В начале XX в. ситуация в Китае была напряженной. Китай имел статус полуколонии. Проблемы Китая во внешней политике сопровождались противоречиями внутри страны. Во-первых, Китай захватили маньчжуры, и у власти находилась маньчжурская династия Цин. Маньчжуры являются одним из национальных меньшинств в Китае, большинством же являются чистокровные китайцы - ханьцы. Поэтому в сознании китайцев новая династия классифицировалась как иноземные захватчики, незаконно захватившие власть в Китае. В это же время Китай вел закрытую политику.
Во-вторых, на Китай оказывали давление иностранцы. Они навязывали кабальные договоры, вмешивались во внутренние дела Китая[1]. К тому же, рядом находилась Япония, которая проводила Реставрацию Мэйдзи, и становилась все более мощным государством, которое являлось угрозой для Китая. Более того, Япония была хорошо осведомлена о том, что происходит в Китае, а в ее целях была прописана агрессивная внешняя политика. В 1910 г. Япония уже захватила Корею, и тем самым нанесла серьезный удар по уже и так ослабленному Китаю.
В 1911 г. произошла Синьхайская революция, в результате которой в Китае образовалась республиканская форма правления. В Китайской республике должно было все быть по другому, однако произошли новые разногласия между Сунь Ятсеном и Юань Шикаем. Сунь Ятсен считал, что Китаю больше подойдет парламентская республика, но Юань Шикай имел другую точку зрения. Он полагал, что президентская республика – самая подходящая для Китая форма правления, подкрепляя это тем, что в условиях раздробленного Китая нужна сильная исполнительная власть авторитарного типа . Юань Шикай в принципе надеялся, что сможет установить для должности президента неограниченную власть. По сути, он хотел стать императором Китая. И ему это удалось. Однако постепенно появляется новая проблема. Япония выдвинула ультиматум, так называемое «21 требование». Этот список содержал оскорбительные для Китая пункты, фактически предлагающие Китаю стать полностью зависимым от Японии. Юань Шикай не мог принять эти условия и ответил отказом, тогда он получил исправленную версию требований, и по совету английских и американских полномочных представителей согласился на них . День принятия данных требований был объявлен как день национального позора. Многие недовольные устраивали мятежи в разных частях страны. Китай стал разделяться, Юань Шикай не мог восстановить монархию[2].
Китай стал делиться на военные округа, управляемые милитаристами – дуцзюнями.
Затем 4 мая 1919 года началось мощное революционное движение китайских студентов, которое получило название «движение 4 мая». Оно было связано с тем, что в Версальской конференции было принято решение передать германские сферы влияния в Китае Японии. Недовольные таким решение китайцы начали протестовать. В связи с таким движением отношения между Японией и Китаем ухудшились. Это привело к тому, что китайские студенты перестали отправляться туда на обучение, и большой поток студентов стал концентрироваться в европейских университетах. Как раз тогда Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и многие другие, кто в будущем станут политической элитой Китая, учились по программе «работать и учиться за границей» во Франции, Германии, Японии и т.д. [3].
В 1921 году Чжоу Эньлай создал специальный кружок среди китайской молодежи во Франции, куда и вошли многие озадаченные проблемой Китая, в том числе и Дэн Сяопин. Во время учебы и работы во Франции Дэн Сяопин работал в журнале «Чигуан», или «Красный свет», редактором которого был Чжоу Эньлай. Тогда они сблизились. Чжоу Эньлай относился к своему коллеге как к брату . Он также рассказывал, что они некоторое время вместе жили. Затем, после заключения соглашения между Гоминьданом и КПК, Чжоу Эньлай отправляется обратно в Китай.
Здесь можно увидеть, как зарождался будущий политический тандем, политика которого повлияет на будущее Китайской народной Республики. Это два видных политика, верных коммунизму, однако первый был больше заинтересован в сути коммунизма, в его теории, его ценности. Второй не очень интересовался теорией, его больше интересовало применение этих теорий как инструмента на практике, исполнение. Таким образом, можно разглядеть черты характера двух политических деятелей. Чжоу Эньлай, весьма разносторонне развитая личность, использует осторожные, но хорошо продуманные действия, с помощью которых достигает поставленной цели, верный своему будущему руководителю Мао Цзедуну, но также верный своему народу, всегда находящий компромисс между враждующими сторонами, считал, что коммунизм является именно той идеологией, которая подходит Китаю. Дэн Сяопин также верен коммунизму, однако, в отличие его коллег, не придерживался развития теории, его больше интересовало в коммунизме то, что эффективнее поможет решить поставленные задачи, и в дальнейшем способствует развитию Китая, трудолюбив, бесстрашен, настойчив, любил выражать свою точку зрения прямо[4].
