Полный текст статьи
Печать

После создания Китайской Народной Республики новое правительство столкнулось со множеством нерешенных политических и экономических проблем . Первое, с чем нужно было разобраться – это вопрос независимости и территориальной  целостности государства. Перед дипломатами китайского государства стояла очень важная задача – наладить дружественные отношения с другими государствами и создать благоприятную политическую обстановку для обмена иностранными представителями.

Еще одна политическая проблема, не позволявшая Китайской Народной Республике наладить дипломатические отношения не только с социалистическими странами, но и с капиталистическими, - это их противостояние друг с другом.  Ни для кого не секрет, что в данный период государства разделились на 2 группы, лидером одной из которых был СССР, а лидером другой – США[1].

Правительство США неоднократно высказывало свое негативное отношение к социалистически настроенным государствам, более того, Америка проводила довольно агрессивную политику против КНР.  Подтверждением  тому является экономическая блокада, а порой и военные угрозы со стороны США, учитывая все это,  не удивительно, что Китай поддержал СССР.

В общих чертах, китайская дипломатия претерпела множество изменений, и много раз меняла направление развития в зависимости от потребностей станы в тот или иной период . Однако неизменным оставалось то, ради чего была задумана идея Народной Республики - суверенитет и сохранение китайской идентичности. Вполне вероятно, это связано с тем, что много лет Китайское государство подвергалось влиянию более  развитых и сильных держав и находилось в условиях, при которых трудно сохранить свою самобытность.  Следует отметить так же, что эту задачу китайцам необходимо было выполнить, исходя из соображений, что испокон веков китайская держава шла по собственному пути развития и не могла положиться на опыт развития иностранных государств[2].

30 декабря 1949 года Индия была официально провозглашена независимой республикой. Однако еще до этого события Дели проявил интерес к установлению отношений с Китайской Народной Республикой. В тоже время индийское правительство прервало отношения с партией Гоминьдан, что вызвало негодование государств запада. Внешнеполитические деятели Индии, в частности, К.П. Менон посоветовали Д. Неру, являвшемуся премьер-министром, всячески показывать дружелюбное отношение к Китаю и признать его новое правительство.   

Китайское правительство, в свою очередь, так же проявило инициативу и 4 января 1950 года предложило Индии установить отношения с пометкой об «уважении территориального суверенитета».  Можно предположить, что  китайское правительство, решило подстраховаться, остерегаясь, что Индия, долгое время будучи колонией Великобритании,  может претендовать на пограничные районы, где проживали тибетцы.  Иначе говоря, КНР приняла предложение дружбы с Индией, выдвинув свои условия[3].

 Премьер-министр КНР Чжоу Эньлай, совмещавший вместе с этим должность Министра иностранных дел, стремительно созвал иностранных представителей в северной столице и передал сообщения об установлении дипломатических отношений  с Индией. Задача была выполнена и  все, находящиеся в Нанкине представители зарубежных государств получили известия о предстоящих переговорах, касающихся отношений двух государств.

Тот факт, что послам из-за рубежа необходимо было выполнить ряд формальностей, которые могли позволить им получить допуск в Пекин, свидетельствует о высокомерном поведении китайцев.  Как мы считаем, это своеобразная форма возмездия китайских националов за предвзятое к ним ранее  отношение других держав.

Ответ Индии на послание Чжоу Эньлая был довольно дружелюбным. Так же Дели полностью был готов обменяться представителями с КНР,  после того, как Гоминьдановское правительство, все еще владеющее некоторыми южными территориями, переместится на Тайвань. Таким образом, Индия обещала признать новое китайское правительство к концу 1950 года[4].

Стоит отметить, что А.К. Сен, выполнявший обязанности секретаря посольства Индии в городе Нанкине,  был выдвинут индийским правительством временным поверенным, однако Китай не дал на это своего согласия. Недовольная ответом китайской стороны Индия остановила переговоры. В результате чего, Китаю пришлось пойти на уступки и признать Сена временным поверенным, а К.М. Паниккар стал послом Индийской Республики в Китае. 

