При анализе педагогического опыта обозначены затруднения в осуществлении профилактики суицидального поведения в общеобразовательных учреждениях: 1. неприятие таких исследований руководителями образовательных учреждений; 2. недостаточная разработанность диагностического инструментария, пригодного для работы с учащимися; 3. распространенность в педагогической среде ошибочных суждений о самоубийстве и возможностях его превенции. Весьма значимым для нашего исследования являются выделенные причины таких затруднений: во-первых, недостаточной подготовкой будущих педагогов в этом направлении; во-вторых, недостаточной разработанностью педагогического инструментария диагностики и превенции суицидальных явлений [16].

Проведя анализ в области науки и практики, нами замечена излишняя теоретизированность поднятого вопроса и недостаток конкретизации методологических основ для профильной подготовки будущих педагогов. На практике уже реализуются программы в рамкам проектной деятельности и внутришкольного повышения квалификации педагогов по формированию их готовности к профилактике девиантного поведения. Однако поднятая проблема требует повсеместного решения на всех уровнях.

Изучение и анализ опыта наших соотечественников показал имеющиеся достижения в мире науки по формированию готовности у специалистов-практиков к профилактики девиантного поведения школьников. Однако замечен пробел в области подготовки педагогов к профилактике девиантогенного воздействия медиапродукции на школьников, что актуализирует проведение анализа возможностей и затруднений педагогов при подобной профилактике.