Полный текст статьи
Печать

В современной России значимой проблемой является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Причем в современных условиях, по мнению многих ученых и  значительного количества государственных деятелей, ее решение лежит, скорее, в педагогической плоскости, а именно, связано с формированием здорового образа жизни молодежи. На наш взгляд, исследование текущих характеристик образа жизни указанного контингента, их систематический мониторинг являются необходимым компонентом здоровьесберегающей деятельности образовательной организации [1, 2, 3].

Одним из наиболее значимых компонентов  здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим человека, достаточный уровень его двигательной активности. А к числу ключевых патогенных для здоровья факторов относится наличие у человека вредных привычек, прежде всего, весьма распространенных в российском обществе табакокурения и злоупотребления алкоголем. Сформированная система знаний является базой эффективной организации любой деятельности, в том числе, жизнедеятельности, обеспечивая как ее мотивационные, так и операциональные основы. Исходя из этого важным представляется изучение и оценка уровня знаний и источников получения студентами информации о здоровом образе жизни; результаты указанных исследований обусловят определение  целевых ориентиров воспитательной деятельности образовательной организации.

Выяснению вышеназванных аспектов было посвящено анкетирование студентов Адыгейского государственного университета, Кубанского государственного университета. Контингент участников  включал 348 студента 20 факультетов, обучающихся на 1 – 4 курсах. Вопросы, посредством которых проводилось исследование, касались:

– исходного уровня физической активности студентов,  их основных двигательных предпочтений, физкультурно-спортивных интересов;

– знаний студентов о сущности здоровья и факторах его сохранения и укрепления, но и показатели самооценки здоровья, отношения к нему, и оценку собственного образа жизни с точки зрения его влияния на здоровье, а также основных источниках получения соответствующей информации;

 – подверженности студентов табакокурению, злоупотреблению алкоголем, соответствующих предпочтений, отношению к запретительным мерам и штрафным санкциям и т.п.

Анализ результатов анкетирования позволил составить достаточно ясную картину относительно показателей здорового образа жизни студенческой молодежи.

1. Самооценка здоровья.

По самооценке большинства студентов их здоровье можно назвать хорошим (43,7%) или средним (42,0%); граничные оценки дали только 14,3% респондентов, причем 13,2%  – оценили данный показатель максимально высоко («очень хорошее здоровье») и лишь 1,1% – максимально низко (соответственно, «очень плохое здоровье»). Высокие оценки состояния здоровья в большей степени характерны для студентов 1, 3 и 4 курсов (от 41,7% до 52,9%), средние – для студентов 2 курса (52%).

Значительная часть опрошенных (83,3%) утверждают, что  следят за своим здоровьем, в том числе, 27,0% уверены в этом. Больше всего респондентов, давших подобные ответы, среди студентов 1 курса (95,6%), меньше всего – среди обучающихся 2 курса (78%).  Совершенно не интересуются собственным здоровьем лишь 0,6%, все они – студенты 2 курса. На отсутствие хронических заболеваний указали 67,4% респондентов. Из имеющихся у студентов хронических заболеваний наибольший удельный вес имеют заболевания опорно-двигательного аппарата (12,2%) и сердечно-сосудистой системы (8,1%), наименьший – заболевания мочеполовой системы (2,9%).

Однако реальными знаниями относительно показателей, характеризующих функционирование организма, респондент, в большинстве своем, не обладают. Так, осведомленными об уровне холестерина в крови оказались лишь 6,9% опрошенных, об индивидуальной норме давления и ЧСС – соответственно, 28,3% и 12,6%. Студентов, обладающих указанными знаниями, больше всего на 4 курсе (17,6%), меньше всего – на 2 курсе (0%).

Аналогичная картина складывается и относительно медицинских осмотров, которые проходят студенты: о регулярности обследований заявили только  27,0%, об эпизодичности – 62,1%, остальные практически в них не участвуют. Наиболее активны и последовательны в данном смысле оказались студенты 4 курса (32,4%), наименее – студенты 2 (23,8%) и 3 (27%) курсов. 

