Полный текст статьи
Печать

В современных условиях возрождается патриотическое воспитание. В связи с этим повышается значение интеллектуального, духовно-нравственного воспитания личности.  Поэтому особенно важна воспитательного работа по формированию нравственности, патриотизма личности обучаемого, которая необходима для современной жизни.

Свидетельством этого является то, что в документах: “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2020 года” [6] и Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы” особо отмечается: ключевые цели воспитания - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские  традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родину и ответственный за себя и свою  Родину[1].

Отсюда основные задачи воспитания мы видим в формировании нравственности и патриотизма. Исследователями нравственность рассматривается как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Это подлинно общественная, активная нравственность. Мы разделяем мнение М.М. Рубинштейна: “Воспитание нравственного характера» важнее, нежели некая сумма знаний”.  В этом смысле воспитание нами рассматривается как формирование высоконравственных, духовно богатых н внутренне свободных и ответственных личностями.

Мы полагаем, что нравственность является стержнем патриотизма. Нравственный человек должен всегда служить примером высоконравственного поведения, быть объективным, уважать право каждого иметь собственного мнение признавать свои ошибки, быть чётким, организованным и т.д.

Велика роль в развитии идей нравственного, патриотического воспитания К.Д. Ушинского. Многие его теории о нравственном формировании личности имеют огромное значение в не только отечественной, но и мировой науке. Он утверждал, что  развитие ума, укрепление физических сил обучаемого должны быть подчинены формированию нравственности, составлявшей основу воспитания. Идеал воспитания «совершенного человека», по его мнению, идеи воспитания должны переходить в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности. Он утверждал, что школьное воспитание должно встраиваться в основание той «действительной школы», которая слагается в культурно-исторической жизни народа и выявляет идею народа как его самобытность в его нравственном идеале. Мы рассматриваем идеал  нравственности как единство  общечеловеческого и национального; совокупность норм  и правил поведения.

Ушинский исходит из того, что воспитание, его характер и цели находятся в связи и зависимости от общества, от конкретных условий исчезновения народа. Так он утверждает: “Идеал у каждого народа соответствует его характеру, определяется общественной жизнью, развивается вместе с его развитием...” [7.]. Так, Ушинский считал, человек должен  воспитываться  для общества.

На первое место в нравственное место в нравственном воспитании великий педагог ставил патриотическое воспитание. Патриот, по его мнению, должен подчинять свои эгоистические стремления служению обществу и привлечение всего ставить свои гражданские особенности. Он должен быть готовым принести себя в жертву, защищая честь, независимость и свободу своего отечества от внешних врагов и слушать своему народу, в любых условиях стоять за правду [2 с. ].

Роль К.Д. Ушинского в патриотическом воспитании детей велика. Педагогические теории  основателя отечественной педагогики наполнены идеей народности: “….Удалим от себя навсегда ту ложную мысль, что простой народ мужик груб, необразован  и глуп, чтоб следить за воспитание своего дитяти.. Не забудем, что тот народ создал тот язык, глубины которого мы до сих пор еще не может измерить, что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам. Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуты не задумывается вручить народное образование своему народу” [7.]. Так отмечая своеобразие русской нации и связанного с ней русского языка, он учит других народов любить родные корни, родной язык, в его словах – любить и знать свою родину, народ, его душу. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого этноса, обусловленное его природными условиями и историческим развитием. Здесь же кроются истоки патриотизма. Патриотизм, по определению С.И. Ожегова,  преданность и любовь к своему отечеству, к своему  народу [4..]. Современное понимание патриотизма во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство   главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы [5.]. Таким образом, формирование патриотизма носит глубоко личностный характер.

Также Ушинский призывал доверить к воспитанию детей на духовных деятелей так как видел в них огромный потенциал благодаря их высоконравственным идеалам. По его мнению, современная педагогика зародилась на христианской основе, нехристианская педагогика для него была немыслима. Учитель, не коснувшийся религиозных истин, будет заниматься только механическим чтением, которое убийственно для детской головы. Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви.

С земной стороны Православие может стать религией великого образованного народа. В Католицизме он видел только земное владычество, без пользы народу, а Протестантизм был силен лишь тогда, когда происходили протесты. Для Ушинского казалось, что “Православная религия величественно идет по средней, истинной дороге”.

Таким образом, он считает то, что духовные работники могут стать превосходными воспитателями истинных патриотов. Такие люди (патриоты) должны были добросовестно относиться к своей работе, оберегать природу, быть отзывчивым и всегда быть готовым помочь к ближнему.

Однако в конце жизни Ушинский осознал, что религия должна быть отдельна от науки, так как мешает развитию науки в целом.

Если говорить о гражданском воспитании, по мнению Константина Дмитриевича, то нетрудно заметить, что он был против крепостного права и считал её мраком погружающим в невежество и нищету, благо что он работал во времена реформ Александра Второго, в чьё правление отменилось крепостное право, по его словам «с разрушением крепостных отношений делаются возможными, многие улучшения в нашей общественной жизни, которые прежде были невозможными». Значение отмены крепостного права он видел в пробуждении гражданских чувств.

Итак, идеи патриотического воспитания К.Д. Ушинского особо актуальные в современных условиях. Проблема формирования патриотизма школьников – одна из наиболее серьезных и важных социальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества.