Полный текст статьи
Печать

Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом для него социуме. Наиболее полным является определение кандидата психологических наук М.В. Максимовой, которая трактует школьную адаптацию как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития[2]. Основной задачей адаптационного периода является создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьному обучению.

Исследование было проведено на базе МОБУ СОШ № 31. В нем приняли участие 25 школьников 1в класса.

Исследование проводилось в трех направлениях: мотивация обучения, самооценка, оценка успешности адаптации в школе.

Мотивация обучения в школе изучалась с помощью опросника Н.Г. Лускановой[1].В нее включены 10 вопросов, которые отражают отношение первоклассников к школе и обучению. Респонденты могли выбрать один ответ из предложенных. Результат представлен в процентах:

1.Высокий уровень мотивации – 50;

2.Хороший уровень мотивации – 30;

3.Положительное отношение к школа, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – 9;

4. Низкий уровень мотивации - 11.

Из полученных результатов видно, что у большинства учащихся преобладает положительный уровень мотивации.

Для сравнения полученных результатов также была проведена методика «Что вам больше всего нравится в школе?» Н.Г. Лускановой [1]. Целью, которой является выявление отношений детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. По данной методике было получено следующее распределение средних показателей по всей выборке в процентах:

  1. Высокая мотивация к учебе – 60;
  2. Средняя мотивация – 28;
  3. Низкая мотивация – 12.

Самооценка определялась по методике А. В. Захаровой. Задачей этой методики является выявление эмоциональной самооценки школьника. 

Высокий уровень самооценки  был выявлен у 43 % учащихся, нормальный (адекватный) –22 %. Заниженную самооценку имеют 35 % первоклассников.

Оценка успешности адаптации в школе определялась по методике Л.Н. Пономаренко «Дерево»[3]. Средний уровень адаптации проявили 30 % школьников, а 60 % обнаружили успешный уровень. Низкий уровень адаптации было получено у 10 % первоклассников.

Таким образом, анализ пакета выявил, что в классе у большинства учащихся высокий уровень подготовленности к обучению. Сложности со школьной адаптацией выявлено у 12 % учащихся, что считается в пределах нормы для адаптационного периода.

В современной школе успешная адаптация школьника является одной из главных задач, поэтому с самого начала обучения следует диагностировать и выявлять различными методиками состояние детей в этот период, составлять психолого-педагогическую характеристику на каждого учащегося. При своевременном выявлении и коррекции данных характеристик возможно избежать дезадаптацию ребенка, проблем с дальнейшим обучением и развитием учащегося.