Однако, несмотря на разные черты характера, они все равно были очень дружны, у них была общая цель, и они не жертвовали своим характером для ее достижения, а скорее наоборот, каждый использовал свои сильные стороны для того, чтобы эффективнее решить поставленные задачи.
В это время в Китае ситуация не улучшалась. В ее важнейших отраслях главные позиции удерживал иностранный капитал. Вся внешняя торговля, таможенные сборы, средства связи находились под контролем иностранцев .
В 1917 г. победила Октябрьская революция. На фоне всех происходящих событий в Китае Россия стала примером для подражания для китайцев. Они надеялись, что по примеру России смогут провести революцию у себя. И в 1921 г. была образована Коммунистическая партия Китая [5].
Примечательно, что, как упоминалось выше, Чжоу Эньлай создал коммунистическую ячейку во Франции до июля 1921 года, то есть до дня создания Коммунистической партии Китая, но до 1985 года числился как член КПК, вступивший в партию в 1922 году. Однако только после 1985 года было установлено, что Чжоу Эньлай и другие члены коммунистической ячейки во Франции являлись членами КПК с 1921 года, как и основатели этой партии.
Дэн Сяопин вступает в Коммунистическую партию Китая в 1925 году, и, после отъезда Чжоу Эньлая, непосредственно, становится лидером среди китайских коммунистов, проживающих во Франции. В 1926 году Дэн Сяопин учился в Москве в Университете.
Благодаря авторитету СССР, многие китайцы хотели поступить в этот университет. В университете образовалось две группы коммунистов: те, которые поддерживали линию Сталина, на сотрудничество с Гоминьданом для решения общенациональных проблем и проведение буржуазной революции, и те, кто поддерживал мнение Троцкого, выступавшего за разрыв связи с Гоминьданом и проведение социалистической революции [6].
В связи с сотрудничеством между Гоминьданом и КПК, многие члены последней в индивидуальном порядке вступают в Гоминьдан, и работают во многих его отделениях.
Приехав в Китай после заграничного обучения в 1924 году, Чжоу Эньлай и вскоре становится политическим руководителем гоминьдановской школы Хуанпу, или Вампу. Также он участвует в 1-ом и 2-ом Восточных походах, где принимает непосредственное участие в боевых действиях. Примечательно, что приехавший обратно в Китай в 1926 году, Дэн Сяопин тоже становится инструктором политотдела, только в военном училище «национальной армии» генерала Фен Юйсяна в Сиани. Даже организация деятельности двух этих училищ были похожи.
Благодаря сотрудничеству Гоминьдана и КПК, Гоминьдан получает более организованные кадры, а КПК, через своих членов, распространяет идеи коммунизма в ряды Гоминьдана. Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин также оказывают влияние на курсантов, в результате чего многие солдаты, и даже военачальники переходят на сторону КПК. Тут можно проследить эффективность работы политического тандема Чжоу Эньлай – Дэн Сяопин [7].
Несмотря на увеличение власти Гоминьдана, члены правого крыла партии опасались, иметь в союзниках коммунистов, так как они все больше и больше захватывали власть в партии. Кульминацией стала всеобщая забастовка шанхайских рабочих и рабочей милиции. Им удалось заставить милитаристов отступить, и создать свое, временное руководство . Именно тогда Чан Кайши продемонстрировал свои реакционные взгляды, путем нападения на Шанхай. Чжоу Эньлаю еле удалось выбраться оттуда, а Чан Кайши объявил за его поимку огромную награду. На данном моменте происходит раскол между Гоминьданом и КПК.
В результате раскола союза Гоминьдана и КПК, многие члены КПК начинают подвергаться преследованиям. В целях безопасности Центральному Комитету пришлось перейти на конспиративные методы работы [8].
Организовать все это дело было поручено Чжоу Эньлаю. Он приказал всем членам КПК придерживаться «принципа абсолютной секретности», однако при этом было необходимо держать контакт с народными массами.
В августе 1927 года ЦК КПК был перенесен в Шанхай. В декабре 1927 года Дэн Сяопина назначают заведующим Секретариатом ЦК, и, соответственно, доверенным лицом Чжоу Эньлая. В ноябре 1928 года был создан Особый комитет в составе генерального секретаря КПК СянЧжунфа, члена политбюро Чжоу Эньлая, кандидата в члены Политбюро ГуШуньчжана. Также был создан особый отдел по обеспечению безопасности руководителей партии. Затем Чжоу Эньлай создал агентурные позиции в спецслужбах Гоминьдана, что помогло установить отношения с иностранными спецслужбами в Шанхае, предотвратить нападения на партийные структуры и найти шпионов в своих рядах. Особый отдел обеспечивал безопасность своих работников. В случае непредвиденной ситуации, отдел заботился о том, чтобы работник поменял место жительства и внешность [9].
