Полный текст статьи
Печать

Современное общество характеризуется кризисом во многих областях жизни. Сложные социально-экономические условия в России в значительной степени осложняют реальность. Существует изменения привычного, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Для многих, не решена проблема с жильем. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности в значительной части нашего населения. Существует настоящая проблема страха реальности. Этот страх пробуждает желание от нее убежать. В большей степени восприимчивы к этому страху люди с низкой переносимостью трудностей и низкой способностью к адаптации. В поисках защиты от стресса и дискомфорта такие люди часто прибегают к стратегиям aддиктивного поведения.

Aддиктивное поведение – это форма так называемого деструктивного (разрушительного) поведение, при котором человек, как правило, хочется уйти от окружающей действительности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и объектов или изменения их собственного психоэмоционального состояние за счет использования различных вещества [1].

Аддиктивное поведение иначе можно назвать зависимым.  Прибегая к нему, люди пытаются создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному балансу [2]. Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не c другими людьми, а с предметами или явлениями, что особенно актуально для химической зависимости, пристрастии к карточным и другим азартным играм, интернет-зависимости и т.д.

Зависимое поведение – проблема, которая актуальна для очень большого количества людей. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. Стремясь получить новые, все более яркие ощущения или в пытаясь противостоять воздействию повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Например, кто-то с помощью алкоголя пытается подавить негативное состояние, а кто-то пробует наркотики, для получения новые ощущения. Сначала может показаться, что такое поведение не несет никакого вреда и не вызывает беспокойства, но всегда существует большой риск того, что оно может перейти в сложную зависимость. Этот переход будет происходить постепенно, поэтому может не сразу привлечь внимание, как близких потенциального аддикта, так и его самого. Видимость того, что не стоит волноваться, иногда создаёт и отношение к данной проблеме в обществе. Так, в отличие от наркомании употребление спиртных напитков при нашем менталитете является пускай и не одобряемой, но социально допустимой формой поведения. Тоже самое можно сказать и об употреблении табака. А ведь пристрастия к подобным веществам, даже в небольших количествах, наносят немалый вред организму.   Компьютерная зависимость в последние годы приобрела достаточно масштабный характер и часто до сих пор считается как обычное, вполне нормальное поведение. Причиной этому может служить наш век технологий, в котором все компьютеризировано и с самого детства имеется возможность познакомиться ближе с различной умной техникой, и никто не говорит, что это плохо, главное, чтоб целью было рациональное использование, а не уход от реальности. Ни в коем случае, нельзя забывать, что не имеет значения, каков объект зависимости, ее результатом непременно становятся негативным изменениям в жизни человека: нарушаются социальные связи, сужается круг интересов, ухудшается состояние здоровья и эмоциональное состояние. Зависимость – это, в первую очередь, потеря свободы и контроля над своей жизнью. У зависимого человека желания, ценности, цели подчинены влиянию объекта зависимости [3]. 

Причиной выбора aддиктивной стратегии поведения являются сложности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, большое количество разочарований, крушение идеалов, конфликты в семье и на работе, тяжелая утрата, резкая изменение привычных стереотипов. Действительность такова, что достижение психологического и физического комфорта вызывает большие трудности, а порой и вовсе невозможно. В настоящее время происходит все больше изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все большее количество решений в единицу времени. Нагрузка на адаптационную систему невероятно велика. Если человек не умеет применять свои адаптационные способности, возникают трудности во всех сферах его жизнедеятельности.  Основоположник теории стресса Г. Селье отмечает, что высокая приспособляемость делает возможным жизнь вне зависимости от уровня сложности. Это является основой поддержания постоянства внутренней среды и устойчивости к стрессу. Приспособляемость, по его мнению, – главная особенность жизни. И есть только два способа выживания: борьба и адаптация [2].

Aддиктивная личность в своих попытках ищет свой многофункциональный, но очень односторонний способ выживания – уход от проблем. Природные адаптационные способности нарушены на психофизиологическом уровне. Ощущение психологического дискомфорта является одним из первых признаков этих нарушений. Психологический комфорт может быть поставлен под угрозу по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда присутствуют в нашей жизни, но люди имеют разные представления о нормальном  состоянии и отличается реакцией на них. Выбор поведения в сложных ситуациях зависит от индивидуальных характеристик личности, особенностей его воспитания и окружения, наличия жизненного опыта. Некоторые люди готовы сопротивляться сложностям, преподносимых судьбой, брать на себя ответственность за происходящее и принимать собственные четкие решения, а другие c трудом переносят даже кратковременные и несущественные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. Путем для воссоздания психологического комфорта они выбирают зависимость, добиваясь лишь искусственного изменения психического статуса, восприятия субъективно приятных эмоций. Тем самым создается лишь иллюзия решения проблемы. Такой способ «борьбы» c реальностью закрепляется в поведении человека и становится стойкой стратегией кооперации c реальностью. Привлекательность зависимости в том, что она представляет собой путь наименьшего противодействия. Это создает субъективное впечатление, что, закрепляясь на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о беспокойстве, уйти от трудных ситуаций, используя разные версии зависимого поведения [4].

