Всё больше и больше беспокойства со стороны психологов и социальных педагогов вызывает использование подростками интернета, а в особенности – чрезмерное времяпровождение в интернет-пространстве. В обществе сформировался стереотип, что активное использование социальных сетей вредно для подростка и оказывает губительное воздействие на формирование его как личности.
Однако нам кажется, что на данную тему уже существует немалое количество научных публикаций, и в данной работе нам бы хотелось рассмотреть влияние мультимедийного пространства на личность подростка в несколько ином аспекте. Новизна нашего исследования – в положительном восприятии использования учащимися средних и старших классов социальных сетей и интернет-ресурсов.
Взрослые, обучающие и координирующие деятельность современных подростков, относятся к поколению совсем из другой культуры, и их паническая реакция на повсеместное распространение цифровых технологий заставляет их сдерживать использование школьниками социальных сетей в частности и интернета в целом. Таким образом, целью нашей работы - выяснить, насколько целесообразен данный подход по отношению к подросткам, и является ли интернет-пространство опасным для становления личности школьника.
Для начала рассмотрим определение слова «подросток». Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, слово «подросток» означает «мальчика или девочку в отроческом возрасте», что, как правило, представляет собой переходный возраст от детства к юношеству, преимущественно от 12 до 16 лет [3].
Существует и более распространённое определение термина: «Подросток – несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов» [4].
Таким образом, ребёнок находится на критическом переходном этапе между детством и взрослой жизнью, он наиболее чувствителен к разного рода воздействиям, и факторы социальной среды, в которой он находится, оказывают на его становление наибольшее влияние. Если лет 20 назад социальная среда ограничивалась общением в семье, в школе и в секциях по интересам, то в современном мире одной из главных сфер интереса школьников становится интернет-пространство. Именно поэтому мы считаем необходимым учитывать влияние этого пространства на становление личности подростка.
Без преувеличения можно сказать, что учащиеся средних и старших классов ведут «двойную жизнь». Чтобы успешно социализироваться среди сверстников в школе, подросткам приходится прилагать усилия по созданию собственного имиджа как в реальной жизни, так и в интернет-пространстве. Всё больше школьников создают личные профили в таких социальных сетях, как «Вконтакте.ру», «Твиттер», «Инстаграм», «Тамблер» и др. Зачастую у одного и того же человека может быть по нескольку профилей в разных соц. сетях, каждый из которых отнимает определённое количество реального времени. Например, согласно данным опроса 673 учащихся 8-9-х классов образовательных учреждений Белгорода и Белгородского района, который проводился с декабря 2008 по январь 2010 года, подростки распределяют свободное от учёбы время следующим образом:
1-е место: прогулки с друзьями – 68,7%
2-е место: общение с друзьями – 56,7%
3-е место: просмотр видео и прослушивание музыки – 53,5%
4-е место: взаимодействие с компьютером – 45,3%
«Данные опроса показывают, что подросток в течение дня тратит более четырех часов на взаимодействие с компьютером, причём большая часть времени (44,4%) уходит на развлечение – «серфинг в сети», компьютерные игры, мультимедиа и пр.» – утверждает автор статьи. А ведь данный опрос был проведён 6 лет назад, когда такое явление, как социальные сети, только-только начало набирать обороты в нашем обществе [1]. В данный момент, ситуация неизбежно изменилась в пользу взаимодействия ребёнка с компьютером. Хотя бы на том основании, что «общение с друзьями» всё чаще и чаще переносится в виртуальную реальность, чему активно способствуют социальные сети.
Однако не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Например, спустя 2 года, Сергей Цымбаленко, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, президент молодежного объединения ЮНПРЕСС, провёл анализ данные обширного исследования 2012 года «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства», проведенного на средства гранта Президента РФ, выделенные Институтом общественного проектирования, и выяснил следующее: сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется Интернетом, также разрушает миф о вреде Интернета для реального общения. Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками (70% против 49,1%), с родителями (29,3% против 27,3%), ходят в кружки и секции (34% против 29,1%), ходят на свидания (25% против 9,1%). Это новый способ жизни при содействии информационных технологий, основой которого стало реальное и виртуальное общение как единая система. В Интернете появился аналог межличностного общения в форме социальных сетей. Юные респонденты в массовом опросе и интервью поставили реальное общение на первое место и вывели формулу: отношения начинаются в Интернете и продолжаются в жизни, и наоборот - начинаются в жизни и продолжаются в Интернете. Интернет выходит на первое место как источник значимой информации, постижения реальности, а не ухода от нее [2].
Необходимо так же отметить, что возраст интернет-пользователей «молодеет» с каждым годом. В России за последние несколько лет сформировалось целое «цифровое поколение». Если мы были рождены во времена книг, радио и телевидения, и нам пришлось осваивать цифровое пространство уже в более осознанном возрасте, новому поколению, в отличии от нас, не было необходимости перестраиваться. Они были рождены в век цифровых технологий, и познание мира и человеческих отношений для них с самого начала жизнедеятельности происходило с помощью интернета.
В отличии от многих радикально настроенных исследователей, мы не утверждаем, что интернет-пространство и социальные сети – зло, растляющее умы подрастающего поколения. Интернет – прекрасная платформа для получения новых знаний (в том числе, и по школьной программе), разнообразной информации, расширяющей кругозор ребёнка, а ведь получение новой информации – непременное условие гармоничного развития личности. Социальные сети же в свою очередь представляют великолепную возможность самоидентификации и самовыражения, а также безграничного общения и обмена информацией.
Безусловно, разумный контроль со стороны родителей и учителей необходим, ведь в интернет-пространстве царит информационный хаос. Подросткам необходима хорошая навигация, умение отсеивать ненужную и находить требуемую информацию, правильно обрабатывать её и не усваивать лишний «информационный мусор».
Таким образом, мы считаем, что умелая ориентация в информационном пространстве неразрывно связана с интеграцией подростка в современное общество, становление его как личности и успешную социализацию. Цифровая революция уже произошла, и нам необходимо самим приспособиться к жизни в современной реальности и направить виртуальную деятельность подростков в правильное русло, вместо того, чтобы слепо запрещать использование социальных сетей.