Тем не менее, 76,5% студентов уверенно называют свой образ жизни здоровым (от 85,3% на 4 курсе до 72% на втором курсе).  Большинство из (84,5%) отмечают, что ведение здорового образа жизни не является финансово затратным: на его доступность исключительно состоятельным людям указали только 9,2% опрошенных. По мнению опрошенных, не материальные проблемы препятствуют ведению здорового образа жизни, а лень (52,3%), нехватка времени и сил (18,4%), отсутствие условий (15,6%).

Студенты в достаточной степени осведомлены о факторах вредя здоровью и ранжирует их следующим образом:  наличие вредных привычек (курение – 46,2% и злоупотребление алкоголем – 36,4%), двигательная пассивность (40,5%) и нервные стрессы (30,6%),  плохие жилищные условия (2,3%), тяжелый физический труд (4,6%) и материальное неблагополучие (5,8%). Они также отдают отчет в важности двигательной активности для сохранения и улучшения здоровья: занятия физическими упражнениями признано основным способом поддержания и сохранения здоровья являются (73,0%). На втором месте по значимости оказались  прогулки на свежем воздухе (60,9%), на третьем – контроль собственного веса (39,7%).

Заметим, что внешние воспитательные воздействия, связанные с пропагандой здорового образа жизни среди населения, нельзя назвать эффективными, поскольку они, зачастую, просто остаются не замеченными. Так, на различного рода социальную рекламу здорового образа жизни 40,2% респондентов не обращают внимания, причем наименее действенной является наружная реклама (ее «видят» лишь 23,6%), а наиболее действенной – теле– и радио– реклама (40,8%). Как ни странно,  Интернет-реклама занимает не передовые, а средние позиции – ее заметили 23,6% студентов.

Рассмотрим далее результаты мониторинга, свидетельствующие о том, как в действительности у студентов обстоят дела с двумя ключевыми факторами здорового образа жизни: двигательной активностью и вредными привычками.

2. Двигательная активность.

Об оптимальном двигательном режиме справедливо говорить только для трети студентов (33,5%), которые ежедневно (13,2%) или через день (21,3%) занимаются физическими упражнениями для поддержания и укрепления здоровья. Еще треть респондентов физическими упражнениями, в том числе, в оздоровительных целях, не занимаются вообще (32,1%), остальные делают это эпизодически (1 раз в неделю и реже). Наибольшая двигательная активность зафиксирована у студентов 3 курса (45,2% из них занимаются 2-3 раза в неделю, еще 19,1% - ежедневно или через день; продолжительность разового занятия от 30 до 60 минут (31,0%)), наименьшая – у студентов 2 курса (48,7% занимаются физическими упражнениями не чаще одного раза в неделю при продолжительности разовых занятий менее 30 минут (70,6%) и меньше (23,5%)).

Студенты предпочитают заниматься оздоровительной физической культурой в спортивных залах по месту учебы (45,8%) и по месту жительства (43,8%). Причем, плавательные бассейны и крупные спортивные комплексы не пользуются у них популярностью (2,1% и 0,9% соответственно), возможно, ввиду высокой стоимости посещений. Хотя не финансы, а недостаток свободного мнения респонденты назвали в числе типичной причиной, мешающей им повышать свою двигательную активность (53,4%). Интересно, что, в данном контексте, хотя и на последнем месте, однако была названа такая причина, как возраст (0,6%): видимо, студенты считают, что им еще нет нужды оздоравливаться.