Часто причины тяги к зависимому поведению ведут из самого детства, так многочисленные исследования выявили взаимосвязь между поведением родителей и дальнейшим зависимым поведением детей. Важной ролью в формировании зависимости играет младенческая травма. Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга – еще один отрицательный фактор. Семья играет важную роль не только в возникновении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, именно поэтому они часто сами провоцируют «срыв» aддикта, хотя на самом деле страдают от него. Рассматривая индивидуальные различия немаловажно отметить, что имеется половая избирательность зависимого поведения. Например, пищевая зависимость чаще встречается у женщин, в то время как пристрастие к азартным играм больше характерно для представителей мужского пола. В некоторых случаях можно говорить также о влиянии возрастного фактора. Зависимое поведение в определенных социальных группах носит характер групповой динамики. Например, психоактивные вещества действуют как «пропуск» в субкультуру. Особенно ярко это может проявляться у подростков и молодежи студенческого возраста. Другим важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивость. Психофизиологические особенности человека, очевидно, выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие зависимого поведения. Они могут существенно повлиять на выбор объекта зависимости, на скорость ее образования, степень тяжести и возможность преодоления.

Социальная диагностика aддиктивного поведения студентов университетов является сложным комплексным процессом исследования химических и поведенческих зависимостей c целью определения и изучения причинно-следственных связей и отношений, которые характеризуют состояние и тенденции развития такого поведения среди молодежи. Группу aддиктов составляет в основном одинокие молодые люди, в основном из неполных конфликтных семей. Среди студенческой молодежи диагностируются группы и подгруппы aддиктивного поведения, разграниченные по критерию видов aддикции: химические (алкогольные, наркотические, табачные) и поведенческие (межличностные, интернальные, технические, пищевые aддикции, азартные игры). Особенностями студентов c aддиктивным поведением являются отсутствие дисциплинированности и авторитета в группе; отсутствие инициативы; проблемы в общении c ровесниками, преподавателями, кураторами учебных групп и другими сотрудниками вуза; несформированность ценностного ядра личности; замена различных видов деятельности теми, которые связаны c имеющейся зависимостью.

В целях предупреждения зависимого поведения студентов в вузах осуществляется комплекс мер профилактического характера в рамках добровольного тестирования на употребление наркотических средств студентов первых курсов. Результаты данного тестирования довольно показательны и говорят о том, что 15% студентов уже знакомы c наркотическими веществами. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты могут сталкиваться с различными психофизеологическим проблемами, им требуется помощь и поддержка, либо зачастую не в состоянии найти другой способ достижения удовольствия. Проведенное тестирование помогает наиболее эффективно построить дальнейшую работу по предотвращению зависимого поведения в целом и наркотической зависимости студентов, в частности.

В первую очередь речь идет о профилактике, которая может носить как специальный, так и воспитательный характер. Специальная профилактика является неотъемлемой частью общей политики администрации университета, основной целью которой является ориентировать личность профессионально и культурно, развитие мировоззренческого потенциала, способностей к интеллектуальному, профессиональной и социальной креативности, владение устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Воспитательная профилактическая работа, как и коррекционная, должна быть ориентирована на учет индивидуальных, личностных особенностей человека, следовательно, особое значение имеет дифференцированный подход к каждому студенту как объекту, подвергающемуся психологическому давлению. Для более выраженных результатов в процесс профилактической работы должен быть включен не только учебно-воспитательный процесс, но и различные направления вне учебной деятельности. Приветствуется разработка и внедрение различных развлекательных, спортивных и культурных программ на базе университета [5].

Исходя из этого, можно выделить несколько основных направлений работы, применение которых непременно даст положительный результат. В первую очередь нужно помочь студентам создать определенную стратегию поведения, которая будет препятствовать появлению зависимостей. Следующим шагом станет необходимость активного формирования здорового образа жизни, способствующего развитию личностных ресурсов студента. Так же достаточно эффективно действует включение студентов в альтернативную социально обогащенную среду, с возможностью коллективной творческой деятельности. Все это способствует воспитанию культурно ориентированной личности, со сформированными навыками и стратегией поведения, которые будут препятствовать появлению аддиктивного поведения.

Л.И. Лубышева в своих работах предоставляет результаты социологических опросов, относящихся к тематике зависимого поведения студентов, которые показали, что наиболее распространенным, приносящим вред, было отмечено употребление наркотических веществ, курение и злоупотребление алкоголем (99, 97 и 87% респондентов соответственно). Однако, по мнению респондентов, общество в первую очередь должно бороться c наркоманией (99%), курением (81%), нецензурными выражениями (62%). Лишь 43% считают, что нужно прекратить употребление алкоголя. На фоне распространения наркомании вопрос употребления алкоголя становится менее острым. Но не следует забывать о борьбе с употреблением алкогольных напитков, ведь может получиться так, что направив все силы только лишь на борьбу c наркоманией, можно вырастить поколение алкоголиков [6]. 

