Полный текст статьи
Печать

Проблемам теории и методики педагогического анализа в процессе педагогического управления посвятили свои труды – монографии, брошюры, статьи – такие доктора педагогических наук, профессора, как:  Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.В. Третьяков, Н.Ю. Ерофеева и многие  другие.

В  данной статье рассмотрим  аналитическую функцию руководителя – заведующего методическим кабинетом  г. Судак, на историческом этапе развития  -  воссоединения Крыма с Россией.

 В конце 2014 в начале 2015 года  педагогическая общественность Республики Крым  находилась в определенном замешательстве, так  как организация работы,  в том числе и методической,  непосредственно зависела от адаптации сообщества в российское образовательное  и законодательное пространство. На пороге данных преобразований проведение SWOT – анализа деятельности методической службы,  определил как перспективы развития, так и проблемы функционирования и совершенствования методической службы  в г. Судак.

    SWOT - анализ  -  метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).

Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д.

На практике применяется несколько различных форм проведения SWOT-анализа:

1) Экспресс-SWOT-анализ 

2) Сводный SWOT-анализ

  3) Смешанный SWOT-анализ 

Таким образом, SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.

Сильные стороны SWOT-анализа:

  • Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
  • Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
  • Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
  • Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Для того чтобы успешно развиваться в условиях конкуренции и самосовершенствования, организация должна следить за всеми изменениями.

Формирование, определение и анализ стратегии должно происходить с учетом стратегических перспектив. Поэтому, как правило, процесс разработки стратегии предполагает прохождение определенных этапов. 

Вначале это исследование внешней среды (родителей, учащихся, педагогического коллектива, PEST-анализ и пр.), затем анализ существующей позиции и возможностей самой организации (технических, технологических, финансовых, сырьевых и пр.). Следующий этап - применение SWOT-анализа, который иначе называют еще матрицей первичного стратегического анализа. Это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный реально помочь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии

Необходимо отметить, что SWOT-анализ - лишь один из возможных подходов к формированию стратегии работы школы. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом менеджер попытается применить и другие методы стратегического планирования (сценарное планирование, матрицу БКГ и пр.). 

В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.

SWOT – анализ

Методического кабинета отдела образования

Судакского городского совета

ТАБЛИЦА SWOT - АНАЛИЗА

Сильные  стороны

Слабые стороны

  1. Доступность и мобильность в предоставлении услуг по  повышению уровня квалификационной компетенции  педагогических кадров;
  2. Поиск и внедрение инноваций в процесс  повышения уровня квалификационной компетенции  педагогических кадров;
  3. Свобода и централизованность действий работников методического кабинета;
  4. Достаточное владение информационно-коммуникацион-ными технологиями  работниками методисекого кабинета;
  5. Заведующий методическим кабинетом (руководитель подразделения) осуществляет необходимый контроль  за организацией работы и выполнением рекомендаций;
  6. Систематическое разрабатывание и направление  в образовательные организации методических рекомендаций;
  7. Возможность охвата разных категорий педагогических работников;
  8. Регулярность проведения методических мероприятий (семинаров, круглых столов, практикумов, заседаний МО и др.).

 

  1. Нехватк штатных едениц;
  2. Недостаток рабочего времени в связи с  повышением обязательств и объемом нагрузки;
  3. Растущая потребность в компьютерной и организационной технике для работников;
  4. Демотивирующая система  компенсации сотрудников;
  5. Отсутствие опыта работы в системе Российского образовательного пространства;
  6. Снижение эффективности труда за счет  тесноты помещения и размещения рабочих мест;
  7. Психологическая неспособность  определенной категории педагогических работников  меняться в современных условиях и обращаться за методической помощью;
  8. Отсутсвие работника – наблюдателя , журналиста, для отражения деятельности методического кабинета на официальном веб - сайте, сайтах других организаций, СМИ, ведения, поддерживания обратной связи с педагогами online.

Возможности

Угрозы

  1. Повышение качества предоставления услуг по  методике преподавания и воспитания благодаря быстрому реагированию на существующие проблемы и потребности образования, введение инноваций;
  2. Единый подход в решении прецедентных вопросов;
  3. Организация  обучения всех категорий педагогических работников.

 

  1. Нехватка времени и штатных едениц может повлечь за собой игнорирование ряда запланированных мероприятий;
  2. Формальный подход к подготовке и проведению методических мероприятий;
  3. Обезличивание работы методического кабинета  в связи с отсутсвием отражения  деятельности на официальном веб -сайте, сайтах других организаций, СМИ, ведения обратной связи с педагогами online

 

ПРОВЕРКА СИЛЬНЫХ СТОРОН

Описание сильных сторон

Повышает ли сильная сторона  удовлетворенность пед. работников?

Влияет ли сильная сторона на положительный имидж  методического кабинета?

Влияет ли сильная сторона на востребован -ность результатов деятельности МК?