Оставался открытым вопрос об отъезде Паниккара. Индийское правительство настаивало на том, что посол должен оставаться в Нанкине, однако Паниккар  не смог бы выполнять свою работу до того, как будет признан новый  режим. Необходимо учесть, что тогда юго-восток Китая был под властью Гоминьдана. В итоге, возвращение посла в Индию произошло в ноябре 1949 года. 

В индийском правительстве не было согласия по поводу сроков признания нового режима в КНР. Одни хотели, чтобы этот процесс протекал более быстро, другие – постепенно. К числу вторых относятся консерваторы, к примеру, генерал-губернатор Раджагопалачарий и ВалабхайПатель. Не удивительно, что именно вторая группа пользовалась наибольшей поддержкой, ведь генерал-губернатор – деятель, пользовавший властью наравне с высшим представителем власти, и мог ограничиваться только советами премьер-министра[5]. 

Процесс налаживания дружеских отношений между государствами протекал достаточно легко, однако, официально результат проделанной индийскими и китайскими политиками работы был оглашен позже. Причиной этому послужила встреча Мао Цзедуна и Чжоу Эньлая с советскими представителями на территории СССР.

Несмотря на положительный исход переговоров, все еще оставался нерешенным один вопрос. Вопрос о том, что КНР не согласна принимать дипломатические лица, выполнявшие свои обязанности при старом режиме в Китае. Очевидно, Китай действительно нуждался в поддержании связей с Индией, так как этот тоже был решен в пользу Индии. Как результат, 20 мая 1950 года Паниккар все-таки передал верительные грамоты. 

Необходимо отметить, что «…сам посол Индии в Китае не проявлял особой радости, получив свою должность. Вероятно, это связано с тем, что между двумя государствами существовало множество нерешенных проблем, которые окажут влияние на взаимоотношения государств в будущем»[6].

Влияние Британии на Индию возрастало с каждым годом и распространялось на Гималаях[7]. В связи с этим стали образовываться разногласия между Китаем и Индией по поводу пограничной территории. Британия была инициатором разделить Индию и Китай незаселенными территориями Тибета. Так же это было сделано для того, чтобы ограничить влияние Китая.

После того, как армия КНР оккупировала территорию Тибета в 1949 году, изменилась политическая обстановка этой территории.

Чтобы разобраться в возникшей проблеме, необходимо вспомнить события В 1913-1914 годов, когда в  Симле был организован съезд, в котором участвовали Тибет, Китай, Британия. В ходе этого собрания была создана граница Мак-Магона, которая официально не считалась границей, однако, на картах отмечалась  «Границей 1». Индия не признавала подписание соглашения о границе до 1937 года, только в этом году на индийских картах появилась отметка о данной границе.

 Спустя 10 лет индийское правительство увеличило свое влияние на территории Тибета, что привело к тому, что в 1951 году район Таванга был занят Индией[8].

Что касается КНР, она не считала Тибетские земли буферной зоной, скорее Китай считал Тибет своей территорией, что не удивительно, ведь индийское правительство так же считало Тибет регионом своей страны. 

 В борьбе за спорную территорию Индия настаивала на законных правах на данную землю, предъявляя множество важных аргументов. Китай же,  претендуя на этот регион на законных основаниях, обвинял Индию в ее неразумности. Однако, КНР заявила, что договоры, заключенные во время колониальной зависимости не являются законными.

Территория Тибета являлась «подушкой безопасности» для Индии, которая участвовала и в политике Тибета, и в экономике и, конечно же, в защите тибетских территорий. Поэтому после объявления Китаем о том, что он собирается освобождать территории Тибета посредством НОАК, индийское правительство реагирует весьма осторожно, послав своего политического деятеля в Лхасу для того, чтобы быть в курсе происходящих там событий.  Заявление об освобождении Тибета Китай сделал лишь через пару дней после того, как Индия признала КНР. 6 января  во время конференции индийским премьером-министром было высказано мнение о том, что он не предполагает, что Китай будет предпринимать какие-либо меры по захвату Тибета. 

