В педагогике понятие «инновационная педагогическая деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Данное понятие объясняется многими учеными по-разному, следовательно, для понятия темы статьи нужно рассмотреть несколько из них.
Во-первых, педагогическая деятельность рассматривается как система педагогически целесообразных действий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности, на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей его свободного и творческого самовыражения [6].
Во-вторых, педагогическая деятельность это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания [2].
В-третьих, педагогическая деятельность это деятельность учителя направленная для передачи знаний, опыта и некоторых навыков, умений, с помощью взаимодействия субъекта и объекта педагогики. Ведь именно учитель организует весь процесс обучения с помощью методов, способов, старается донести до каждого ученика нужные знания для дальнейшего развития личности.
Из выбранных нами определений следует, что их объединяет то, что педагогическая деятельность это, прежде всего деятельность учителя направленная на подготовку учащихся и передачи опыта.
Но существует основное определение данного термина. То, что это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования [1].
Педагогическая деятельность невозможна без определенных требований к педагогу. Такие как компетентность педагога, готовность к обучению, качество обучения, знания, умения и соответствующие навыки, и другие наиболее важные требования, но мы рассмотрим только компоненты готовности педагога.
Итак, в исследовании нами было выявлено, что учеными выделены следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности:
Во-первых, мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инновации. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.
Во-вторых, когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инновации. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности.
В-третьих, личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности.
В-четвертых, деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения[3].
Данные компоненты должны быть воспроизведены в педагоге для соответствия с современными требованиями. В современном обществе для педагога крайне важно быть разносторонним и обладать творческим потенциалом. Тем самым необходимо искать новые методы и подходы в обучении. Для воспитания нового поколения, соответствующим требованиям современного общества. Теперь перейдем непосредственно к инновационной деятельности: что оно из себя представляет?
Инновационный подход в образовании, предполагает единство научного, учебного и воспитательного процессов, интеграцию учебного процесса и научного творческого поиска, характеризуется минимизацией аудиторной системы обучения, введением в практику индивидуальных образовательных траекторий, использованием самостоятельной деятельности обучающихся[2].
Однако мы рассмотрим значение инновационной педагогической деятельности в развитии и саморазвитии личности обучаемого.
Инновационные процессы определяют сущность формирования системы образования: создают комфортные условия для развития и саморазвития учащихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним[5].
Для осуществления вышеизложенного, педагог должен выполнять следующие задачи: заинтересовать, найти особый подход в связи с изменениями в мире. Использовать гаджеты во благо обучению. Творчески подходить к своим обязанностям, вводить новые методы обучения которые, возможно, будут использовать во всем мире. Развивать свои навыки и умения, модернизировать их для работы с поколением высоких технологий. Помогать, каждому ученику в его саморазвитии.
Следовательно, необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры[4].
Вследствие, влияния инновации на образование также меняется и представление о педагоге. Мы выявили основные требования, относящиеся к компетентности и становлению педагога. Такие как:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применяя методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
- владение основами речевой профессиональной культуры
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
-применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии
-организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников и профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.
Подводя итог, мы можем сказать, что инновационная педагогическая деятельность в первую очередь зависит от самого педагога. Именно поэтому, уделяется очень большое внимание к его соответствию к требованиям образования. Которые мы рассмотрели в данной статье.