Доступность и мобильность в предоставлении услуг по  повышению уровня квалификационной компетенции  педагогических кадров;

да

да

да

Поиск и внедрение инноваций в процесс  повышения уровня квалификационной компетенции  педагогических кадров;

да

да

да

Свобода и централизованность действий работников методического кабинета;

да

нет

да

Достаточное владение информационно-коммуникационными технологиями  работниками методисекого кабинета;

да

да

да

Заведующий методическим кабинетом (руководитель подразделения) осуществляет необходимый контроль  за организацией работы и выполнением рекомендаций;

нет

да

да

Систематическое разрабатывание и направление  в образовательные организации методических рекомендаций;

да

да

да

Возможность охвата разных категорий педагогических работников;

да

да

да

Регулярность проведения методических мероприятий (семинаров, круглых столов, практикумов, заседаний МО  и др.).

да

да

да

 

ПРОВЕРКА СЛАБЫХ СТОРОН

Описание слабых сторон

Снижает  ли слабая сторона  удовлетворен-ность педагогических работников?

Влияет ли слабая сторона на отрицатель-ный имидж  методическо-го кабинета?

Влияет ли слабая сторона на востребованность результатов деятельности методического кабинета?

Нехватк штатных едениц;

 

да

да

да

Недостаток рабочего времени в связи с  повышением обязательств и объемом нагрузки;

да

да

да

Растущая потребность в компьютерной и организационной технике для работников;

да

да

нет

Демотивирующая система  компенсации сотрудников;

да

да

да

Отсутствие опыта работы в системе Российского образовательного пространства;

да

да

да

Снижение эффективности труда за счет  тесноты помещения и размещения рабочих мест;

да

да

нет

Психологическая неспособность  определенной категории работников  меняться в современных условиях и обращаться за методической помощью;

нет

нет

да

Отсутсвие работника – наблюдателя, журналиста, для отражения деятельности методического кабинета на официальном сайте, сайтах других организаций, СМИ, ведения обратной связи с педагогами online

да

да

да

ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

Описание возможностей

 

Повышает ли возможность  удовлетворенности педагогических работников?

Влияет ли возможность  на положитель-ный имидж  методическо-го кабинета?

Влияет ли возможность на востребованность результатов деятельности методического кабинета?

Повышения качества предоставления услуг по  методике преподавания и воспитания благодаря быстрому реагированию на существующие проблемы и потребности образования, введение инноваций;

да

да

да

Единый подход в решении прецедентных вопросов;

да

нет

да

Организация  обучения всех категорий педагогических работников.

да

да

да

 

ПРОВЕРКА УГРОЗ

Описание угроз

Снижает  ли угроза  удовлетворенность педагогических работников?

Влияет ли угроза на отрицатель- ный имидж  методическо-го кабинета?

Влияет ли угроза на востребован-ность результатов деятельности методического кабинета?

Нехватка времени и штатных едениц может повлечь за собой игнорирование ряда запланированных мероприятий;

да

да

да

Формальный подход к подготовке и проведению методических мероприятий;

да

да

да

Обезличивание работы методического кабинета  в связи с отсутсвием отражения  деятельности на официальном сайте, сайтах других организаций, СМИ, ведения обратной связи с педагогами online.

да

нет

нет

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

 

  Развитие и совершенствование  работы методического кабинета  возможно за счет развития своих сильных сторон.

Непрерывный поиск и внедрение инноваций, доступность и мобильность в  сфере предоставлении услуг педагогическим работникам по  повышению уровня квалификационной компетенции  педагогических кадров  в итоге в перспективе даст рост количества профессиолнальных педагогов и поможет молодым учителям в выборе методики.

Повысит эфективность также  достаточное владение информационно-коммуникационными технологиями  работниками методисекого кабинета, регулярность проведения методических мероприятий (семинаров, круглых столов, практикумов, заседаний МО и др.), однако стоит предусмотреть ряд семинаров для соответствования современным новшествам в сфере ИКТ.

Следует продолжить систематическую работу по разрабатыванию и направлению  в образовательные организации методических рекомендаций основанных на внешнем мониторинге потребностей педагогических работников; охват разных категорий педагогических работников методическими мероприятиями (включая музыкальных работников ДОО, социальных педагогов, психологов, классных руководителей, библиотекарей и др.).

Эффективность развития также напрямую зависит от осуществления необходимого контроля  за организацией работы и выполнением рекомендаций  при условии свободы и централизованности (координации) действий работников методического кабинета в решении поставленных задач.

С целью преобразования слабых  сторон в сильные следует провести ряд методических семинаров  для психологической адаптации   определенной категории работников  к современным меняющимся  условиям .

Также следует ходатайствовать перед руководством о  введении новых штатных единиц, предоставления новых  рабочих мест , помещения , закупку компьютерной и организационной техники для работников методического кабинета.

Также следует провести определенную работу по  привлечению  волонтеров, студентов вузов по специальности «Журналистика» для отражения деятельности методического кабинета на официальном сайте, сайтах других организаций, СМИ, ведения обратной связи с педагогами online.

Однако преобразовать такие слабые стороны как демотивирующая система  компенсации сотрудников, отсутствие опыта работы в системе Российского образовательного пространства невозможно. Поэтому  следует минимизировать  их влияние  на конечный результат деятельности методического кабинета путем поощрения  работников за счет профсоюзной организации (предоставление путевки в санаторий по показаниям и т.д.) - в первом случае; изучением информационного пространства Российской Федерации в области образования – во втором.