Стоит разобраться, почему же Индия так яростно борется за автономию Тибета. Еще со времен, когда Индия была английской колонией, англичане рассматривали эту спорную землю как щит от внешних вмешательств по отношению к Индии. Однако, в силу разности подходов китайского и индийского государств, проблема не могла быть решена мирным способом.

Необходимо отметить, что при гоминьдановском режиме считалось ,что тибетские территории – это особый субъект на территории Китая. Стоит обратить внимание на то, что до объявления Китая республикой в 1912 году, сами тибетцы заявили о своей независимости от правительства Китайской республики. 

Международная комиссия ООН также сделала заключение о том, что в 1913-1950 годах Тибет осуществлял свою политическую и экономическую деятельность как самостоятельное государство, согласно международному праву[9].

Узнав о намерении КНР, Лхаса действовала незамедлительно.  Это проявлялось в просьбах к ООН, Индии, Британии о помощи. Нетрудно предугадать, что китайское правительство также не останется бездейственным. Правительство  КНР предупредила страны, к которым Лхаса обратилось с просьбой о помощи, что их положительный ответ будет означать враждебный настрой против самого Китая и, конечно же, конец дипломатических отношений. 

Стоит отметить, что как только стала назревать проблема в отношениях между двумя государствами, индийское правительство всегда пыталось исправить ситуацию мирным путем: устраивало переговоры, заседания, посылало своих представителей и приглашало представителей с китайской стороны. Как бы там ни было, индийское правительство уже направило помощь   Тибету. Тем временем в Нью-Дели прибывали представители китайской стороны с целью переговорить с членами тибетской миссии. Сначала ШэнЦянь, а затем первый  посол в Индии  ЮньЧуньсянь в 1950году [10]. 

Главная цель данных переговоров состояла в том, чтобы  передать сообщение о том, что тибетской мисси настоятельно рекомендуется прибыть в Пекин в сентябре, и в случае не выполнения данной просьбы, последуют неблагоприятные последствия. Однако в обещанный срок тибетская миссия не приехала.

Позже до  индийского правительства дошли вести, что посол КНР не желает более участвовать в обсуждении вопроса об отношениях Тибета  и КНР.

Далее события развивались таким образом: китайское правительство неоднократно напоминало и озвучивало свои условия по поводу сроков приезда делегации в столицу Китая, дабы Индия повлияла на виновников недовольства КНР.  Необходимо отметить, что Китай негативно относился к тому, что переговоры проходили в индийской столице

В конце концов,  индийское посольство уведомило Китай о том, что члены делегации согласны прибыть в Пекин для личной встречи с китайскими представителями.  Таким образом, 25 октября тибетская миссия отправилась для переговоров в Китай.

Причиной того, что делегация не прибыла в поставленные Китаем сроки, как указала она сама, была проблема с оформлением визы в Гонконг. Она вернулась в Дели по просьбе китайского посла, который хотел на территории Индии вести переговоры[11].

Опасаясь того, что Китай может обвинить в опоздании Индийское правительство, Нью-Дели высказал  свое мнение, в котором говорилось, что Индия не имеет  никакого отношения к опозданию тибетской делегации.

Однако попытки Индии снять с себя подозрения были напрасны так, как в ответ на послание Китай четко дал понять, что видит причину во вмешательстве других политических сил.

Далее индийское правительство много раз обращалось к Китаю, чтобы переубедить его в том, что имеет место быть иностранное вмешательство. Однако, на все заявления, Китай находил свои аргументы и причины обвинять Тибетскую миссию.