На первом пленуме ЦК КПК было избранно политбюро, в состав которого также входил Чжоу Эньлай. Он даже был кандидатом на пост генерального секретаря, однако большинство проголосовало за СянЧжунфа, который также входил в состав политбюро.
В августе 1929 года Дэн Сяопина отправляют в качестве представителя ЦК в провинцию Гуанси. Интересно, что он был отправлен по просьбе председателя этой провинции ЮйЦзобая, который хотел избавиться от опеки Чан Кайши. Ему вместе с ЧжанЮньи удалось организовать восстание, впоследствии там была создана революционная база. Причем база, в которой солдаты готовились по ускоренной программе младших офицеров, что позволило в сжатые сроки собрать новую армию.
Во время Великого похода Чжоу Эньлай был назначен политкомиссаром Красной армии, главкомом был назначен Чжу Дэ. В то же время он знакомится с Мао Цзедуном, который на тот момент был членом ЦК КПК. Также Чжоу Эньлай входил в состав Революционного комитета Гоминьдана [10].
В июле 1932 года состоялось собрание партийного актива, в котором был учрежден партийный комитет, секретарем которого становится Дэн Сяопин. Он создает уездные, районные и волостные «комитеты весенних полевых работ». С их помощью в уездах Сюньу, Аньюань и Хуэйчан удается собрать хороший урожай зерновых. Также вскоре создаются «пункты по взиманию таможенных пошлин» для увеличения финансов. Затем создается Управление внешней торговли для контроля экспорта-импорта товаров. Создаются местные военные организации для поддержки армии.
17 декабря 1935 года состоялось заседание Поитбюро ЦК КПК, на котором обсуждался вопрос о создании антияпонского национального единого фронта. Ответственным за организацию единого фронта назначают Чжоу Эньлая.
Вначале он планирует, установить контакт с патриотически настроенными гоминьдановскими генералами. Когда ему это удалось, встал вопрос о переговорах с Чан Кайши. Двум генералам партии гоминьдан, ЧжанСюэляну и Ян Хучэну, которые были лояльны к коммунистам и не поддерживали прояпонскую политику Чан Кайши, удалось арестовать его в Сиане. Коммунисты торжественно отметили это событие, они считали, что пришла пора рассчитаться с Чан Кайши за то, что он сделал, однако Коминтерн имел другую точку зрения по поводу происходящего [11].
Коминтерн требует урегулировать этот инцидент, так как Арест Чан Кайши мог спровоцировать окончательный раскол между Гоминьданом и КПК, а это было некстати, так как уже происходили военные конфликты с Японией, и для противостояния были необходимы общенациональные усилия Китая .
Плюс ко всему, из-за повышения уровня патриотического настроения в народе, Чан Кайши также соглашается пойти на переговоры с КПК. Ян Хучэн с трудом соглашается пойти на такие условия, так как он считал, что Чан Кайши совершил слишком тяжкие преступления, и с ним нужно рассчитаться, однако Чжоу Эньлаю с трудом удается уговорить его, объясняя, что Чан Кайши им нужен для создания единого антияпонского фронта.
Чжоу Эньлай участвует в переговорах с Чан Кайши и ЧжанСюэляном, в результате которого ему удается разрешить данный инцидент.
На съезде партии 1937 года многие выступили против позиции Мао Цзэдуна, в том числе и Ван Мин, просоветски настроенный член партии. Однако Мао Цзэдун был против указаний Коминтерна, по которым следует бюро ЦК КПК. В этом плане его поддержал Чжоу Эньлай и Чжу Дэ. Они не принимают указания ЦК КПК, а продолжают свою собственную стратегию, так как она является более приемлемой в сложившейся ситуации. Вскоре многие стали критиковать прокоминтерновскую политику ЦК КПК[12].
Вскоре Дэн Сяопина обвиняют в оборонческой стратегии и снимают с должности укома, и назначают на должность заведующего отделом пропаганды парткома провнцииЦзянси. Однако вскоре его снимают и с этой должности, и назначают его инспектором в деревне Наньцунь уезда Лэань. Но вскоре ему было приказано прибыть в провинциальный партком. Это была помощь заместителя начальника Главного политуправления Красной армии Хэ Чана, который хотел, чтобы Дэн работал в Главном политуправлении. В результате Дэн стал начальником секретариата Главгого политуправления. Однако он хотел заниматься практической работой, и главное политуправление предоставило ему должность главного редактора армейской газеты «Хунсин», или «Красная звезда». В этой газете публиковались статьи видных партийных деятелей, больше всех опубликованных статей было у Чжоу Эньлая.
Затем в январе 1935 года состоялось заседание Политбюро в Цзуньи, в котором Дэн Сяопин «…участвовал в качестве начальника секретариата ЦК КПК. С этого момента карьера Дэн Сяопина начинает идти в гору» [13].
