Полный текст статьи
Печать

Глобальные изменения, происходящие в современном мире,  коснулись практически всех сторон  жизни общества и в России, в том числе и жизни молодежи. Молодежь, как социальная группа находится в самом эпицентре жизненного самоутверждения, ее представителям необходимо осуществить не только  выбор будущей профессии, не только заняться своей карьерой, но и сконструировать новый образ жизни, осуществить выбор направления своего будущего. Являясь наиболее передовой и прогрессивной частью общества, молодежь активно обращается к нестандартным формам досуга, в том числе к занятиям восточными единоборствами.

Для    молодежи характерно  особое  содержание личностных качеств.  Эту социальную группу характеризует также  особые формы бытия в его предметной и процессуальной  формах.  Представление о досуге и отдыхе молодежи обычно связано с определенной деятельностью, имеющей довольно сложное содержание  и многогранные формы организации. Именно различные виды восточных единоборств дают широкий спектр для самореализации, спортивного, творческого развития и личностного роста.

Если обратиться к потребностям людей, которые  условно подразделяются  на три типа – врожденные или первичные; социальные и культурные, то мы обратим внимание на то, что каждый  человек уже рождается с первичными потребностями, которые дают  о себе знать различными  состояниями организма. В свою очередь,  социальные и культурные потребности в большинстве случаев формируются социокультурной средой. Этот вид потребностей тесно связан  с разумом человека, его уровнем образования,  социальным статусом, а также с общим уровнем развития личности. В противовес первичным запросам, социокультурные потребности могут быть сформированы только в общественной среде в процессе воспитания и развития человека. Социокультурные потребности настолько  многообразны, что постоянно  сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Большинство  из них приобретает довольно гибкий характер. Они всегда зависимы от социальных изменений в обществе, всеобщего уровня образования, социальных связей, и др.

Восточная философия, вкладывая в понятие «личность» неотъемлемость человека как от  всеобщего физического космоса, так  и от всеобщего человеческого социума, делает привлекательным  изучение восточных единоборств для молодежи.

Цели и устремления людей, направлены на те, или иные виды досуга, чаще всего, возникают в соответствии с  привычками, особенностями характера, полученного жизненного опыта. Одновременно, человек испытывает желание во время  досуговой деятельности  узнать что-то новое,  познакомиться с чем-либо неизведанным. Боевые искусства, являя собой  один из способов вхождения  в единую всеобщую систему практических  знаний о мире, дают надежду на возможность познания не просто чего-то нового и  интересного, а сверхъестественного. В спортивные залы, где организованы  секции восточных единоборств, приходят чаще всего именно в поисках себя.

Большинство существующих единоборств, боевых искусств и  различных видов борьбы,  возникших во Вьетнаме, Корее, Бирме и даже в  России взяли за основу  идеологию, позаимствованную из Японии или Китая. В них переплетаются в различных комбинациях постулаты конфуцианской морали, буддийские и даосские практики релаксации, хотя в ряде случаев одновременно с этим сохраняются и рудименты местных культов.

Важной чертой восточных боевых  искусств является то, что они складывались  на   основе взаимовлияния и сочетания действий технических  и принципов  духовных. Такая  философия  отталкивается  от единства человека  и  Вселенной.  Это  дает возможность  человеку, практикующему боевые искусства, накапливать   в  организме космическую энергию «ки» и тем самым совершенствовать свою личность.

В работах современных ученых, занимающихся проблемами  социальной философии такие явления, как поиски смысла жизни, жизненная философия, «линия жизни» или жизненная направленность, жизненный опыт, талант, мы можем вместить  в понятие «жизненный путь человека». Проблемы, возникающие с изучением жизни конкретного человека, называют биографическими. Они довольно тесно переплетаются с важнейшими общественно-политическими  процессами эпохи. «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю». 

Жизненный путь человека – это процесс его  индивидуального развития. Человек является участником  многих сторон жизни общества. Каждый человек  является представителем конкретного  поколения, и многие события эпохи, в которую он жил или живет,  одновременно становятся вехами и  его биографии.

Говоря о  молодых людях, занимающихся практикой восточных единоборств, мы должны отметить тот особый тип характера, который складывается у них во время занятий и несомненно влияет на его жизненный путь. Во время  тренировок  происходит  не только процесс приобретения и развития  спортивных данных, но и процесс формирования мировоззренческих черт личности на основе мировоззрения народов тех стран, которые явились  родоначальниками  каждого конкретного  восточного единоборства. Если обратиться к переводу названия того или иного вида восточного боевого искусства, мы всегда увидим слово «путь», что предполагает «жизненный путь человека». В то же время мы можем констатировать, что в основе практически всех единоборств Востока лежит традиционная философия. В нее входят три главных философско-религиозных учения – буддизм, даосизм, конфуцианство. Сторонниками  идей Конфуция были заложены  философские идеи о строгом и  гармоничном социальном порядке.  Даосы придерживались  теории единства человека и природы. Буддисты проповедовали развитие личного контроля над своей психикой. Возможно, на основе именно этих духовных принципов будет происходить полноценное развитие и  самореализация личности в обществе.

Многие люди живут без каких-либо целей. Чаще их заменяют всевозможные фантазии, мечты и надежды. Стратегия жизни как долгосрочный план, чаще всего редкий феномен.

Стратегия - это рывок в будущее.  Для молодежи, отправной точкой, стартом в жизнь может стать спортивный зал, в котором обучают восточным боевым искусствам. Необходимо понимать, что приобретение социального опыта не является спонтанным и не происходит автоматически. Здесь необходимы осознанные усилия,  специально направленная деятельность. Человек не может просто взять полученные другими людьми  знания. Каждый должен заново «переоткрыть»  эти знания для себя. Не достаточно, да и не возможно усвоить древний  опыт в полном объеме, но, основываясь на нем, можно пересмотреть свои естественные способности и возможности таким образом, чтобы произошло «второе рождение».

Гармонично развитый человек реализует себя на двух главных планах. Внешняя сторона - это его физическое совершенство, техническое  мастерство и одухотворенность. Внутренняя сторона (то есть как  данный человек оценивает себя сам) - это некая личностная  эстетика переживания, которая связана с достижением  особого состояния сознания при помощи приемов психотехники. Постижение внутреннего смысла действия в таких случаях сопряжено с небывалым ощущением радости, подъема и обретения свободы.

Восточные боевые искусства - это многомерная  и многоликая система. Здесь практически любой молодой  через боевые искусства может достичь удовлетворения многих жизненных потребностей, дополнить или восстановить свои ценности. Сегодня приобретает новый смысл возрождение всех непреходящих ценностей и высоких идеалов гуманизма, заложенных в основу  боевых искусств Востока. Это открывает совершенно новые пути и  возможности в овладении всеобщим  культурным наследием.

Восточные единоборства и боевые искусства таят в себе  огромный воспитательный потенциал и поэтому обладают  большой  ценностью. Они  призваны и способны осуществить  колоссальные  положительные сдвиги как в физическом, так  и в эмоционально-психологическом  развитии человека. Что и дает возможность рождению личного жизненного пути.