Очевидно, студенты испытывают недостаток возможностей заниматься физической культурой на специально организованных спортивных базах, причем удобство расположения таких баз (близость к дому) имеет для них важное значение. Положительные ответы подавляющего большинства респондентов (85,1%) на вопрос «Если бы в непосредственной близости от вашего дома появились бесплатные спортивные площадки, беговая дорожка, велосипедные дорожки, каток, Вы бы стали активнее заниматься физкультурой?» свидетельствуют о необходимости и возможности использования для повышения двигательной активности молодежи потенциала организованных форм занятий физической культурой. Наибольшую  заинтересованность в расширении возможностей для самостоятельных бесплатных занятий оздоровительной физической культурой в специальных центрах и комплексах продемонстрировали студенты 3-го и 4-го курсов (по 100%).  

3. Вредные привычки

Подавляющее большинство респондентов не привержены вредной привычке табакокурения: 88,5% из них не курят и никогда не курили и еще 5,2% курили ранее, но в настоящий момент не курят. Больше всего «курильщиков» среди студентов 4 курса (11,7%), меньше всего – на втором курсе (2,0%). Среди второкурсников отмечено и наибольшее количество опрошенных, ранее бросивших курить (8,0%).

Курящие респонденты отдают предпочтение сигаретам с фильтром (90,9%). Тот факт, что 9,1% студентов указали, что в течение последних 30 дней курили электронные сигареты, возможно, свидетельствует об их стремлении бросить курить. Подавляющее большинство «курильщиков» (80,0%) приобретают табачные изделия в специализированных киосках.

О том, что в случае серьезного повышения цен на табачные изделия они бросят курить, заявили 50,0% «курильщиков». Остальные отметили, что либо станут курить меньше (20,0%), либо не станут ничего менять (30,0%). Таким образом, для борьбы с данной вредной привычкой среди молодежи использование финансовых рычагов вполне рационально.

Значительное количество респондентов (78,2%) убеждены, что в пятилетней перспективе они бросят либо не начнут курить.  Больше всего студентов, твердо уверенных в том, что не будут курить через 5 лет, на четвертом курсе (100%), меньше всего – на первом курсе (70,8%).

Студенты почти поровну разделились по основанию того, есть ли  курящие представители  среди  членов их семей. Более половины респондентов (54,6%), не зависимо от курса обучения,  в наиболее опасный период (переходный возраст) воспитывались в неблагоприятной с точки зрения здорового образа жизни среде.  

Седьмая часть студентов (14,4%) проживают в опасной для здоровья обстановке: в помещении, где они проживают, практически ежедневно курят. По данному показателю в опасности находится больше всего студентов 2 курса (22,2%), меньше всего – студентов 4 курса (8,8%).

Предупредительные надписи о вреде курения на пачках сигарет полноценно свою роль не выполняют. 27,5% студентов не обращают на них внимания, причем 10,3% – вообще их не видят. О положительном влиянии  данных надписей как факторе избавления от вредной привычки свидетельствуют ответы только 57,5% опрошенных.

Студенты весьма решительно настроены относительно запрета на курение в общественных местах. Так, 32,4% респондентов высказались за такой запрет в больницах, 22,0% – в вузах, 19,8% –в кафе, барах и ресторанах.  А почти две трети из них (63,6%) убеждены, что курение должно быть запрещено во всех вышеперечисленных местах.  Отрицают необходимость подобного запрета только 1,7% опрошенных.

Запрет на курение в барах, ресторанах «пугает» только 7,5% респондентов, отметивших, что, в таком случае, станут реже посещать  эти заведения. Почти для трети студентов (28,7%) такой запрет, напротив, повышает притягательность указанных мест отдыха, а для 42,0% – он ничего не изменит. Среди респондентов, рассматривающих запрет на курение в барах и ресторанах исключительно как положительный факт, большая доля приходится на студентов 1-го и 4-го курсов (по 28,0% от 50 человек). В группе опрошенных, относящихся к этому запрету как к причине снижения частоты посещения данных заведений (13 человек), большую часть составили представители 3 курса (38,5%), меньшую – 2-го курса (7,7%).

Подавляющее большинство студентов не употребляют алкогольных напитков, причем 47,1% – никогда этого не делали. Самым «пьющим» оказался третий курс: в данной группе, во–первых, оказалось больше, чем на других курсах, студентов, употребляющих алкогольные напитки в настоящее время (28,6%), во–вторых, из 37 человек, употребляющих алкоголь,  больший удельный вес приходится на третьекурсников (32,4%).

