Полный текст статьи
Печать

В настоящее время особую актуальность приобрели вопросы психического здоровья и здорового образа жизни. Исторический опыт показывает, что в Античное время многие ученые (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики) изучали проблему нравственного поведения, предупреждали об угрозе падения нравственных устоев жизни. Ими констатировались факты преобладания в жизни общества удовлетворения биологических потребностей в ущерб духовным. Результатом игнорирования нравственных концепций стал, на наш взгляд, рассвет эпохи Средних веков с жестким регламентом и контролем жизни человека, нередко силой объяснявшей законы Добра [1].

Современное общество демонстрирует схожую с Античным временем ситуацию безнравственного отношения человека к здоровью своего тела и души. Согласно исследованиям Центра психологической поддержки «Развитие» СВФУ им. М.К. Аммосова личностных особенностей у 200 студентов-первокурсников: 2% составили гармоничный тип (уверены в себе, не боятся риска); 11 % - условную норму (могут работать в традиционных условиях, но растеряться в условиях инновационного развития); 57% составили пограничный тип (дезадаптивны, склонны к девиантному и асоциальному поведению); 27% составили инфантильный тип (отсутствие ответственности, в будущем предпочтут исполнительскую работу в госучреждении); 4% первокурсников испытывают стресс, им требуется специальная психотерапевтическая и психиатрическая помощь. При этом, дальнейшие исследования показывают рост количества студентов последней категории за счет уменьшения числа других типов [3. C.11-12].

Выше приведенные результаты оптимизма и уверенности за подрастающее поколение не внушают. В связи с этим мы считаем необходимым изучить природу заявленного вопроса и показать возможные пути его достижения.

Под психическим здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии человека, реалистичность восприятия и способность к саморегуляции, коммуникативную культуру и нравственное поведение [2]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Базовыми элементами ЗОЖ являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания; отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными; питание: умеренное, информированность о качестве употребляемых продуктов; движение: физически активная жизнь, гимнастика; гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает неразрывное с ним психоэмоциональное состояние, которое зависит от его умственных установок: эмоциональное самочувствие: умение справляться с собственными эмоциями; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

К данной характеристике с  уверенностью можно отнести гармоничный тип, составивший меньшинство из приведенной выше выборки.

Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, в том числе и студенческую молодежь. Современная молодежь много сидит в университетской аудитории, в читальном зале библиотеки, за компьютером и телевизором, а дома или в общежитии, уже обессилившая после продолжительного сидения, предпочитает лежать. Статистика показывает: спортивная подготовка старшеклассников выше, чем у студентов. Значит, юноши и девушки из года в год физически слабеют. И не удивительно, что первые признаки старости наступают уже к 30 годам. Важнейшей причиной гиподинамии среди нашей молодежи являются и суровые климатические условия Якутии, препятствующие свободной игровой и трудовой деятельности на воздухе, общению с природой. Вместе с тем резко-континентальный климат – это и благоприятная среда для психической депривации, результаты которой без компетентного вмешательства специалистов могут создать определенные трудности для нормального развития личности.

Прекрасным средством профилактики физического и психологического здоровья являются, например, физические упражнения и йога. В России до недавнего времени пропагандировались лишь занятия физкультурой и спортом. Существенная разница между этими подходами к активизации жизненных ресурсов заключается в том, что после занятий физкультурой или спортом человек ощущает усталость и недостаток энергии, а упражнения йогой способствуют не только аккумулированию энергии, но и улучшению мыслительной деятельности, снятию стрессов и гармонизации внутренних процессов в организме. В настоящее время в нашей стране все больше и увереннее звучат предложения занятия йогой – результат многовекового опыта человечества в формировании гармонии духа и тела [2].

Другие техники телесноориентированной психологии, также развивающие идеи единства физического и психического, могут способствовать профилактике психологического здоровья. Это психосоматический массаж и упражнения, разработанные В. Райхом, А. Лоуеном, И. Рольф, Ф.М. Александером, М. Фельденкрайзом [4]. Ф. Матиас Александер считает, что люди в основном неправильно и неэффективно пользуются своими телами. Это привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально. Им разработана оригинальная техника, показывающая способ преодоления сложившихся «неправильностей» в действии и покое. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является наибольшее возможное растяжение позвоночника, его естественное вытягивание вверх. Работа Моше Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые напряжены или испорчены дурными привычками. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, посредством не увеличения мускульной силы, возрастающего понимания того, как тело работает. Работу тела возглавляет ум.

Развивая и воспитывая свое тело, человек развивает и воспитывает свою психику. Раскрой прежде такие способности своего тела, как терпеливость, выносливость, умеренность, накопление, бережливость и, со временем, они проявятся на психическом уровне. Так, научи свое тело копить продукцию организма, то есть не позволяй себе плеваться, соблюдай культуру туалета и тебе станут доступны такие качества как чистоплотность, бережное отношение к богатству своей семьи и других людей, стремление сохранить доверенные тебе истории и мысли.

В заключение отметим, что международная группа врачей разработала рекомендации, составившие базовую основу здорового образа жизни [5].

1. Решение кроссвордов, изучение иностранных языков и счет в уме, способствуют тренировке головного мозга и замедлению процессов возрастной деградации умственных способностей.

2. Работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость.

3. Питание должно быть умеренным. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4. Меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить старение кожи. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5. Важно иметь собственное мнение. Осознанная жизнь поможет реже впадать в депрессию и подавленное состояние.

6. Сохранить молодость помогут любовь и нежность. Эти чувства связаны с выработкой гормона счастья – эндорфина, который укрепляет иммунитет.

7. Спать лучше в прохладной комнате, при температуре 17-18 градусов. От температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8. Двигайтесь, даже восемь минут спорта в день продлевают жизнь.

9. Периодически балуйте себя, иногда позволяйте себе «вкусненькое».

10. Не подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже онкологии, более подвержены люди, которые «вечно недовольны собой и окружающими». Лучше выговориться и поспорить.

Таким образом, осознание и развитие в себе физического и психического здоровья, переживание удовольствия духовной реализации, занятия научными исследованиями и практической психологией являют собой здоровый образ жизни и прекрасно способствуют гармоничному развитию личности.