Как считала КНР, причина задержки прибытия миссии  - размещение вооруженных сил в провинции Сикан с целью не допустить НОАК вторгнуться в Тибет.

22 августа Чжоу Эньлай устроил встречу с послом Индии, чтобы обговорить сложившуюся политическую ситуацию Тибете. Чжоу Эньлай уверил Паниккара, что КНР будет действовать только мирным путем. Так же китайский премьер упомянул, что до него дошла информация о том, что Непал собирается послать армию на помощь тибетцам. В ответ на эту информацию, индийский посол указал, что Китай недостаточно удостоверен о ситуации в Тибете и не владеет информацией в полной мере[12].

В 1950 году в Западном Сикане КНР стала проводить политику умиротворения, что возмутило Индию. Индийский посол прибыл на всрречу с китайскими властями, которые не давали ни малейшей причины усомниться в их мирной политике по отношению к Тибету. 

Позже в СМИ стала появляться информация о военных столкновениях в Тибете, точнее о жестких военных действиях Китая в отношении этой территории.  Индия передала сообщение в Пекин о том, что им стоит пересмотреть свои методы, в связи с нарастанием негативного отношения иностранных государств к КНР.

В Пекине по средствам СМИ было объявлено о начале освобождения Тибета 25 октября 1950 года. В данном заявление КНР ни слова не упомянул об Индии и ее попытках уладить отношения мирным путем. Таким поведением, правительство КНР показывало, что отношения между Тибетом и Китаем – это только проблемы внутри страны[13]. 

Естественно, что Индия незамедлительно и очень бурно отреагировало на данное  заявление . 28 октября индийская столица была  оповещена о вторжении китайский войск в Тибет. Через день после этого, премьер-министр Индии высказался английским СМИ о данной ситуации. В его высказывание говорилось о том, что весьма вероятно, что СССР имеет политическое влияние на действия КНР в отношении пограничной территории.  Основанием для такого предположения, Неру посчитал мнение Москвы, что территория Тибета является территорией англо-американского влияния против коммунистов.

Далее индийское и китайское правительства закидывали друг друга обвинениями и негативными высказываниями в отношении друг. Однако, Индия была бессильна повлиять на действия Пекина и только лишь пробуждала в индийском народе негатив к китайцам.

Дальнейшие события оставили неблагоприятный отпечаток на отношениях Китая и Индии. 6 октября британский заместитель МИД официально оказал поддержку Индии в ее действиях по отношению к КНР. Вполне предсказуемо, что для Китая – это еще один повод заподозрить и обвинить Индию в сговоре с антикоммунистическими державами.  США так же поддержали позицию Индию.

 Поддержка западных стран дала основание индийскому правительству боле активно влиять на Пекин и его действия в отношении Тибета.

16 сентября 1950 года Пекин подтвердил свою позиции. Позже КНР выступила инициатором проведение переговоров для решения проблемы мирным путем, пригласив делегацию из Тибета. Однако, она так и не явилась, что дало повод Пекину обвинить в этом Дели[14]. 

Необходимо отметить, что освободить Тибет было приоритетом для Пекина. Однако достичь этого можно было только силами НОАК, а мирные переговоры лишь служили прикрытием, средством введения в заблуждение иностранных государств[15]. 

Последующие несколько лет, Китай и Индия встречались для того, чтобы  обговорить свои претензии о спорной территории. Наконец, в апреле 1954 года китайско-индийские переговоры закончились подписанием соглашения, согласно которому индийское правительство не претендовала на территорию Тибета и предоставляла полную независимость Китаю в этом вопросе. Договор был подписан  премьерами обеих сторон. 

Как бы там ни было, считать Тибетом одним из регионов Китая достаточно трудно, так как тибетцы не относятся к китайскому этносу, они также признают не китайский, а индийский буддизм. Существует очень много разногласий по этому поводу, вплоть до языка и письменности, которая была придумана предками индийцев.