Глобальные изменения, происходящие в современном мире, коснулись практически всех сторон жизни общества и в России, в том числе и жизни молодежи. Молодежь, как социальная группа находится в самом эпицентре жизненного самоутверждения, ее представителям необходимо осуществить не только выбор будущей профессии, не только заняться своей карьерой, но и сконструировать новый образ жизни, осуществить выбор направления своего будущего. Являясь наиболее передовой и прогрессивной частью общества, молодежь активно обращается к нестандартным формам досуга, в том числе к занятиям восточными единоборствами.
Для молодежи характерно особое содержание личностных качеств. Эту социальную группу характеризует также особые формы бытия в его предметной и процессуальной формах. Представление о досуге и отдыхе молодежи обычно связано с определенной деятельностью, имеющей довольно сложное содержание и многогранные формы организации. Именно различные виды восточных единоборств дают широкий спектр для самореализации, спортивного, творческого развития и личностного роста.
Если обратиться к потребностям людей, которые условно подразделяются на три типа – врожденные или первичные; социальные и культурные, то мы обратим внимание на то, что каждый человек уже рождается с первичными потребностями, которые дают о себе знать различными состояниями организма. В свою очередь, социальные и культурные потребности в большинстве случаев формируются социокультурной средой. Этот вид потребностей тесно связан с разумом человека, его уровнем образования, социальным статусом, а также с общим уровнем развития личности. В противовес первичным запросам, социокультурные потребности могут быть сформированы только в общественной среде в процессе воспитания и развития человека. Социокультурные потребности настолько многообразны, что постоянно сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Большинство из них приобретает довольно гибкий характер. Они всегда зависимы от социальных изменений в обществе, всеобщего уровня образования, социальных связей, и др.
Восточная философия, вкладывая в понятие «личность» неотъемлемость человека как от всеобщего физического космоса, так и от всеобщего человеческого социума, делает привлекательным изучение восточных единоборств для молодежи.
Цели и устремления людей, направлены на те, или иные виды досуга, чаще всего, возникают в соответствии с привычками, особенностями характера, полученного жизненного опыта. Одновременно, человек испытывает желание во время досуговой деятельности узнать что-то новое, познакомиться с чем-либо неизведанным. Боевые искусства, являя собой один из способов вхождения в единую всеобщую систему практических знаний о мире, дают надежду на возможность познания не просто чего-то нового и интересного, а сверхъестественного. В спортивные залы, где организованы секции восточных единоборств, приходят чаще всего именно в поисках себя.
Большинство существующих единоборств, боевых искусств и различных видов борьбы, возникших во Вьетнаме, Корее, Бирме и даже в России взяли за основу идеологию, позаимствованную из Японии или Китая. В них переплетаются в различных комбинациях постулаты конфуцианской морали, буддийские и даосские практики релаксации, хотя в ряде случаев одновременно с этим сохраняются и рудименты местных культов.
Важной чертой восточных боевых искусств является то, что они складывались на основе взаимовлияния и сочетания действий технических и принципов духовных. Такая философия отталкивается от единства человека и Вселенной. Это дает возможность человеку, практикующему боевые искусства, накапливать в организме космическую энергию «ки» и тем самым совершенствовать свою личность.
В работах современных ученых, занимающихся проблемами социальной философии такие явления, как поиски смысла жизни, жизненная философия, «линия жизни» или жизненная направленность, жизненный опыт, талант, мы можем вместить в понятие «жизненный путь человека». Проблемы, возникающие с изучением жизни конкретного человека, называют биографическими. Они довольно тесно переплетаются с важнейшими общественно-политическими процессами эпохи. «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю».
Жизненный путь человека – это процесс его индивидуального развития. Человек является участником многих сторон жизни общества. Каждый человек является представителем конкретного поколения, и многие события эпохи, в которую он жил или живет, одновременно становятся вехами и его биографии.
Говоря о молодых людях, занимающихся практикой восточных единоборств, мы должны отметить тот особый тип характера, который складывается у них во время занятий и несомненно влияет на его жизненный путь. Во время тренировок происходит не только процесс приобретения и развития спортивных данных, но и процесс формирования мировоззренческих черт личности на основе мировоззрения народов тех стран, которые явились родоначальниками каждого конкретного восточного единоборства. Если обратиться к переводу названия того или иного вида восточного боевого искусства, мы всегда увидим слово «путь», что предполагает «жизненный путь человека». В то же время мы можем констатировать, что в основе практически всех единоборств Востока лежит традиционная философия. В нее входят три главных философско-религиозных учения – буддизм, даосизм, конфуцианство. Сторонниками идей Конфуция были заложены философские идеи о строгом и гармоничном социальном порядке. Даосы придерживались теории единства человека и природы. Буддисты проповедовали развитие личного контроля над своей психикой. Возможно, на основе именно этих духовных принципов будет происходить полноценное развитие и самореализация личности в обществе.
Многие люди живут без каких-либо целей. Чаще их заменяют всевозможные фантазии, мечты и надежды. Стратегия жизни как долгосрочный план, чаще всего редкий феномен.
Стратегия - это рывок в будущее. Для молодежи, отправной точкой, стартом в жизнь может стать спортивный зал, в котором обучают восточным боевым искусствам. Необходимо понимать, что приобретение социального опыта не является спонтанным и не происходит автоматически. Здесь необходимы осознанные усилия, специально направленная деятельность. Человек не может просто взять полученные другими людьми знания. Каждый должен заново «переоткрыть» эти знания для себя. Не достаточно, да и не возможно усвоить древний опыт в полном объеме, но, основываясь на нем, можно пересмотреть свои естественные способности и возможности таким образом, чтобы произошло «второе рождение».
Гармонично развитый человек реализует себя на двух главных планах. Внешняя сторона - это его физическое совершенство, техническое мастерство и одухотворенность. Внутренняя сторона (то есть как данный человек оценивает себя сам) - это некая личностная эстетика переживания, которая связана с достижением особого состояния сознания при помощи приемов психотехники. Постижение внутреннего смысла действия в таких случаях сопряжено с небывалым ощущением радости, подъема и обретения свободы.
Восточные боевые искусства - это многомерная и многоликая система. Здесь практически любой молодой через боевые искусства может достичь удовлетворения многих жизненных потребностей, дополнить или восстановить свои ценности. Сегодня приобретает новый смысл возрождение всех непреходящих ценностей и высоких идеалов гуманизма, заложенных в основу боевых искусств Востока. Это открывает совершенно новые пути и возможности в овладении всеобщим культурным наследием.
Восточные единоборства и боевые искусства таят в себе огромный воспитательный потенциал и поэтому обладают большой ценностью. Они призваны и способны осуществить колоссальные положительные сдвиги как в физическом, так и в эмоционально-психологическом развитии человека. Что и дает возможность рождению личного жизненного пути.