Реже всего студенты употребляют крепкие алкогольные напитки: практически никогда (43,2%) либо не чаще 1 раза в месяц (29,7%). К группе риска можно отнести 5,4% опрошенных, выпивающих водку, коньяк и т.п. 1-2 раза в неделю. Наиболее популярным является пиво: 40,5% студентов употребляют его несколько раз в месяц, причем 10,8% – 1-2 раза в неделю.

Возможное повышение цен на крепкие алкогольные напитки может стать причиной снижения частоты их употребления для 32,4% студентов, а для 18,9% в таком случае ничего не изменится. Большинство студентов поддерживают введение более-менее жестких мер антиалкогольной политики: от повышения цен на слабоалкогольные (52,3%) и крепкие алкогольные (60,3%) напитки до ужесточения штрафов (70,7%) и наказаний (82,2%) за их употребление в различных ситуациях (в общественных местах, за рулем и пр.).

Антитабачная и антиалкогольная реклама не замечается почти половиной респондентов (43,1% и 42,0% соответственно). Наиболее заметной для студентов является реклама на телевидении (32,2% и 23,0% соответственно) и в Интернете (20,1% и 12,6% соответственно).

Резюме.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальный двигательный режим (ежедневные занятия физической культурой и спортом продолжительностью от 30 минут до одного часа) характерен  только для седьмой части студентов. Следовательно, работа по популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в занятия оздоровительной физической культурой является актуальной и требует специальной организации. При этом целесообразна разработка системы мер по повышению эффективности использования физкультурно-спортивной базы университета как одного из наиболее популярных среди студентов мест занятий физической культурой и спортом. Кроме того, важнейшим направлением работы видится просвещение учащихся в области параметров оптимального двигательного режима (периодичность, длительность, интенсивность занятий), способов эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьесбережения, а также основ самостоятельных занятий физической культурой и спортом и рациональной организации свободного времени.

Результаты мониторинга свидетельствуют о, в целом, благополучной (относительно приверженности вредным привычкам) обстановке в студенческой среде. Однако следует усилить просветительско-пропагандистскую работу с учащимися 4-го курса (табакокурение) и 3-го курса (злоупотребление алкоголем), причем особенным важным представляется снижение притягательности для студентов пива. Перспективным в профилактике вредных привычек среди студентов и в борьбе с ними может стать акцентирование внимания учащихся на антитабачной и антиалкогольной рекламе, причем важно более эффективно использовать в этих целях потенциал Интернет-пространства.

Анализ результатов мониторинга позволил сделать ряд выводов и, на их основе, тезисно определить направления работы по оптимизации образа жизни студентов:

– необходимо проведение дальнейших исследований с целью определения причин существенных различий в количестве студентов – учащихся разных факультетов и курсов, положительно оценивающих собственное состояние здоровья, образ жизни и пр. В частности, причинами могут быть как объективно более высокий уровень здоровья, большая популярность ЗОЖ у представителей определенных факультетов (курсов), так и большая осведомленность о показателях здоровья, более критическое отношение к себе, собственному образу жизни у респондентов, обучающихся на других факультетах (курсах). На основе полученной информации следует разработать дифференцированную систему просветительских, профилактических, коррекционных мероприятий в вузе;

– важнейшим содержанием просвещения студентов должна стать информация о том, каким образом необходимо следить за своим здоровьем, какими сведениями в данном аспекте необходимо обладать. Кроме того, необходимо популяризировать среди учащихся регулярность медицинских обследований;

– большую важность имеет формирование ценностного, деятельностного отношения студентов к своему здоровью и ЗОЖ; в данной связи целесообразно акцентировать внимание студентов на социальной рекламы как потенциально эффективном механизме формирования у молодежи необходимых убеждений.