Среди основных причин потребления наркотиков опрошенные называют любопытство, желание получить новые впечатления (55,5 % респондентов), влияние друзей, окружения (54,3 %), психологические проблемы (40 %), легкомыслие (36,8 %), влияние торговли наркотиками, доступность наркотиков (36 %), безделье (31,4 %), плохое воспитание в семье (29,1 %). 

Весьма эффективным средством для борьбы с распространением и употреблением наркотических веществ, по мнению молодых людей, являются следующее: борьба c незаконным оборотом наркотиков (58,4 %), работа c подростками и молодежью, организация досуга (44,3 %), увеличение строгости законов (36,4 %), в том числе в отношении лиц, употребляющих наркотики (29,9 %), лечение людей с наркотической зависимостью (34,7 %), анти-наркотическая пропаганда (27,4 %). 

Только 14-15% студентов выступают против употребления алкоголя, более того, 40-50% их приветствуют такой образ жизни (если употреблять алкоголь в умеренных количествах), и такое же количество респондентов равнодушны к этому вопросу. 

Однако c алкоголем среди молодых людей знакомятся раньше, чем c наркотиками, из-за его высокой доступности. Кроме того, если мы говорим о людях студенческого возраста, то распространенность этого явления среди образованной молодежи низкая. Так, 92% студентов никогда не пробовали наркотики и 66% их не нашли в своем окружении ни одного человека, употребляющего наркотики. При этом опрошенные (31% юношей и 23% девушек) указали, что достаточно легко можно достать наркотики, если это будет необходимо. 

Среди студентов сегодня наиболее распространено курение (31% юношей и 21% девушек), несмотря на то, что это начинает выходить из моды. Формируется новый портрет молодого человека, имеющего свой бизнес, преуспевающего, активного, контролирующего свою физическую форму и регулярно посещающего спортзал. Курение все чаще соотносится c неудачной реализацией в социуме. 
Интересно, что 56% юношей и 40% девушек считают, что ведут здоровый образ жизни. Остальные ссылаются в основном на отсутствие свободного времени (15% юношей и 22% девушек) и лень (20% и 28% соответственно) в оправдание нездорового образа жизни. 

В то же время 48,3% студентов в качестве основной причины своей низкой физкультурной активности указывают отсутствие свободного времени. При этом большинство социологов, которые исследовали бюджет свободного времени студентов, отмечают, что студенты на досуговые формы занятий отводят от 1,5 до 3,5 часов в течение дня. Таким образом, можно сделать вывод, что причиной низкой активности в физкультурной деятельности является отнюдь не нехватка свободного времени, а неспособность эффективно им распорядиться, а главное — это связано c низким значением занятий физической культурой и спортом. 

Психологи уже давно доказали, что только появление высокой мотивированности заставит человека найти свободное время для внедрения здоровых привычек в образ жизни и справиться c ленью. К сожалению, многие молодые люди не видят большой необходимости в наблюдении за своей жизнью и формировании здорового поведения, здоровых привычек, хотя сам по себе здоровый образ жизни (ЗОЖ) никто не отвергает. Поэтому, необходима постоянная, систематическая работа, которая позволит вырабатывать и поддерживать мотивацию на ведение здорового образа жизни. 

По мнению самих студентов (34-36%), роль пропаганды ЗОЖ могут играть спортивно-развлекательные мероприятия, проводимые в университете. Столь же эффективным считается просмотр фильмов, рассказывающих о последствиях пристрастия к вредным привычкам для организма (36% юношей и 28% девушек). Появление наружной рекламы по данной тематике может быть не менее действенным по мнению 10% юношей и 24% девушек. На традиционные лекции в вузе как способ пропаганды ЗОЖ рассчитывают только 11% юношей и 14% девушек [6]. 

Часто люди, страдающие зависимостью, отказывается от помощи специалистов или соглашается под давлением близких, но это не приносит результатов. Проблема заключается в том, что пока у человека самостоятельно не появится желание бороться c зависимостью, не получится разобраться в причинах её возникновения, лечение не может быть эффективным. Поэтому, если кто-то рядом с вами страдает от зависимого поведения, то, в первую очередь, ваша помощь должна быть направленна на то, чтобы убедить aддикта обратиться к профессионалам. Во время лечения зависимому требуется поддержка и участие родных людей, но при этом не нужно брать на себя больше ответственности, чем это необходимо. Зависимый человек сам несёт ответственность за своё выздоровление, а чрезмерное беспокойство родных может иметь противоположный эффект. Ведь привлечение внимания является одной из причин зависимого поведения, стремление к ощущению своей важности для окружающих. Таким образом, может быть сформировано убеждение, что к нему проявляют внимание только в период проявления страданий, когда он нуждается в помощи. Это убеждение только усугубит ситуацию с зависимым поведением. Конечно это не значит, что не нужно заботиться о человеке с aддиктивным поведением.