Он встречается с военачальником ЛюБоченом, и назначается комиссаром 129-й дивизии в борьбе с японцами . Благодаря усилиям Дэн Сяопина очень быстро удается создать систему общественной администрации, которая реагировала на общественное мнение, и проводила реформы. Также он создает специальные партизанские отряды и разведывательные группы, которые разведывали обстановку в деревнях, находили людей, с которыми можно было бы сотрудничать. В этих же деревнях создавались отряды самообороны.
Ведение такой работы было важным для того, чтобы получить больше союзников, однако это была также и опасная работа, так как она проводилась в тылу врага. Благодаря всем этим мерам, удается постепенно собрать целую армию, которая будет участвовать не только в борьбе против общего врага, но и против Гоминьдана, когда начнется новая гражданская война [14].
После окончания войны в Китае создается атмосфера неопределенности. С одной стороны лидеры партий стремятся к объединению страны. Однако с другой стороны непонятно было кто будет возглавлять Китай. К тому же встал вопрос о будущем статусе вооруженных формирований КПК. Чан Кайши настаивал на том, чтобы КПК распустил их, и передал власть в освобожденных районах его правительству . Однако Мао Цзэдун ответил отказом. Тогда Чан Кайши, при поддержке США, перешел в наступление на подконтрольные коммунистами районы. Началась новая гражданская война[15].
На первом этапе гражданской войны преимущество было на стороне Чан Кайши, так как он пользовался поддержкой США, его армия была лучше оснащена и подготовлена лучше, чем армия КПК. Но на стороне коммунистов был опыт ведения партизанской войны. Японское оружие, переданное советской армией армии КПК, также помогало в сражении с Гоминьданом.
Во время сражений 2-я армия, возглавляемая ЛюБоченом и Дэн Сяопином, играла важную роль в формировании победы КПК. Благодаря феноменальным стратегическим навыкам ЛюБочену удается одержать большое количество побед над военной силой Гоминьдана. А благодаря организаторской работе Дэн Сяопина, КПК не только удается пополнять свои боевые ряды добровольцами, но также КПК получает поддержку народа, немаловажную для победы над врагом. И речь идет не только о том, что народ был на стороне коммунистов, крестьяне также приносили солдатам НОАК пропитание, боеприпасы, строили специальные сооружения, все это эффективно способствовало победе КПК над Гоминьданом.
Вдобавок, организации, созданные Дэн Сяопином, постоянно обнародовали новости о победах, что повышало настрой солдат НОАК и в то же время являлось психологическим оружием против Гоминьдана. Их победе способствовал еще один фактор. Народ видел, что идеи, которые провозглашает КПК, действительно способствуют их объединению, в то время как внутри Гоминьдана стала происходить внутренняя борьба. Также развивалась коррупция. Все это могли наблюдать даже американские союзники, впоследствии они стали все меньше поддерживать Чан Кайши. С 1948 года Дэн Сяопин командует армией коммунистов, которая участвует в важной военной операции, в результате которой был взят Шанхай [16].
Кольцо вокруг Чан Кайши и его союзников сжималось все сильнее, он постоянно менял местоположение своего правительства, сначала он перенес правительство в Кантон, затем в Чунцин, однако все эти города постепенно завоевывались коммунистами. Он даже обращался к странам запада и СССР за помощью в установлении мира между Гоминьданом и КПК . СССР сразу ответило отказом. В конце концов, Чан Кайши не остается выбора, как объявить об уходе с поста президента Китайской Республики, и переместить свое правительство на остров Формозу, или Тайвань [17].
В 1938 году намечается очередной съезд партии, однако Мао Цзэдуну удается сорвать их, а вместо этого провести IV расширенный пленум ЦК КПК, на котором он укрепляет свои руководящие позиции. Этому также способствовало и то, что вернувшийся из Москвы Ван Цзясан заявил, что И.В. Сталин «…рассматривает Мао Цзэдуна в качестве лидера КПК»[18].
Стоит также упомянуть, что во время последней гражданской войны Сталину было сложно определиться в том, кого поддерживать в Китае. Он не мог тогда выбрать Мао Цзэдуна, так как они несколько расходились в своих политических взглядах. С другой стороны было сложно сделать выбор в пользу Чан Кайши, так как хоть и СССР его поддерживало на начальном этапе, но показав свои реакционные взгляды, появились сомнения на счет его поддержки. Однако, в конце концов, выбор был сделан в пользу Мао Цзэдуна и Коммунистической партии Китая [19].
Именно тогда Мао Цзэдун собирает группу из своих союзников, в состав которой входят также Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. Они и станут в будущем видными партийными деятелями, как Коммунистической партии Китая, так и выдающимися личностями Китайской Народной Республики.